Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)

Наблюдая за тем, в какой манере психологи обычно читают лекции в школах перед учителями, родителями и школьниками, можно выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, препятствующих установлению благоприятного психологического контакта лектора с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер – в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей.

Очевидно, что стили чтения лекций перед научной или студенческой аудиторией и, например, учительской должны принципиально различаться. Каковы эти основные различия? В чем заключаются типичные ошибки психолога-лектора, если он при чтении лекции перед школьной аудиторией демонстрирует форму поведения, усвоенную им либо во время учебы в психологическом вузе, либо в период работы в академическом институте?

Частое употребление сложной психологической терминологии

Психологические знания, отраженные в текстах монографий и учебников, как правило, строятся на основе применения громоздкого аппарата сложной специальной терминологии. Готовясь к лекции и просматривая профессиональную литературу, психолог не застрахован от случаев прямого переноса научной терминологии в свою лекцию.

Необходимо заметить, что освоение специальной психологической терминологии – особый длительный процесс, организуемый в ходе обучения профессиональных психологов. Если психолог прибегает к употреблению специальной терминологии при чтении лекций по практической психологии в школе, он сталкивается со следующими трудностями.

Значительно усложняется понимание слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что «в психологии все очень сложно, запутанно и непонятно», начинают сомневаться в том, нужна ли психология в школе и, наконец, испытывают своеобразный «комплекс профессиональной неполноценности», так как не могут понять лектора.

Многие из слушателей стесняются спросить о значении специальных терминов: ведь психолог так уверенно оперирует непонятными для них словами, для него они нечто само собой разумеющееся. Задавать же вопрос по пониманию «само собой разумеющегося» – это публично ставить себя в невыгодное положение. Школьники, например, в таких случаях просто не задают дополнительных вопросов, считая, что лекция по психологии и не должна быть понятной для них. Отсутствие вопросов по терминологии связано еще и с тем обстоятельством, что учителя и родители, естественно, часто не могут на слух уловить правильное произношение неизвестного им термина и избегают попадания в неловкую для них ситуацию, когда перед ответом на вопрос психолог поправляет их и указывает, как следует правильно произносить интересующий их термин.

Кроме того, применяя психологическую терминологию, психолог рискует неоправданно увеличить время лекции, сделать ее громоздкой и трудно усваиваемой слушателями, если он старается детально разъяснять содержание каждого названного им термина. Структура лекции становится тяжеловесной, негибкой, теряет необходимую для нее «прозрачность» и в результате разрывает нить рассуждения не только для слушателей, но зачастую и для самого психолога.

Профессионализм практического психолога, кроме всего прочего, заключается также в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста; стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта.

Для перевода психологического содержания лекции с научного языка на практический при подготовке к выступлению следует ориентироваться на выполнение следующих рекомендаций.

Подберите литературу по теме лекции. Число используемых книг не должно превышать трех-четырех.

Прочитайте подобранные книги, не делая предварительных развернутых содержательных выписок, стараясь прежде всего «пропустить» полученную информацию через свое собственное понимание.

Стремитесь выработать свою собственную позицию по теме лекции и выделить одну или максимум две центральные идеи, которые вы разделяете и хотели бы донести ДО СВОИХ слушателей.

Отложите прочитанные книги, закройте глаза и постарайтесь представить своих слушателей: как они одеты, о чем говорят, чем интересуются.

Представьте также, что вы один из слушателей. Какие у вас потребности, проблемы и заботы? Что бы вам было интересно услышать от психолога-лектора, чтобы получить, если не полностью, то хотя бы частично, ответы на свои запросы. Как бы вам хотелось, чтобы выступал психолог: в какой манере, как бы он держался перед вами? Какие вопросы вы хотели бы ему задать? А теперь откройте глаза и возьмите чистые листки бумаги. Начинайте писать план вашей лекции «своими словами»: просто, доходчиво, без употребления терминологии, ориентируясь на своих слушателей и их запросы.

Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога

Эффект прямого переноса усвоенной формы поведения в вузе или академическом институте проявляется не только в привычном использовании психологом сложной терминологии, НО и в стиле подачи материала и «образа-себя» на лекции. В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в некоторой отстраненной, суховатой манере. Содержание научной лекции должно быть рационализированным, логичным, очищенным от эмоций и личных ассоциаций.

Но если читать лекцию в другой аудитории, в частности в школе, такая манера выступающего будет воспринята слушателями скорее негативно, нежели позитивно. Они будут чувствовать дистанцию и оценивать лектора именно как ученого или академического сотрудника, а не как «своего», способного понять их проблемы и помочь им в их разрешении. Отсюда, разумеется, и невнимательность слушателей, и неполное понимание ими содержания лекции, и отсутствие психологического контакта между лектором и аудиторией.

Для овладения различными способами подачи материала в разных аудиториях - научной, школьной или любой другой профессиональной аудитории, практический психолог может взять на вооружение следующие советы.

Продумайте, на какие ваши собственные индивидуально-психологические качества, ваш собственный «природный материал» вы можете опереться при чтении лекций в школе. Вспомните, например, какая манера поведения наиболее успешна для вас при общении с друзьями или знакомыми в обычных коммуникативных ситуациях.

Если вы умеете красиво и к месту приводить примеры ИЗ своей практики, воспользуйтесь этим и постарайтесь разнообразить лекцию множеством различных практических примеров, эмоционально окрашенных вашим личным участием.

Если вы любитель шутки и цените умный юмор, украсьте свою лекцию несколькими шутливыми примерами «от противного» («Как надо делать, чтобы получить отрицательный результат» или, наоборот, «Как не надо делать, чтобы получить положительный результат»).

Просмотров: 4074
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Академия
  • Бернштейн Александр Николаевич (1870 – 1922)
  • Браун (Brown) Томас (1778 – 1820)
  • Брентано Франц
  • Василейский Серафим Михайлович (1888 – 1961)
  • Добрачное и предбрачное психологическое консультирование
  • Как можно определить, умеете ли Вы хорошо целоваться?
  • Как успешно читать в школе лекции по практической психологии
  • Коченов Михаил Михайлович (1935 – 1999)
  • Личностные качества психолога
  • Мерлин Вольф Соломонович (1989 – 1982)
  • О месте психолога в учреждениях дополнительного образования
  • Ответственность психолога-консультанта
  • Педагогический тренинг в школе. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя?
  • Применение психодиагностических методик при консультировании
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Профессиональные качества психолога
  • Психологическая служба в детском дошкольном заведении
  • Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Психологическое консультирование подростков и старших школьников
  • Работа практического психолога в спорте
  • Своеобразие педагогической деятельности
  • Тест «Владеете ли вы аудиторией?»
  • Тест «Самохарактеристика» (Изучение руководителем отношения работника к самому себе)
  • Тестовая карта коммуникативной деятельности
  • Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации)
  • Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика
  • Этические принципы и правила работы практического психолога образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь