КОНТ


КОНТ
(Comte) Огюст (1798—1857) — фр. философ, один из основоположников позитивизма и родоначальник социологии. В 1817—1822 был секретарем К.А. Сен-Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Основные идеи философии позитивизма изложены им в сочинениях: «Курс положительной философии» (Т. 1—2, 1899—1900) и «Дух позитивной философии» (1910).
Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного индивида, К. пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая, стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями и причинами, главной задачей на этой стадии является критика и разрушение теологических представлений и подготовка новой — позитивной, или научной, — стадии, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Именно в пер. пол. 19 в. человечество, по мнению К., начало переход на третью стадию своего духовного развития. Отсюда вытекает негативное отношение К. к философии, характерное и для позитивизма в целом: философия уже сыграла свою критическую роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. Этим же вызвана и его высокая оценка науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание.
В науке для К. главным являются факты — твердые, несомненные, устойчивые факты. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать их. Миф, религия, философия стремились объяснять явления окружающего мира, указывая на некоторые сущности, лежащие за явлениями и порождающие их. Религия видела в мире проявление божественной воли, философия искала причины чувственно воспринимаемых событий в сфере невоспринимаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает К., как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой констатацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами, — в замене слова «почему» словом «как». Таким образом, основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки — описание: «Все здравомыслящие люди повторяют со времени Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения...»
На место религиозно-философских рассуждений об обществе К. предложил поставить особую науку — социологию, которая должна дать позитивное знание о социальных процессах. По аналогии с механикой социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую законы общественного развития. Эти законы, полагает К., столь же устойчивы, как и законы естественных наук, ибо они определяются неизменной человеческой природой. Поэтому, делает вывод К., люди не в силах изменить коренные тенденции общественного развития. Изменяемы и подвластны влиянию людей только темпы развития и отдельные, не слишком значительные аспекты жизни общества. Позитивные социальные науки способны открыть неизменные законы общественного развития и благодаря этому прогнозировать общественные изменения и даже сознательно воздействовать на них.
К. был глубоко убежден в том, что именно наука в будущем станет главным фактором общественного прогресса. «Давайте, — призывал он, — не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен».
Стремление К. освободиться от умозрительных спекуляций и опереться на очевидное надежное знание имело определенное историческое оправдание. Идеи фр. просветителей 18 в. привели в конечном итоге к революционному потрясению Франции и к кровавым наполеоновским войнам, длившимся почти четверть века. Учение Г.В.Ф. Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному наблюдению. Это отношение и выразил в своей философии К. Именно поэтому позитивизм К. получил широкое распространение в среде ученых. Правда, в самой Франции идеи К. встретили прохладный прием, они нашли поддержку в Англии, где Л Спенсер и Дж.С. Милль обеспечили позитивизму широкую популярность.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


КОНТ
        (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём СенСимона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер. под назв. «Курс положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как иотд. индивида), определяющих в конечном счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления объясняются па основе религ. представлений; вторая, метафизич., стадия заменяет сверхъестеств. факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — позитивную, или науч., стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого обществ. строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ. развития. Значит. место в системе К. занимает классификация наук, иерархию которых К. строил по степени уменьшения их абстрактности и увеличения сложности.
        Осн. соч. К. второго периода — «Система позитивной политики» («Systeme de politique positive...», v. l—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве «социальной физики» социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы «порядка» и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология выступает как «позитивная мораль», относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой «религии человечества», подробно изображая её культ и катехизис. Социологич. и политич. идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., т. 33, с. 138 и т. 39, с. 326—27). Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр. благодаря изложению их в соч. Э. Литтре, Дж. С. Милляи Г. Спенсера.
        Du pouvoir spirituel, P., 1978; в рус. пер.— Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910—13.
        Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 57—74; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99—141; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, L., 18662; LevyВ г u h l L., La Philosophie d'A. Comte, P., 1900; 0 s t w a l d W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; O o u h i e r H., La Jeunesse d'A. Comte et, la formation du positivisrae, v. l—3, P., 1933—41; L а с r o i ? J., La sociologic d'A. Comte, P., 1956; S t e i n h a u e r M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am Glan, 1966.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КОНТ
(Conte)
Опост (род. 19 янв. 1798, Монпелье – ум. 5 сент. 1857, Париж) – франц. философ, главный представитель позитивизма. Во взглядах на историю и социологию находился под сильным влиянием Сен-Симона, с которым его некоторое время объединяли узы дружбы. Конт отрицал всякую метафизику. Согласно его учению, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй стадии – при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и "силами», ипостазированными абстракциями. На третьей, позитивной, стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы; «Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir» («Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать») – эти слова являются девизом позитивной науки. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Психологию Конт подразделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология»; благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную систему. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества. Наконец, чтобы ускорить прогресс, необходима активизация чувств с помощью религии, высшим предметом которой (grand etre) является само человечество. Требования этой религии: любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель. Осн. произв.: «Курс позитивной философии», б тт., 1830-1842 (т. 1: «Математика»; т. 2: «Астрономия и физика»; т. 3: «Химия и биология»; т. 4 – 6: «Социология»; рус. пер. т. 1, 1900); «Systeme de politique, ou Traite de sociologie instituant la religion de l'humanite», 4 vol., 1851-1854.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КОНТ
(Comte), Огюст (19 янв. 1798 – 5 сент. 1857) – франц. философ, один из основоположников бурж. социологии и философии позитивизма. Род. в Монпелье, в семье чиновника. Учился в лицее, затем в Политехнич. школе. С 1818 – секретарь Сен-Симона, с к-рым через несколько лет порвал. Период связи с Сен-Симоном благотворно сказался на науч. деятельности К. "Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-Симона...", – писал Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 479). В революции 1848 занимал крайне реакц. политич. позицию [см. Архив Маркса и Энгельса, т. 3(8), 1934, с. 347 ]. Его гл. филос. и социологич. работы: "Курс позитивной философии" (см. соч.), "Система позитивной политики..." ("Systeme de politique positive...", v. 1–4, 1851–54), "Субъективный синтез..." ("Synthese subjective...", v. 1 – "Systeme de logique positive...", 1856). Широкий науч. кругозор К., его попытка разобраться не только в вопросах естествознания, но и в социальных проблемах, данная им, хотя и с неверных позиций, критика нек-рых уродливых сторон бурж. культуры дают возможность использовать труды К. для борьбы с новейшими представителями реакционной идеологии. Этим объясняется, почему прогрессивная общественность всех стран отмечала в 1957 по предложению Всемирного Совета Мира столетнюю годовщину со дня смерти К. Вместе с тем К. вошел в историю филос. и социологич. мысли как представитель субъективного идеализма, поставивший своей гл. задачей борьбу против материализма и атеизма, как противник революц. пролетариата, противопоставлявший коммунизму идеал слегка подкрашенного капиталистич. строя. Эти реакц. стороны кон-тизма поднимают на щит совр. бурж. философы и социологи.
Относительную ценность имеют высказывания К. в области естествознания и математики, в к-рых он, придерживаясь идеи об объективном существовании предметов в пространстве и во времени, выдвинул рациональный принцип математической абстракции как обобщающей деятельности ума, отправляющегося от действительных процессов реального мира. Положительный характер имела критика К. отрыва филос. доктрин от жизни и требование науч. анализа конкретных фактов и явлений. Несмотря на наличие этих идей, для философии К. в целом характерен субъективный идеализм и агностицизм – принципиальное отрицание возможности познания сущности вещей. Считая себя стоящим "выше" материализма и идеализма, К. сводил задачу исследователя к описанию и систематизации человеком сведений, полученных в ощущении. Попытки вскрыть объективную причинную связь явлений материальной действительности К. характеризовал как пустую и бесплодную метафизику. "...Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным, – заявлял он, – искание так называемых причин, как первичных, так и конечных" ("Родоначальники позитивизма", вып. 4, СПБ, 1912, с. 6). В теории познания К. пропагандировал релятивизм, к-рым он и пытался обосновать свой агностицизм. Высшей стадией в развитии человеч. разума К. считал такую, на к-рой признается "...невозможность достигнуть абсолютных знаний..." (там же, с. 2).
Значит. место в филос. системе К. занимает проблема классификации наук. Отвергая принцип деления наук по "различным способностям человеческого ума" (см. "Курс положительной философии", т. 1, СПБ, 1899, с. 25), он считал, что этот принцип должен "...вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют" (там же, с. 26). Исходя из этого принципа, К. располагал науки по убывающей простоте и общности: математика с механикой, науки о неорганич. телах, науки об органич. телах, включающие "социальную физику" или социологию (с дальнейшими подразделениями). К. доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутр. связь. Однако контовская классификация наук носит статич. характер, игнорирует принцип развития. В классификации наук К. содержится также прогрессивная мысль о том, что "теология и физика... глубоко несовместимы друг с другом..." (там же, с. 7). Вместе с тем К. выступал как сторонник новых рафинированных форм религии. К. ввел в науч. оборот термин "социология". Заимствуя у Тюрго и Сен-Симона идею о трех стадиях развития общества, он придерживался идеалистич. взгляда на общество. Этапы его развития определяются формами мышления: теологический, когда люди объясняют все явления, исходя из религии, действием сверхъестеств. сил, метафизический, когда все объясняется действием различных "сущностей" и "причин"; позитивный, когда все объясняется научно, т.е. в соответствии с требованиями позитивизма (по тем же стадиям, согласно К., проходит и индивидуальное развитие человека). Эту классификацию подверг критике Чернышевский (см. Избр. философ. соч., т. 3, 1951, с. 691). Высшая стадия историч. развития для К. – общество, по сути дела, являющееся лишь реформированным капитализмом. В социологии К. имелись и механистич. элементы – деление социологии на "социальную статику" и "социальную динамику", рассмотрение социологии как социальной физики и т.д. Отдельные прогрессивные идеи К. – напр. идея морального "превосходства пролетариев над другими слоями общества..." ("Родоначальники позитивизма", вып. 5, СПБ, 1913, с. 10) – тонут в общей реакционности его социологич. концепции. Последователи К. – Лаффит, Литтре, как и англ. позитивисты Дж. С. Милль, Спенсер и др., – выступали в качестве прямых защитников капитализма и открытых врагов материалистич. философии. Идеи К. имели большое влияние на франц. философию 19 в. и пользуются известной популярностью среди совр. реакц. бурж. социологов (Л. Бернард, Э. Росс, Э. Богардус и др.). На самые реакц., субъективно-идеалистич. положения философии К. ориентируются представители неопозитивизма в Англии, США, Австрии, ФРГ и др. капиталистич. странах. Неопозитивисты, как и К., под флагом борьбы с "метафизикой" материализма в конечном счете приходят к отрицанию объективной реальности. Прогрессивные ученые, отвергшие агностицизм К. (К. Тимирязев, Мария Склодовская, Пьер Кюри и др.), отмечали отдельные плодотворные идеи в его работах, напр. предвосхищение дарвинской идеи естеств. отбора (см. К. Тимирязев, Наука и демократия, 1920, с. 113). Основоположники марксизма, отмечая отдельные положит. идеи К., критиковали его позитивизм. Энгельс говорил о философии К. как об "узком филистерском мировоззрении..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 479). Ленин относил К. к числу реакц. философов, явно враждебных материализму (см. Соч., т. 14, с. 192).
М. Баскин. Москва.
Первые сведения о К. проникли в Россию в 40-х гг. 19 в. "В Париже явился новый человек или, лучше, вновь явился известный человек, Augusto Comte...", – сообщал в 1845 из Берлина Герцену Огарев (Избр. соц.-полит. и филос. произв., т. 2, 1956, с. 359). Свое сообщение Огарев основывал на письмах В. П. Боткина, Н. Г. Фролова и H. M. Сатина, находившихся в это время в Париже и слушавших лекции К. (см. "Русская мысль", 1891, кн. 7, с. 39; кн. 8, с. 4 и 7). В 1847 со статьей Сессе о философии К. и Литтре познакомился Белинский. Свое мнение о философии К. он изложил в письме Боткину от 17 февр. 1847, в том же году с учением К. русскую публику познакомил В. Милютин ("Отечеств. записки", 1847, кн. XI, XII). Герцен, Белинский, Огарев не приняли контовского позитивизма, расценив его как шаг назад от гегелевской диалектики к эмпиризму (см. Н. П. Огарев, Избр. соц.-полит. и филос. произв., т. 2, с. 377; В. Г. Белинский, Избр. филос. соч., т. 2, 1948, с. 326–29). В нач. 60-х гг. воззрения, близкие к позитивизму К., развивал Лавров. Взгляды Лаврова подверглись критике со стороны Чернышевского ("Антропологич. принцип в философии"), Антоновича ("Два типа совр. философов") и Писарева ("Схоластика XIX в.") и не получили распространения среди передовой русской интеллигенции. Однако начиная со 2-й пол. 60-х гг. интерес к К. в рус. демократич. кругах растет. О К. с сочувствием писал Ватсон в "Современнике". Писарев в "Русском слове" дал обзор социологии К. В 1868 появилась статья Лаврова "Задачи позитивизма и их решение" ("Совр. обозрение", 1868, No 5), где в духе материалистически толкуемого позитивизма он излагал учение К., к-рое высоко оценивал и Михайловский, усматривая в контовском агностицизме гносеологич. обоснование "субъективного метода" в социологии (см. Соч., т. 1, СПБ, 1896, с. 104–06). Классификация наук и эволюц. идеи К. привлекли внимание рус. естествоиспытателей (К. Тимирязева, H. H. Соколова, Вырубова). Поворот европ. бурж. философии к Канту, а затем Юму и Беркли вызвал критику К. "справа". В России в 70–80-х гг. гл. представителем этого направления явился махист Лесевич, критиковавший систему К. за то, что она "...слишком часто перегибается в наивный реализм..." (Собр. соч., т. 1, М., 1915, с. 634). С критикой К. "слева" выступал Чернышевский. В письмах к сыновьям он высмеивал претензии К. на создание новой философии, критиковал его за то, что его теория познания носила кантианский характер. В 20 в. влияние К. сходит в России на нет.
И. Пантин. Москва.
Соч.: Курс позитивной философии (Cours de philosophie positive) осн. соч. К. По замыслу автора оно должно было охватывать все области знания и обществ. жизни: философию математики (т. 1), философию астрономии и физики (т. 2), философию химии и биологии (т. 3), а также социальную философию (тт. 4–6). Характеристику "Курса" дал Энгельс, показавший несамостоятельность контовской классификации наук (см. "Диалектика природы", 1955, с. 199). Впервые "Курс" издан в Париже (т. 1–6, 1830–42). Затем т. 1 переиздан в 1852. Полностью 2 изд. вышло в 1864 с предисловием Литтре; 3 изд. 1869, 4–1877 и 5–1892–94 гг. На иностр. яз. "Курс" полностью не переводился. Сокращ. англ. текст Г. Мартино, 1853, 1875 и 1896. В 1871–72 этот текст издан и на франц. яз. С др. франц. сокращ. текста, выполненного в 1880 Ж. Ригом, И. Г. Кирхман сделал нем. перевод, к-рый и издал в 2 тт., 1883–84. В России было начато издание рус. перев. в 6 тт., под назв.: "Курс положительной философии", однако выпущены лишь три книги: т. 1 (отд. 1–2) и т. 2, СПБ, 1899–1900.
Л. Азарх. Москва.
Discours sur l'esprit positif..., Р., 1844; Discours surl'ensemble du positivisme..., P., 1848; Catechisme positiviste, P., 1852; Appel aux conservateurs, P., 1855; Correspondance inedite, v. 1–4, P., 1903–1904; в рус. пер. – Дух позитивной философии, СПБ, 1910; Катехизис промышленников (третья тетрадь) или система позитивной политики, в соч.: Сен-Симон, Катехизис промышленников, опубл. в кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 2, СПБ, 1910; Курс позитивной философии (2 лекции); Общий обзор позитивизма, там же, вып. 4–5, СПБ, 1912–13.
Лит.: Маркс К., [Письмо ] Энгельсу 7 июля 1866 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, [Л. ], 1953; его же, [Письмо ] Э.-С. Бизли 12 июня 1871 г., там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Положительная философия О. К. в изложении д-ра Робине, пер. с франц., СПБ, 1898; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., т. 2, СПБ, 1905, с. 400–401 (подробная библиогр. о Конте на рус. яз. до 1903); Тимирязев К. ?., Наука и демократия. Сб. ст., М., 1920, с. 113; История философии, т. 3, М., 1943, с. 402–19; История философии, т. 2, М., 1957 (см. Именной указатель); Дезанти Д., О. Конт, "В защиту мира", 1957, No 70, март; Баскин М. П., О. К. и его место в истории мировой культуры, "Вестн. истории мировой культуры", 1957, No 6; Кедров Б. М., О. К. о классификации естеств. наук, там же; Субботин А. Л., Филос. идеи О. К., "Вопр. философии", 1957, No 6; Асмус В. Ф., О. Конт, "Вестн. АН СССР", 1957, No 9; [его же ], Начало разложения бурж. философии, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1960, с. 404–08; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99–141; Mill J. S., А. С. and positivism, 2 ed., L., 1866; Levy-Bruhl L., La philosophie d'A. С, Р., 1900; Dumas G., Psychologie des deux Messies positivistes. Saint-Simon et A. C., P., 1905; Оstwald W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Reiche К., А. С. Geschichtsphilosophie, Tubingen, 1927; Borchert ?., Der Begriff des Kulturzeitalters bei C, Halle, 1927 (Diss.); Mаrсuse ?., Die Geschichtsphilosophie А. С., Stuttg.–В., 1932; Gouhier H., La jeunesse d‘A. С. et la formation du positivisme, v. 1–3, P., 1933–41; Cicala В., Corso di sociologia. Il pensiero di A. С edi F. St. Mill, Firenze, 1935; Peter J., A. С. Bild vom Menschen, Stuttg., 1936; Marvin F. S., С.; the founder of sociology, L., 1937; Duсasse P., Methode et intuition chez A.C., P., 1939; Lacroix J., La sociologie d'A. C., P., 1956; Arbousse-Bastide P., La doctrine de l'education universelle dans la philosophie d'A. C., t. 1–2, P., 1957; Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852–1870, Oxf., 1959.
М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КОНТ
    КОНТ (Comte) Огюст (19 января 1798, Монпелье — 5 сентября 1857, Париж) — французский философ, основатель позитивизма и социологии. Учился в Политехнической школе в Париже (1814—16), из которой был исключен за республиканские убеждения в период усиления роялистской реакции. В 1817—22 — личный секретарь К. А. де Сен-Симона, совместная работа с которым повлияла на социальные взгляды Конта. Затем преподавал в Политехнической школе. На основании лекций Конт создал свой основной труд — “Курс позитивной философии” (ч. 1—6,1830—42; рус. пер. под названием “Курс положительной философии”, т. 1—2,1899—1900).
    Задачу философии он видел в описании развития человеческой мысли, которая выражена преимущественно в развитии науки. Важным результатом работы Конта стало первое систематическое изложение истории естествознания.
    Основой доктрины Конта является концепция “трех стадий”, согласно которой каждая наука проходит в своем развитии три этапа — теологический, метафизический и позитивный. Первый из этих этапов характеризуется склонностью человеческого ума объяснять явления природы целесообразными действиями потусторонних сил. На метафизической стадии эти силы заменяются абстрактными принципами. Вместо воли Бога вводятся в рассмотрение естественные причины. Объяснением считается сведение к общим законам. На позитивной стадии, когда возникает подлинно научное знание, наука занята описанием наблюдаемых фактов, их группировкой и классификацией сообразно общим законам, подсказанным самими фактами. Каждая наука проходит все три стадии самостоятельно. Более того, существует определенный порядок в развитии наук, обусловленный тем, что одна должна опираться на факты, описанные в другой. Первой, согласно Конту, прошла все три стадии астрономия, которая исследует наиболее простые и обшие явления. Физика, будучи более сложной наукой, использует достижения астрономии для описания своих фактов. Она, в свою очередь, составляет базу для химии, которая занята изучением на порядок более сложных явлений, чем физика. Последней из наук, вышедших на позитивный этап, является биология, развитие которой было бы невозможно без серьезного прогресса химии. Каждая наука разрабатывает собственную методологию, сообразную исследуемым явлениям. В исследовательских методах Конт отмечает ту же иерархию, которую находит в самих науках. Наиболее простым он считает наблюдение. Напр., астрономия ограничивается лишь этим методом. Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, подводящий воспринимаемое явление под общий закон. Необходимым условием наблюдения является выдвижение гипотезы относительно наблюдаемого явления. Физика и химия, не отказываясь от наблюдения. прибегают также к эксперименту, поскольку изучаемые ими явления допускают их искусственное воспроизведение и, с другой стороны, не наблюдаются с достаточной регулярностью и чистотой в природе, подобно астрономическим фактам. Этот метод оказывается, однако, не всегда уместен в биологии, поскольку искусственное вмешательство в функционирование живых организмов может их разрушить. Основным исследовательским методом биологии Конт считает сравнение.
    Этот же метод, согласно Конту, является основным для социологии. Сам термин “социология” впервые был введен Контом. Исследование явлений социальной жизни, по Конту, только вступает в позитивную стадию. Социологией, находившейся на метафизической стадии, он считал спекулятивную философию, на смену которой приходит позитивная социология. Одним из первых позитивных социологических законов он полагал свой собственный закон “трех стадий”. Три стадии в развитии социологии Конт отождествляет с состоянием общества. Теологической стадии соответствует вера в божественное происхождение общественных институтов и основанное на этой вере согласие всех членов социума. Такой общественный порядок Конт приписывал европейскому Средневековью. Переход на метафизическую стадию связан с разрушением общественного согласия, поскольку различные философские системы предлагают несовместимые прин
    ципы социального устройства. Этот период начался с Реформации и характеризуется сильными общественными потрясениями и постоянной борьбой принципов. Насущную задачу своего времени Конт видит в восстановлении согласия на новых основаниях. Переход социологии на позитивную стадию должен положить конец разногласиям: позитивная наука найдет подлинные законы существования общества и откроет новые принципы общественного устройства, которые не вызовут уже никаких споров. Это будут не спекулятивные измышления, а научно установленные факты. Никому не придет в голову их отрицать, как ныне никто не отрицает законы, установленные естественными науками. Т. о., развитие социологии сулит человечеству эру всеобщего мира и процветания. Социология должна стать не только наукой, но и религией, которую Конт называет “позитивной”. Ученые-социологи, к которым все граждане будут испытывать то же доверие, какое испытывали в Средние века к церковной иерархии, станут новым священством. На них будет возложено руководство обществом. Конт даже приступил к разработке катехизиса позитивной религии, а себя провозгласил первосвященником. Идеи Конта были широко популярны в 19 в. среди естествоиспытателей, прежде всего благодаря работам Дж. С. Милля и Г. Спенсера. См. также ст. “Дух позитивной философии”.
    Соч.: Дух позитивной философии. СПб., 1910; Соч. и отрывки. — В сб.: Родоначальники позитивизма. Вып. 2, 4, 5. СПб., 1910.
    Г. Б. Гутнер

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2038
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Дух позитивной философии
  • ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь