“ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”


“ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
    “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ” (Discours sur l'esprit positif. P., 1844; рус. пер. 1910)—работа О. Конта, основоположника классического (“первого”) позитивизма. Содержание и характер этого издания был определен тем, что Конт, противопоставляя свою позицию традиционной философии и отвергая по сути все содержание последней как ложное представление о мире (“метафизику”), поставил своей задачей заменить прежние философские “системы мира” представлением общих, наиболее важных результатов “позитивных” наук по образцу знаменитого “Энциклопедического словаря” д'Аламбера, т. е. в виде удобной, упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей системы сведений из всех сфер науки. Этой цели он посвятил большую часть жизни— итогом стал шеститомный “Курс позитивной философии”, который публиковался с 1830 по 1842. Каждый из томов посвящен отдельной области науки, и потому “Курс” представляет собой вид энциклопедического словаря, точнее, “последовательный ряд” сведений соответственно из математики, астрономии, физики, химии, биологии и “социальной физики” (социологии). Общие же идеи этой работы были разбросаны в предисловиях, примечаниях и вообще в разных местах этого громоздкого сочинения. Поскольку, как оказалось, особый интерес публики вызывали как раз эти общие вопросы, возникла потребность представить “дух позитивизма” в виде компактной сводки. Согласно Конту, система знания должна быть представлена так, чтобы предшествующее изложение было логической предпосылкой и основой для понимания последующего. Поскольку, по мнению Конта, и само человечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось по такому же пути, логическая последовательность представления знаний должна быть такой же, как их историческое развитие. Параллельно этому принципу организации знания, по мнению Конта, необходимо использовать и другой—ведь каждая наука включает в себя “абстрактную” и “конкретную” части (это членение, однако, не образует последовательного ряда). При этом идеал каждой науки—представление всех фактов в виде частных случаев, которые можно вывести из “единого факта”, в качестве которого выступает закон.
    Кроме этих установок, отвечающих “природному единству” мира, организация знания должна также отражать единство общей цели человечества, т. е. она должна быть построенной под углом зрения ценности знания для человечества (эту цель, согласно мнению Конта, еще предстоит ясно сформулировать).
    Задача любой науки — “видеть, чтобы предвидеть”. Выполнить ее нельзя, просто накапливая факты, необходимо сформулировать (“открыть”) законы, которые “вытекают” из фактов. Ничего, кроме этих двух компонентов, в “позитивной” науке быть не может. Поэтому наука должна быть свободна как от “мистицизма”, так и от эмпиризма, которые равно бесплодны.
    В качестве главной идеи, “наиболее общего факта” всего положительного знания, у Конта выступает закон трехстадийного развития духа, согласно которому и человечество, и любая из наук, и отдельный человек в своем умственном развитии последовательно проходят 3 стадии: “теологическую, или фиктивную”, “метафизическую, или абстрактную”, и “позитивную, или реальную”. Для первой характерно предпочтение трудных и даже неразрешимых вопросов (о первоосновах явлений и первопричинах мира) и стремление к абсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи и события по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта фаза сама включает стадии фетишизма (суть которого—в приписывании внешним телам неких “сил”, гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь “теологический дух” становится самостоятельным, выступает как творящее начало, освобождается от связи с телесными субстанциями, но вместе с тем предстает в виде множества родовых “сущностей”) и монотеизма (здесь в мистической форме оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником и гарантом всех этих мировых связей признается Бог). Дойдя до этого уровня, человеческий дух открывает возможность перейти к своей метафизической фазе; здесь место Бога занимает онтология сущностей, о которых рассуждает философия (“метафизика”). Поэтому философия, по Конту,—это упрощенная, постепенно обесцениваемая, теология. На третьей стадии происходит критическое преодоление метафизики: разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, ав качестве единственной реальной цели науки рассматривает рациональное предвидение, а место метафизики занимает позитивная наука. Важнейшая характеристика позитивной науки—ее установка на “имманентность” бытия, ее самоограничение задачей описания и упорядочения “действительных фактов”. В этой установке выражена радикальная противоположность позитивной науки метафизике: метафизика устремлена в “трансцендентное”, находящееся за пределами тех фактов, которые доступны (“даны”) сознанию, т. е. непосредственно существуют как “поток явлений”.
    Каждой из трех стадий в развитии духа, по Конту, соответствует специфическая форма социальной организации: фетишизму—примитивная организация, которая по существу не выходит за пределы семьи; она длится примерно до 1300. Теологической стадии соответствует “образование жреческого класса”, которым сначала подчиняются племенные вожди (теократия), а потом происходит слияние светской и духовной властей; эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики (“Реформация, Просвещение, Революция”) возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует “промышленное общество”, когда искусство и наука становятся важными компонентами государственной организации. “Духовный авторитет” науки и искусства возвышается (следствием этого процесса является повышение роли образования и авторитета прессы). В конечном счете во главе общества должны стать “позитивные” философы и деятели искусства — они должны играть роль “позитивных священников”.
    Универсальным обобщением научной практики, согласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть устойчивые отношения в мире явлений). Это не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильное изменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к “неподвижной звездной сфере” и упорный поиск законов, т. е. регулярностей в последовательностях явлений. В состав “позитивной действительности”, которая является предметом науки, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивных наук (и причем “базисных”) относится социология; ее предмет — “конкретные факты” социальной организации и человеческого поведения, включая сведения о “душе”. А. Ф. Зотов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2331
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • Дух позитивной философии
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЕДИНСТВО НАУКИ
  • единство науки
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • картезианский идеал науки
  • Методология позитивной экономической науки
  • Наука и социология знания
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Науковедение как точная наука
  • предмет науки
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • философия науки
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь