|
ЛЕСЕВИЧЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де-нисовка Полтавской губ.,— 13(26). 11.1905, Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с преподаванием на укр. языке, которое после доноса пришлось прекратить. С 1868 Л.—сотрудник журн. «Отечеств, записки» Н. А. Некрасова. Был близок к народнич. кругам; в 1879—88 в ссылке. По возвращении в Петербург Л. примкнул к кружку Михайловского в журн. «Рус. богатство», а затем вышел из него и сотрудничал в «Рус. мысли». Сообразно изменению политич. взглядов Л.— от сочувствия революц. демократам и народовольцам через либеральное народничество к бурж. либерализму — менялась его филос. позиция. В годы учёбы Л. под влиянием идей Фейербаха и знакомства с Лавровым порвал с религией и увлёкся позитивизмом как философией, враждебной теологии и «метафизике». Л. стал одним из гл. представителей позитивизма в России, пройдя эволюцию от приверженца философии Конта, Дж. С. Милля, Спенсера, через «критич. реализм» неокантианцев К. Геринга, А. Риля, Э. Лааса, Ф. Паульсена до «первого и крупнейшего рус. эмпириокритика» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 51). Л. пропагандировал эмпириокритицизм Авенариуса как «единственно науч. точку зрения» в философии, отвергая все др. филос. направления. С критикой «науч. философии» Л. с материалистических позиций в 1870-х гг. выступил Ткачёв. Л. не считал философию наукой, а лишь чисто эмпи-рич. мировоззрением, образующим «понятие о мире». Позитивизм Л. дополнял неокантианской «теорией познавания», центр. понятием которой считал опыт, т. е. «всю совокупность физического и духовного, человеческого и сверхчеловеческого "бытия"...» («Эмпириокритицизм, как единственно науч. точка зрения», СПБ, 1909, с. 9, 11). «Теория познавания» Л. — откровенный агностицизм и солипсизм, т. к. «сущее» и «вещи», по Л., «не более, как призраки», и только тогда и имеют смысл, когда есть человеч. индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Диалектику Л. отрицал, считая её препятствием для развития мысли. Социологич. воззрения Л. общи позитивизму и близки взглядам Лаврова и Михайловского. «Науч. философия» Л. объективно играла отрицат. роль, расчищая путь для эмпириокритич. ревизии философии марксизма. Л. принадлежит ряд работ по истории буддизма. Революционеры и естеств. ход событий, «Вестник нар. воли», 1883, № 1 (псевд.— Украинец); Этюды и очерки, СПБ, 1886; Собр. соч., т. 1—3, М., [1Я15—17] (не оконч.). Ткачёв П. Н., О пользе философии, Соч., т. 2, М., 1976; его же, Кладези мудрости росс. философов, там же; Соловьев Вл., Письмо к редактору. О заслуге В. В. Л. для филос. образования в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, кв. 5; К о л у б о в с к и и Я. Н., Материалы для истории философии в России (1855—1888). XI. В. В. Л., там же, 1891, кн. 8; К а р е е в П., Памяти В. В. Л., «Современность», 1906, № 1; Г а н е и з е p В., В. В. Л. в письмах и воспоминаниях, «Голос минувшего», 1914, № 8; Л у н а ч a p с к и и A.B., Силуэты, М., 1965, с. 428; Шахматов Б., У истоков борьбы против эмпириокритицизма в России, в кн.: История и методология естествознания, Минск, 1966, с. 155—70; Г а л а к т и о-нов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв., Л., 1970, гл. 21, § 3; III к у p и н о в П. С., Позитивизм в России 19 в., М., 1980, с. 223—26, 275—82. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЛЕСЕВИЧ ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (род. 15 янв. 1837, с. Денисовка, Полтавской губ. – ум. 13 нояб. 1905, Киев) – рус. философ-позитивист и публицист. Сотрудничал в «Отечественных записках» Некрасова, в «Рус. богатстве», затем в «Русской мысли». Соответственно менялись и политические взгляды Лесевича – от сочувствия демократам к либерализму, а в философии – от приверженца философских взглядов О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера к «новокритической нем. школе» (Р.Авенариус, А.Риль, Ф.Паульсен и др.) как высшей стадии позитивизма. Эта школа, по Лесевичу, дополнила философию Конта теорией познания, построенной на истолковании чистого опыта. Сущее и вещи – не более чем призраки, лишь тогда имеющие смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Осн. работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии», 1877; «Что такое научная философия», 1891; Собр. соч., тт. 1-3, 1915-1917. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (15 янв. 1837 – 13 ноября 1905) – рус. философ-позитивист, эволюционировавший от Конта к Авенариусу. Ленин характеризовал Л. как "...первого и крупнейшего русского эмпириокритика" (Соч., т. 14, с. 44). Осн. работы Л.: "Очерк развития идеи прогресса" (1868), "Опыт критич. исследования основоначал позитивной философии" (1877), "Письма о науч. философии" (1878), "Что такое науч. философия?" (1891). В 1879 Л. был выслан в Сибирь, затем проживал под надзором в Полтаве, Твери; в 1888 вернулся в Петербург, где примкнул к кружку Михайловского, группировавшемуся вокруг "Рус. богатства". Л. отрицательно относился к религ.-мистич. направлению в рус. философии, критически отзывался о В. Соловьёве, называя его "подголоском схоластики", проповедником "мертвых абстракций" (см. Собр. соч., т. 2, М., 1915, с. 655). Л. не считал философию отд. наукой, полагая, что ни по своему содержанию, ни по методу она не отличается от частных наук. Единств. своеобразие ее в том, что, став философией науки, она выполняет функцию синтеза науч. знания. Осн. недостаток системы Конта – отсутствие разработанной гносеологии. Литтре, Вырубов и др., по мнению Л., усугубили этот недостаток и привели позитивизм к вырождению; спасение принесла нем. "неокритическая школа" в лице Геринга, Авенариуса, Паульсена, Петцольдта и др. Неокантианцы и махисты оплодотворили позитивизм своей теорией познания. Активно пропагандируя в России эмпириокритицизм в качестве новейшего продукта опытной науки, Л. называл его Ильей Муромцем совр. философии. Свою гносеологию Л. и строил в соответствии с принципами эмпириокритицизма: мы познаем не предметы сами по себе, а лишь данные опыта, синтезируя их в понятия; все, что можно сказать об окружающем мире, – это то, что мы представляем его себе так, а не иначе. С критикой субъективно-идеалистич., эклектич. философии Л. выступал еще в 60-е гг. 19 в. Антонович. Соч.: Собр. соч., т. 1–3, М., [1915–17 ]; Этюды и очерки, СПБ, 1886. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 179, 194, 196–97, 305; Ибервег-Гейнце, История новой философии в сжатом очерке, пер. с нем. Я. Колубовского, СПБ, 1890, с. 554–57 (библиография); Кареев Н., Памяти В. В. Л., "Современность", 1906, No 1; Ганейзер ?., В. В. Л. В письмах и воспоминаниях, "Голос минувшего", 1914, No 8; История философии, т. 4, М., 1959, с. 76. Л. Коган. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛЕСЕВИЧ ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27) января 1837, с. Денисовка Полтавской губ. — 13(26) ноября 1905, Петербург] — русский философ и публицист. Обучался в Киевской гимназии, Петербургском инженерном училище и в Петербургской военной академии. За связь с революционным народничеством отбывал ссылку. В философии выступил в роли последователя позитивизма. Критиковал О. Конта за недостаточное внимание к вопросам гносеологии, поддержал осуществленный рядом немецких позитивистов (Р. Авенариус, А. Риль и др.) поворот к исследованию гносеологической проблематики. Его собственная программа предусматривала анализ способов преобразования случайных представлений (обыденного опыта) в научный опыт — отчетливое, систематизированное знание. Считал, что гносеологически усовершенствованная позитивистская философия должна стать одной из частных наук, специализирующейся на синтезе научного знания. Фундаментом знания являются отдельные чувственные факты. Базирующееся на фактах абстрактное, опосредованное знание с необходимостью выходит за пределы фактической достоверности. Поэтому открываемые наукой “объективные законы” принадлежат не сфере природы, а являются плодом субъективного (но не субъективистского) конституирования. Основная задача научной философии, по Лесевичу, состоит в усовершенствовании “рутинных” отношений во всех сферах жизни общества путем изучения вопросов, решение которых способствует общечеловеческому благу. Соч.: Собр. соч., т. 1-3. М., 1915-17. Лит.: Кареев Н. Памяти В. В. Лесевича.— “Современность”, 1906, № 1 ; Ганеизер Е. В. В. Лесевич в письмах и воспоминаниях.— “Голос минувшего”, 1914. № 8. С. И. Бажов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|