Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т.к. у детей имеются проблемы в развитии. Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, т.к. мелкая моторика тесно связана с речевой функцией.

Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с различными речевыми заданиями.

Развитие мелкой моторики кисти рук является обязательным и одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций.

Для повышения уровня развития мелкой моторики у детей мы решили: теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений. Это являлось целью нашего исследования. Гипотеза: мы предполагаем, что применение дидактических игр и упражнений оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Уровень развития моторики — один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь.

С помощью простых методов можно стимулировать интеллектуальный потенциал, способствовать развитию функций головного мозга, чтобы ликвидировать дисгармонию при преобладании функций отдельных органов чувств. Для этого используют специальные упражнения, игры и др.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых)
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.)
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины связи.

В педагогике и психологии существует разное понимание дидактической игры. Ее рассматривают со следующих позиций:

  • как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки
  • как игру, имеющую дидактическую цель и требующую соответствующего дидактического материала
  • как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний
  • как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений: сенсорных, интеллектуальных
  • как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.

Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры и упражнения.

Комплекс дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей старшего возраста:

Игра «Нанизывание».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игра «Театр теней».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы — одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игра «Чудесная клеточка».

Рисуем по клеточкам и раскрашиваем

Музыкальные игры и упражнения для развития мелкой моторики:

Игры с мини-маракасами:

Цели: развитие мелкой моторики рук, гибкости кистевых движений, координации ритма, интонации, слуха.

  1. Упражнение «Ветерок» (р. н. потешка)
  2. Упражнение «Пирожки» (Н. Кукловская)

Игра «Тесто» (Е. Соколова)

Цели: развитие мелкой моторики, формирование навыков взаимодействия в коллективе.

Песня печки.

Можно закончить аппликацией из готовых форм: «раскатывают пирог»

лист бумаги круглой формы, затем «кладут начинку» – заранее приготовленные «фрукты» и «ягоды».

Игра «Заготовки на зиму»

Цели: развитие мелкой моторики рук, формирование навыков взаимодействия в коллективе.

Дети изготавливают овощи и ягоды из салфеток способом сминания и укладывают в банки.

Упражнение «Гости» (С. Коротаевой)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Литература:

  • Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М., 2002.
  • Котышева Е. Н. Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. СПб., 2013.
Просмотров: 424
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Презентация 'Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста'
  • Миронова Валентина Анатольевна. Презентация дидактического пособия по развитию речи и мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный лес».
  • Радичева Зоя Геннадьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Веденина Екатерина Николаевна Лихолетова Татьяна Викторовна Кудасова Дина Владимировна. Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Черкасова Анастасия Сергеевна. Влияние мелкой моторики на развитие речевой деятельности.
  • Валяева Наталья Васильевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь