Комплексная социально-психологическая методика оценки инженерных кадров

В качестве конкретного примера разработки и применения оценки персонала приведем методику оценки инженерно-технических работников и руководителей, которая была разработана на кафедре социальной психологии СПбГУ коллективом научных сотрудников под руководством Е.С. Кузьмина и Э.С. Чугуновой. Методика нашла применение во многих организациях нашей страны.

Посмотрим, что из себя представляет эта методика и как она соответствует алгоритму комплексной оценки персонала.

Целью оценки является аттестация персонала, его подбор, расстановка и формирование резерва на выдвижение. Цель оценки определяется руководством организации и, исходя из нее, решаются основные задачи: установление соответствия профессионально-деловых качеств специалистов и руководителей различного ранга требований, предъявляемым специальностью и должностью; определение способностей человека выполнять руководящие, управленческие в функции и занимать более высокую должность; выявление способностей и склонностей человека к творческой работе; определение соответствия его личностных качеств деятельности, связанной с организацией и внедрением разработок в практику (руководители высшего и среднего звена на производстве – начальники цехов, участков, мастера).

Объектом оценки, как правило, выступают инженеры НИИ и КБ производственники различных рангов. Всего по этой методике обследовано более пяти тысяч инженеров в различных отраслях производства приборостроительного профиля.

Методы оценки выбраны, исходя из анализа деятельности, а также по принципу комплексного подхода к исследованию личности инженера: они сочетают качественные и количественные характеристики. При подробном описании методов определяется и субъект оценки. Основная методика - ГОЛ (групповая оценка личности) – предполагает, что специалиста по определенному перечню эталонных качеств оценивают сотрудники, имеющие с ним непосредственные контакты. Экспертами могут быть и начальники, и подчиненные, и инженеры, работающие в том же статусе, что и оцениваемый. Перечень профессионально значимых качеств инженера и руководителя зависит от статуса и представляет собой эталонную ложь, на основании которой составляются опросные листы для экспертов. Подбор экспертов производится на основании заполнения аттестуемыми таблицы деловых связей. При сплошном исследовании коллектива каждый его член может выступать и в качестве аттестуемого, и в качестве эксперта. Желательно, чтобы количество экспертов приближалось к десяти и включало равномерно лиц различного должностного статуса и пола. Подбор сотрудников по результатам ГОЛ производится не по суммарной оценке, включающей всю совокупность качеств, а дифференцирование, с учетом характера деятельности. Комплексная социально-психологическая методика оценки личности инженеров / Пол ред. Э.С. Чугуновой. Л., 1991.

Аттестационная комиссия обсуждает результаты ГОЛ только с данными объективных показателей профессиональной деятельности и данными тестовых и личностных исследований.

Важной предпосылкой успешности профессиональной деятельности инженеров является уровень развития интеллекта. При диагностике интеллекта должна быть учтена структура технического мышления, в которой все компоненты равноправны и образуют неразрывное единство. В качестве инструмента измерения общих и специальных технических способностей инженеров применяется адаптированный, модифицированный и стандартизированный нами вариант методики Фланагана. Согласно исследования нами были избраны следующие пять субтестов «умозаключение», «механика», «словарь», «сборка» и «шкалы».

Психологическая структура личности определяется при помощь опросника Кеттелла (форма С). Этот опросник наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности, за что получив высокую оценку психологов-практиков. Методика удобна и для нового эксперимента, поскольку проводится за короткий промежуток времени. С ее помощью можно описать коммуникативные и эмоциональные особенности личности, особенности интеллектуальных процессов, отношение к людям. Содержательный и статистический анализ блоков факторов позволяет выделить обобщенные характеристики и тем самым облегчить анализ показателей при психографировании, при определении профиля личности.

Для исследования профессиональной мотивации деятельности социально-психологических установок, которые относятся к сфере социального сознания и во многом определяют эффективность и целенаправленность профессиональной деятельности, применяется социально-психологическая анкета, разработанная Э.С. Чугуновой. Установки специалистов демонстрируют силу связи личности с профессией, направленность профессиональных интересов в системе дальних, средних и близких перспектив в них находит свое отражение позиция субъекта в отношении специальности и конкретной деятельности В Приложении 4 представлены наиболее часто применяемые в психодиагностике субтесты из этой батареи – «Умозаключение» и «Словарь», адаптированные В.А. Чикер.

В них отражается и отношение личности к микросоциальной среде, сложившимся культурным различиям, условиям работы социально-психологические установки могут быть положительными и отрицательными, они являются функцией интеллектуальных и других характеристик человека.

Особую роль в эффективной профессиональной деятельности руководителей играют коммуникативные способности, умение распознать стрессовые ситуации. На измерение способности руководителей действовать в стрессовых ситуациях направлен рисуночный тест «еловые ситуации», построенный Н.Г. Хитровой аналогично тесту Цвейга (изучение поведения человека в ситуации фрустрации) состоит из 20 рисунков, на которых изображены конфликтные ситуации, характерные для производственных условий. В силу того, что таг является проективным, интерпретация полученных результатов требует от исследователя высокого уровня квалификации.

Тестовые методы оценки личности (методика оценки интеллектуальный личностный опросник Кеттелла, социально-психологическая аспекта, тест «Деловые ситуации») в качестве субъекта оценки предполагают специалиста-психолога и самого испытуемого.

Время, место и порядок проведения оценки. Начало работы, ее временные рамки всегда планируются и согласовываются с руководством организации, которое издает приказ с прилагающимся к нему списком подлежащих оценке. Для разъяснения целей и задач предстоящей процедуры психологи проводят беседы с руководителями и сотрудникам подразделений, в которых намечается проведение оценки.

Оценка по методике ГОЛ проводится чаще всего на рабочих местах в любое удобное для экспертов время, согласно спискам оцениваемых, подготовленным психологом. Тестовые исследования проводятся в группе численностью не более 20 человек, выделенных по подразделениям или по занимаемым должностным позициям. Желательно, чтобы оценка проводилась в утренние часы, в специальном, изолированном помещении. Следует помнить, что на результаты тестирования влияют возраст, образование, уровень общего развития, профессиональный опыт, опыт тестирования и отношение к нему исследуемого, а также многие актуальные факторы личностного плана (например, состояние здоровья, настроение, наличие личных неприятностей, ситуативных стрессов и многое другое), учесть которые – возможности – задача психолога.

Результаты ГОЛ обрабатываются при помощи компьютера – специальной программе, раздельно для рядовых и старших инженеров и для ведущих инженеров и руководителей подразделений; компьютер дает текстовое описание индивидуальных характеристик личности по каждому оцениваемому качеству и блокам качеств также по обобщенным характеристикам личности. Особо выделяются качества, которые у данного испытуемого оцениваются коллегами по работе ниже или выше других качеств, попадают в крайнюю для него зоны.

Просмотров: 4394
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • 7.3.1. Карта личности К.К. Платонова
  • 7.3.2. Определение структуры личности спортсмена
  • 9.2. Психологические основы диагностики в спорте
  • Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме (консультации)
  • Валидность критериальная
  • Валидность очевидная
  • Валидность прогностическая
  • Карта личности К.К. Платонова (Изучение структурных компонентов личности спортсмена)
  • Личность и ее структура
  • Место и роль психолога в фирме
  • Методы изучения личности
  • Направленность личности педагога
  • Нормы тестовые
  • Организация как средняя социальная группа
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Основные функции и алгоритм оценки персонала организации
  • Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологические особенности личности руководителя
  • Примерная схема характеристики ребенка
  • Принципы и методы выявления одаренных детей
  • Профессионализм личности
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Профессионально важные качества педагога
  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
  • Тесты достижений
  • Тесты интеллекта
  • Тесты креативности
  • Уманский Лев Ильич (1921 – 1983)
  • Характер требований к личности руководителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь