Кропова Ольга Александровна. Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников с ОНР

Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников с ОНР

Уважаемые коллеги!

В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в российской педагогике, личность ребёнка признаётся как самая большая ценность, что даёт каждому воспитаннику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе образовательного процесса независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений.

Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания. Поэтому одним из приоритетных направлений логопедической работы с детьми-логопатами является профилактика и развитие оптико-пространственного восприятия.

 

Скачать презентацию

Дошкольный возраст – это период подготовки ребёнка к очень важному этапу в его жизни – обучению в школе. Поскольку зрение в этом возрасте является основным каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня развития зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти зависит качество усваиваемых воспитанниками знаний. С помощью зрительного анализатора ребёнок воспринимает освещённость, цвет, величину, форму предметов; определяет движение и направление движения предмета, ориентируется в пространстве.

Вследствие несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об окружающем становятся ограниченными, отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.

Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на формирования общего речевого статуса.

Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития у воспитанников с несформированным оптико-пространственным восприятием должна иметь комплексный характер. Для эффективной коррекционной работы необходима система поэтапного формирования зрительного гнозиса в структуре преодоления ОНР.

В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика поэтапного формирования отико-пространственного восприятия, которая несёт синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка. Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением), проводятся в системе с подгруппой и индивидуально.

Проведённая на основном этапе обучения коррекционная работа, направленная на развитие восприятия сенсорных эталонов и умения ориентироваться в схеме собственного тела, сочетаемая с развитием осязания и усилением тактильных ощущений, создаёт базу для перехода на завершающий этап.

Завершающий этап логопедической работы направлен на развитие сложных форм зрительного восприятия и оптико-пространственного гнозиса. На завершающем этапе проводится работа по развитию сложных форм зрительного восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве, что также является составляющей оптико-пространственного гнозиса. В начале этого этапа коррекционной работы при овладении ребёнком представлениями об относительном размере фигуры, её форме и цвете можно приступать к формированию навыков зрительного анализа и умений создавать, видоизменять, преобразовывать геометрическую фигуру, что является составляющей оптико-пространственного гнозиса. Параллельно формируются навыки ориентировки ребёнка на листе бумаги (тетради).

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от себя» у детей формируются навыки использования зрительного восприятия, закрепляется умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые и осязательные). Основой обучения является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Далее создаются простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Воспринимая форму, особенности строения каждого предмета и его качества, дети вырабатывают навыки, способствующие переходу к моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей (мебель – детали строительного материала). Затем переносят полученный опыт для игры в групповых комнатах детского сада.

Постепенность в коррекционной работе необходима для подготовки детей к полноценному восприятию предметов сложной формы с наличием дополнительных деталей и второстепенных частей сюжетной картины; анализу предложенного изображения, синтезу изображения в единое целое.

Эта работа преследует цели:

  • формировать целостное восприятие предметов;
  • учить соотносить предмет и его части;
  • формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
  • упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;
  • закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
  • развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение);
  • закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения; не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.

Представленные направления работы будут полезны и детям общеразвивающих групп в целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса, делая представления об окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя мыслительные функции.

Показ презентации на тему: «Развитие оптико-пространственного восприятия у детей-логопатов.

С уважением, учитель-логопед Ольга Александровна Кропова.

Просмотров: 498
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Екатерина Третьякова. Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация-Семинар для воспитателей. Использование игры в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  • Ольга Салдина. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь