ИЕРУЗАЛЕМ


ИЕРУЗАЛЕМ
Ерусалем (Jerusalem), Вильгельм (11 окт. 1854 – 15 июля 1923) – австр. бурж. философ-идеалист, представитель т.н. критического реализма. В 1891 – доцент, в 1920 – проф. Венского ун-та. Под влиянием Спенсера и Джемса истолковывал человеч. сознание и познание с т. зр. биологич. закономерностей. Целый ряд положений теории познания И. сближает его с Махом и Авенариусом. Стремление к познанию И. выводил из инстинкта самосохранения, превзошедшего в своем развитии требования непосредств. сохранения жизни. Согласно И., философия в своих началах идентична науке в том смысле, что, так же как и наука, является результатом "индивидуалистич. тенденции развития". Однако, утверждает И., последующее их развитие отнюдь не одинаково: философия обращена "во внутрь", ее предмет – человек и его "жизнь" (это понятие И. определял идеалистически). Философия, по И., в отличие от науки, опирается не только на мышление, но и на чувство и "хотение"; задача ее – придать индивиду и гос-вам "волевые цели". И. пытался примирить науку с религией (см. "Критический идеализм и чистая логика"– "Der kritische Idealismus und die reine Logik", 1905). Подобные воззрения дали основание Ленину назвать И. "реакционнейшим кантианцем" (см. Соч., т. 14, с. 83).
Соч.: Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre, Stuttg., 1915; Einfuhrung in die Soziologie, W.–Lpz., [1926]; в рус. пер.: Введение в философию, [4 изд., М., 1914]; Учебник психологии, 3 изд., М., 1917.
Лит.: Eckstein W., W. Jerusalem, W.–Lpz., 1935.
А. Мысливченко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ИЕРУЗАЛЕМ
    ИЕРУЗАЛЕМ, Ерусалем (Jerusalem) Вильгельм (11 октября 1854, Држениц — 15 июля 1923, Вена) — австрийский философ, представитель “критического реализма”. С 1891 — доцент, с 1920 — профессор Венского университета. Выступал против феноменализма и априоризма. Под влиянием Спенсера Иерузалем истолковывал процесс познания, исходя из биогенетических предпосылок. Вслед за Э. Махом выводил стремление к познанию из инстинкта самосохранения, развившегося намного больше, чем это необходимо для непосредственного сохранения жизни. Философия обращена “во внутрь”, ее предмет — человек и его “жизнь”. Ее задача — выдвигать перед индивидом и государством “волевые цели”. В области социологии Иерузалем исходил из того, что человеческие группы (общества) не сводятся к сумме индивидов, из которых они состоят, а представляют собой нечто большее, “сверхиндивидуальное”. Все социальные образования имеют двойную функцию: они вне нас и в то же время внутри нас. Общая тенденция социального развития ведет к универсализму и космополитизму.
    Соч.: Der kritische Idealismus und die reine Logik. W.—Lpz., 1905; Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre. Stuttg., 1915; Einfuhrung in die Soziologie. W.—Lpz., 1926; Введение в философию, 4-е изд. М., 1914; Учебник психологии, 3-е изд. М., 1917.
    Лит.: Eckslein W. W. Jerusalem, sein Leben und sein Wirken. W.—Lpz., 1935.
    А. Г. Мысливченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 465
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА"
  • List der Vernunft
  • “ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Битва под Адрианополем (1205)
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
  • ОДИССЕЙ 20 ПРИХОДИТ ПОД ВИДОМ СТРАННИКА В СВОЙ ДВОРЕЦ
  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • философия науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • цели человеческой жизни
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь