Великанова Юлия Николаевна. «Интересное пространство»

«Интересное пространство»

Великанова Ю.Н., воспитатель МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок» п.Юрино Республики Марий Эл

Одним из критериев подготовки ребёнка к обучению в школе является сформированность умения ориентироваться в пространстве. Для успешного обучения ему необходимо уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.

Программой «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» подготовительной группы определены задачи: учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, левее, правее, в левом верхнем, правом нижнем углу, между, рядом); познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; учить «читать» простейшую графическую информацию. [4]

 

В начале учебного года диагностика готовности к школе показала достаточно низкую степень сформированности пространственных представлений у детей нашего детского сада. В подготовительной группе из двадцати пяти человек трудности в заданиях «графический диктант» испытывали 15 детей, ошибки при выполнении заданий по схеме допустили 18 детей, большинство детей не всегда правильно называли и различали «право – лево». Проанализировав полученные данные, мы оценили важность работывданномнаправлении. Нами была разработана и применена на практике дидактическая игра, направленная на развитие пространственных представлений дошкольников «Цветочки – листочки». В её основе лежит всем известный принцип игры «Крестики – нолики». Отличие в том, что знаками на клеточном поле могут быть знакомые детям предметы – картинки, объединённые одной темой (растения, геометрические фигуры). Также очень частым в применении стал изготовленный нами «Математический планшет». Данная игра представляет собой поле из плотного материала, на которое нанесены ряды цветных силовых кнопок – гвоздиков. На этом поле с помощью набора обычных канцелярских резинок детьми могут создаваться образы знакомых предметов. Наша практика показала, что данная игра может применяться для индивидуальной работы, но детям больше нравиться создавать «картинки» коллективно. Говоря о развитии у дошкольников навыков ориентировки в пространстве, нельзя не сказать об игре в шашки и шахматы. Работа по данному направлению нами проводилась в рамках дополнительной кружковой работы. С родителями детей, интересующихся данной игрой были организованы консультации о важности игры в шашки (на начальном этапе) и в шахматы (более сложный вариант, но некоторым детям по силам освоить и его) для развития пространственного мышления, с просьбой о том, чтобы и дома данным играм, по мере возможности, уделялось внимание. Итогом данной работы становились, чаще всего, внутригрупповые шашечные и шахматные турниры.

Развитию пространственных представлений способствует применение диагностических заданий методики Р.И. Бардиной «Схематизация». [1]

На основе которой нами была разработана дидактическая игра «Полянка». Пособие представляет собой основу из плотного картона размером 100 х 100 см., покрытое однотонной фактурной тканью (фланель, фетр). На ткани размещена (наклеена, нарисована) система разветвлённых дорожек. Каждая дорожка ведёт к своему домику. Домики выполнены из ткани различной цветовой гаммы (нами использовались основные и некоторые промежуточные цвета) и крепятся на одежные липучки, что позволяет сделать их более мобильными: убирать, менять местами, переворачивать. Пособие получилось многофункциональным, позволяющим выполнять не только задания методики «Схематизация» (как образец), но и играть в игры, способствующие развитию памяти, логического мышления, внимания. Например: «Что изменилось?» Дети стараются запомнить цвет и местоположение каждого домика, затем закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет местами несколько домиков. Дети, открыв глаза, должны определить, что изменилось на полянке. Игра: «Какого домика не стало?». В эту игру дети могут играть самостоятельно, в парах и по нескольку человек. Один участник игры запоминает расположение и цвет домиков, затем отворачивается, а второй участник в это время убирает один, или несколько домиков. Нужно определить, какой домик пропал. Игра: «В гости к зайчику». Этот вариант игры соответствует одному из диагностических заданий методики «Схематизация». [1] Ребёнку предлагают отыскать «путь» в разветвлённой системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы (план-маршрут на отдельном листе бумаги) и условного изображения в виде системы ориентиров. Инструкция может быть следующей: «Ребята, сегодня нас пригласил в гости зайчик. Для того чтобы не заблудиться и правильно найти его домик, нужно смотреть на схему, которая указывает дорогу». [3] Этот вариант игры мы применяем в индивидуальной работе с детьми, испытывающими трудности в освоении пространственных представлений, и в качестве развивающей игры с детьми старшей и подготовительной групп.

В группе, где применялось пособие «Полянка» и предложенные нами игры на развитие пространственных представлений в ходе непосредственной и дополнительной образовательной деятельности, ежегодная диагностика показывает положительную динамику в освоении детьми дошкольного возраста навыков ориентировки в пространстве, значительное снижение количества ошибок при выполнении «графических диктантов»; наблюдения воспитателей отмечают повышение познавательной активности и развитие уверенности детей при выполнении заданий – схем. Будем рады, если наш опыт поможет вам в работе с детьми.

Список литературы

  1. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду / Л. А. Венгер [ и д. р. ] – М.: ИНТОР, 1995. – 64 с.
  2. Веракса, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  3. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. -2-е изд., испр. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -144 с.
  4. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа / И. А. Помораева, В.А. Позина. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -176 с.
Просмотров: 337
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Елембаева Балслу Айткуловна. Статья «Особенность игры при формировании элементарных математических представлений»
  • Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей математических пространственных представлений на тему: «В гости к кукле Маше на чаепитие»
  • Ванина Светлана Владимировна. Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Макарова Анна Алексеевна. Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Тепловодская Анастасия Валерьевна. Статья по теме: «Дидактические игры в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
  • Толмачева Ольга Борисовна. Семинар-практикум для воспитателей «Игры на развитие ориентировки в пространстве»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Егорова Юлия Владимировна. Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющие нарушение пространственных представлений
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Шамова Татьяна Викторовна. Развитие пространственных представлений у детей — логопатов
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Елена Дрогальцева. Формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Математическое путешествие»
  • Куваева Светлана Викторовна. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) по познавательное развитию (формирование элементарных математических представлений) для подготовительной группы «Чудесное путешествие в страну математики»
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы
  • Богданова Татьяна Сергеевна. Развитие математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Суворова Лидия Дмитриевна. Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Федорова О. Н.. Развлечение в подготовительной группе совместно с родителями «Поиграйте вместе с нами в подвижные игры»
  • Дудкина Елена Викторовна. Играйте вместе с нами. Летние игры-забавы с детьми ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь