Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)

российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи (1972-1989). Ред. (1956-1957) и зам. гл. ред. (1962-1970) журнала "Вопросы психологии"; чл. редкол. журнала "Дошкольное воспитание" (1980-1989). Награжден орденом "Знак Почета" (1981), знаком "Отличник просвещения СССР" (1986). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954). В 1955 г. защитил канд. дис. по психологии: "Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка", выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951-1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. - АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961-1968); зав. лабораторией подготовки детей к школе (1968-1972), а затем зав. лабораторией развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил докт. дис.: "Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста", которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С. проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные С., нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его ред. вышли книги: "Развитие речи детей дошкольного возраста", 1978, 1980, 1984; "Умственное воспитание детей дошкольного возраста", 1984; "Методика обучения русскому языку в национальном детском саду", 1985. С. вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.
Просмотров: 5494
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Артёмов Владимир Алексеевич (1897 – 1982)
  • Баев Борис Федорович (1923 – 1979)
  • Венгер Леонид Абрамович (1925 – 1992)
  • Власова Татьяна Александровна (1905 – 1986)
  • Гозова Александра Петровна (1923 – 1994)
  • Дьяченко Ольга Михайловна (1948 – 1998)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Жинкин Николай Иванович (1893 – 1979)
  • Жуйков Сергей Федорович (1911 – 1993)
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Крутецкий Вадим Андреевич (1917 – 1991)
  • Леонтьев Алексей Алексеевич (1936 – 2004)
  • Лисина Мая Ивановна (1929 – 1983)
  • Люблинская Анна Александровна (1903 – 1983)
  • Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990)
  • Матюшкин Алексей Михайлович (1927 – 2004)
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Певзнер Мария Семеновна (1901 – 1989)
  • Проколиенко Людмила Никитична (1937 – 1989)
  • Равич-Щербо Инна Владимировна (1927 – 2004)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Семенова Анна Петровна (1899 – 1984)
  • Синица Иван Емельянович (1910 – 1976)
  • Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 – 17.07.1996)
  • Соловьев Иван Михайлович (1902 – 1986)
  • Тихомиров Олег Константинович (1933 – 2001)
  • Хомская Евгения Давыдовна (1929 – 2004)
  • Шиф Жозефина Ильинична (1904 – 1978)
  • Ярмоленко Августа Викторовна (1900 – 1972)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь