загрузка...

6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника

Составить объективное представление о личности школьника можно только при условии использования ряда методов изучения (исследования) его качеств, свойств и способностей. К наиболее доступным из них следует отнести следующие: наблюдение, беседу, анкетирование, моделирование определенных ситуаций и тестирование.

Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности определенного ученика.

Метод беседы, как правило, является вспомогательным и может быть использован в случаях, когда учитель ясно представляет себе, что должен узнать об ученике из беседы. Согласно этой цели он должен составить план беседы, предварительно определив ее стиль, содержание, направленность, используемые средства и эмоциональную окраску.

Метод анкетирования следует использовать, чтобы определить отношения учащихся между собой, к одному конкретному школьнику, к предмету, учебной деятельности и т.д.

Метод моделирования определенных ситуаций проводится в привычных для школьников условиях (реальных). Но при изучении свойств личности моделируются специальные ситуации, в которых эти свойства отчетливо проявляются. Например, учитель физической культуры проводит изучение волевых качеств учащихся с помощью моделирования трудных условий во время туристического похода.

Метод тестирования связан с выполнением школьниками стандартных заданий (тест-задание) или с интеллектуальным решением стандартных задач (ответы на вопросы – тест-опросник).

При изучении личности школьника учитель физической культуры обязан соблюдать следующие правила (СНОСКА: См.: Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – Указ. изд.):

  1. Наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания.
  2. Прежде всего, следует определить главные личностные черты учащегося.
  3. Отдельные особенности личности ученика необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующими его личность.
  4. Важно выявлять положительные черты личности школьника, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании.
  5. Не следует упускать из вида и отрицательные черты ученика.
  6. Не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данные ряда исследований личности школьника, динамику формирования качеств личности).
  7. Важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика.
  8. Необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности (прогресс – регресс).
  9. Для полноценного изучения личности ученика нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически.
  10. Целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один.
  11. Следует учитывать мотивы (побудительные причины) тех или иных действий и поступков школьников.

Просмотров: 5004
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта






Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 2.3. Особенности мыслительной деятельности
  • 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
  • 2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
  • 2.7. Дидактические принципы
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
  • 4.8. Моделирование спортивной деятельности как метод организационной подготовки к соревнованиям
  • 5.1. Деятельность учителя физической культуры
  • 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
  • 5.3. Умения учителя физической культуры
  • 5.5. Авторитет учителя физической культуры
  • 6.1. Ученик – субъект учебной деятельности
  • 6.2. Мотивационная сфера школьника
  • 6.3. Самосознание школьника
  • 6.4. Эмоциональная сфера школьника
  • 6.7. Понятие об индивидуальности
  • 7.2. Формирование личности спортсмена
  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Б. Связующие черты
  • Методы изучения личности
  • От авторов
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Системные свойства урока



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь