Субъективная картина жизненного пути подростков

Ю.Б. Шлыкова (Краснодар)

Изучение субъективной картины жизненного пути в большей степени связывают со зрелыми возрастами или с профессиональной деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач и др.). На наш взгляд, интересным является изучение картины жизненного пути в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируются целостные представления о мире и собственной жизни в нем. Также в этом возрасте особенно остро встает проблема идентичности как целостности личности в прошлом, настоящем и будущем (Э. Эриксон).

Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие. Подверженность параметров временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества и отдельной личности.

Современная психология рассматривает каждого человека как живущего в окружающем его мире действительности, в том мире, который он воспринимает своими органами чувств, в котором он во взаимодействии с другими людьми и окружающей природой осуществляет свою жизнедеятельность.

Каждый человек может познавать лишь некоторую часть объективного мира действительности, включающую часть окружающей природы и «близких Других», которую мы будем называть объективной жизненной ситуацией. Ее отображение в сознании человека в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия и мышления будем называть индивидуальной картиной мира, которая принадлежит сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Представления личности о мире лежат в основе формирования картины мира (или образа мира), изучение которой в отечественной психологии начато в трудах А.Н. Леонтьева. В настоящее время эта проблема по-прежнему привлекает внимание психологов.

Особую методологическую значимость имеет введение А.Н. Леонтьевым понятия картины мира в определение сознания человека: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (Леонтьев, 1977, с. 125).

Картина мира в подростковом возрасте не может быть достаточно полной. Всякая картина мира – это субъективное представление. Но от того, как она будет формироваться, насколько личность в подростковом возрасте окажется готовой для преодоления каких-то трудностей, будет зависеть и дальнейший результат.

Объективно существующий мир предоставляет подростку определенное жизненное пространство, ситуацию, в которой существует множество проблем, множество путей их решения, а личность в качестве субъекта обладает некоторой степенью свободы выбора проблем и методов их решения. Выбирая под давлением или по своей воле проблемы и пути их решения, подросток неизбежно вступает в социальное и культурное взаимодействие с другими людьми, добиваясь успехов в решении поставленных задач и терпя поражения. Общение и взаимодействие с другими людьми в процессах жизнедеятельности позволяет каждому человеку изменять, на основании анализа полученных положительных и отрицательных результатов и обсуждения опыта, свою индивидуальную картину мира. Индивидуальная картина мира развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, укорененных в детстве, и характеризуется той или иной степенью соответствия объективной картине мира. Каждая индивидуальная картина мира, таким образом, является продуктом мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь, и является динамическим образованием. Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является, таким образом, предпосылкой для изменения индивидуальной картины мира и, следовательно, жизненных планов и методов их исполнения (А.Н. Леонтьев).

Создавая собственную картину мира, подросток использует весь имеющийся у него опыт взаимодействия с этим миром. Здесь играют роль и индивидуальные особенности подростков, и особенности характерные для данного возрастного периода.

К концу подросткового возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Одним из центральных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. Один из параметров «взрослости» – уметь «видеть» картину жизни. Но готов ли подросток представить свою картину жизненного пути? Как она будет выглядеть? Вероятнее всего, что у большинства девушек и юношей в возрасте 14-15 лет картина будет поверхностной и незрелой. Но она уже есть.

Исследования жизненного пути личности по классификации В.Н. Дружинина относятся к уровню изучения уникальной индивидуальности, и это требует от исследователя осторожного подхода к анализу полученных результатов, чтобы за выявлением общих закономерностей не проглядеть индивидуальность. В.Н. Дружинин рекомендует в качестве наиболее адекватных методов исследования в таких случаях установление сходств (построение размытых классификаций) и описание отдельных случаев. Исходя из вышеизложенного и сложности нашего объекта изучения, в данной работе мы ограничимся качественным описанием полученных результатов.

Для нашего исследования картина жизненного пути подростка представляет значительный интерес как образ, временные измерения которого соизмеримы с жизнью в целом. В этом образе запечатлено не только прошлое подростка – этапы его становления, не только настоящее – переживание текущего момента, но и будущее, жизненные планы и перспективы.

Для выявления особенностей топографической модели жизненного пути у подростков нами была использована полупроективная методика Life-Line (А.А. Кроник).

Простейшими элементами реального жизненного пути является событие – изменение в условиях жизни человека, его внутреннем мире и состоянии здоровья, в поступках в семье и быту, на работе учебе, в сфере досуга. Но одни и те же события различаются своей значимостью в жизни разных людей. Поэтому важен не столько анализ событий сам по себе, сколько анализ их влияний друг на друга и на ход жизни в целом.

В исследовании принимали участие учащиеся 9 класса, подростки в возрасте 14-15 лет. Количество детей принявших участие в исследовании – 27.

Методика Life-line выполняется в свободной форме. Подчиняется «европейскому» принципу, когда прошлое находится слева, а будущее – справа. События, расположенные над временной осью, – это события имеющие положительную окраску. Ниже временной оси находятся события, связанные с неприятностями. Изображая свою судьбу, люди, независимо от возраста, отмечают определенное количество событий или этапов. В нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдается позитивным событиям. Из истории индивидуальной жизни вспоминается больше хорошего, чем плохого. Конечно, у каждого человека свой индекс баланса положительных и отрицательных воспоминаний, но для полноценного функционирования личности благоприятно преобладание светлых, радостных, мажорных воспоминаний.

Каждое событие или событийный этап обладает амплитудой, выражающей эмоциональную насыщенность того или иного события. Топографическую модель жизненного пути можно разделить на «плотную» и «разряженную» по количеству воспоминаний. Это отражает субъективное представление человека о заполненности своей жизни, ее разнообразия и насыщенности.

При наблюдении за тем, как подростки выполняли методику Life-line, было отмечено, что для некоторых деятельность «картографирования» своего прошлого представляет собой репродуктивную процедуру – актуализируется ранее созданная схема. Но большинство переживают эту ситуацию как творческий процесс, создавая при этом новые смыслы отдельных событий.

В результате проведенной методики было выявлено, что подростки указывали события из разных сфер своей жизни. Выявлены следующие сферы:

  • Семья;
  • Друзья;
  • Школа;
  • Поездки.
Просмотров: 6701
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика детей




Другие новости по теме:

  • 6.1. Ученик – субъект учебной деятельности
  • Б.Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
  • Бюлер Шарлотта
  • Бюлер Шарлотта (1893 – 1974)
  • Д.И. Фельдштейн Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста
  • Зрелость
  • И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста
  • Изменения самосознания пожилых людей
  • Исследование личности биографическим методом
  • Какие возрастные особенности учащихся необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива
  • Методика Г.С. Никифорова «События моей жизни»
  • Направленность личности в структуре индивидуальности
  • Новообразования пожилого и старческого возраста
  • Объект, предмет и основная цель социальной педагогики
  • Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений
  • Первая любовь у подростка
  • Предмет возрастной и педагогической психологии
  • Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • Психологическое время
  • Психология жизненного пути
  • Психология судьбы
  • Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
  • Развитие мышления в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте
  • Самоопределение личности
  • Специфика спорта как вида деятельности
  • Теории старения
  • Теория Личности Г. Оллпорта
  • Типическое и индивидуальное в характере
  • Учет специфики индивидуального опыта жизни ребенка в формировании его психологической культуры
  • Я - концепция и характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь