Упражнение «Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Возраст: старший школьный возраст, 6-7лет.

– Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).

– Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

– Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих, Говорю я брату: «Ох!
Вдруг споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»
Ждет он и вздыхает: «Вот чудак, – смеется брат, –
Слова не хватает. Твой горох – ведь это... (град)».
Чтобы снова в добрый путь От кого, мои друзья,
Стих потек, как речка, Убежать никак нельзя?
Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный день
Подскажи словечко. Рядом с нами бродит... (тень).

– Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится».

– Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, – «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый – весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют)».

У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, плохой – плохонький, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

Просмотров: 4213
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Байка «Мат из уст малыша»
  • Байка «Странник идет, опираясь на посох...»
  • Игра «Добавь следующее»
  • Игра «Закончи слово»
  • Игра «Идет, идет к нам Дед Мороз»
  • Игра «Пузыри»
  • Игра «Склеенные слова»
  • Игра «Слова на одну букву»
  • Оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной
  • Упражнение «Высокий – низкий»
  • Упражнение «Говори наоборот»
  • Упражнение «Едем, летим, плывем»
  • Упражнение «Игра в слова на разные буквы»
  • Упражнение «Из слогов - слова»
  • Упражнение «Картина – корзина»
  • Упражнение «Кто лучше слушает?»
  • Упражнение «Навуходоносор»
  • Упражнение «Найди другое слово»
  • Упражнение «Найди звук»
  • Упражнение «Найди точное слово»
  • Упражнение «От слова к рассказу»
  • Упражнение «Подбери похожие слова»
  • Упражнение «Скажи без слов»
  • Упражнение «Скажи, как я»
  • Упражнение «Составление рассказа с использованием определенных слов»
  • Упражнение «Составление слов по конструкции»
  • Упражнение «Сочинитель»
  • Упражнение «Творческое озарение»
  • Упражнение «Шишка»
  • Упражнение «Эмоциональный словарь»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь