Речь и язык

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).

Происхождение и развитие слова

Слово как клеточка языка имеет не только аффективные корни. Выражением исключительно аффективных состояний является «язык» животных. Согласно Л.С. Выготскому и его последователям, слово как знак, обозначающий предмет, возникло из труда, из предметного действия. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и носило симпраксический характер (то есть получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности). «Дальнейшая история языка является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли» [16].

Семантическая структура и функция слова

Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л.С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета.

Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие.

Слово рождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом, таким образом, стоит свое «семантическое поле».

Существенную роль играет вторая важнейшая функция слова собственно значение (по Л.С. Выготскому). Значение слова включает не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и клеточкой мышления.

Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения.

В целом язык переводит познание человека в рациональный план.

Становление и развитие речи ребенка

Усвоение речи ребенком происходит только через общение.

Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Становление речи происходит в течение нескольких периодов:

  • фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);
  • грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);
  • семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).
Некоторые теории речевого развития

Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из существования глубинной грамматики. За поверхностными синтаксическими структурами, различными для разных языков, существует небольшое число глубинных структур, отражающих общие схемы построения мысли. Эта глубинная грамматика позволяет ребенку, используя ограниченное число правил, формулировать самые разные предложения. Таким образом, в основе развития познавательных процессов у ребенка лежит врожденная лингвистическая компетентность.

Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей.

На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы.

Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористского подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей.

Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.


Просмотров: 2597
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология




Другие новости по теме:

  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • В какой последовательности развивается речь малыша?
  • Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
  • Выготский Лев Семенович
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Знак (в психологии)
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?
  • Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Л.С. Выготский. Воображение и его развитие в детском возрасте
  • Леонтьев Алексей Алексеевич (1936 – 2004)
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Подбор однокоренного слова, обозначающего действие Упражнение 20
  • Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)
  • Почему умение дошкольника производить звуковой анализ слов и осознание им словесного состава речи способствуют успешному овладению чтением и письмом?
  • Развитие психики человека
  • Речь. Основные свойства речи.
  • Семенова Анна Петровна (1899 – 1984)
  • Синкретизм (в психологии)
  • Словоизменения в речи детей
  • Совершенствование психических процессов в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка
  • Уильям Штерн
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Харьковская психологическая школа
  • Штейнталь (Steinthal) Хейман (1823 – 1899)
  • Штерн (Stern) Вильям Луис (1871 – 1938)
  • Этап развития речевого общения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь