Назаренко Елена Васильевна. Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»

Опыт работы учителя-логопеда с ребенком с нарушением слуха и с ребенком с синдромом Дауна»

Выступление. Семинар «Инклюзивное образование в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».

Назаренко Е.В. Учитель-логопед I квалификационной категории. МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка Азовского района

МБДОУ №52 «Матрешка» с. Кулешовка Азовского района посещают ребенка с ОВЗ.

Моей главной целью всей коррекционно-развивающей работы является – создание специальных условий и подбор методов и средств работы, способствующих развитию всех компонентов речевой системы.

 

Скачать конспект

Задачи логопедической работы являются:

  • Занятия по развитию слухового восприятия;
  • развитие тонально-ритмической стороны речи;
  • расширение и обогащение словарного запаса;
  • развитие слоговой структуры слова;
  • формирование предпосылок фразовой речи.

Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. И в процессе занятий я реализую поставленные задачи.

Одним из условий в реализации поставленной цели является организация предметно-пространственной развивающей среды, подбор дидактического материала, развивающих игр и пособий с учетом структуры дефекта и особенностей детей.

У Андрея наблюдается нарушение слуха. Разговорная речь на расстоянии более 0,5 метра и шепотная речь не воспринимается. При первичной диагностике у ребенка отмечалось отсутствие общеупотребительной речи, выраженные трудности понимания обращенной к нему речи, вербальная коммуникация была строго ограничена, речевое подражание отсутствовало, фонематическое восприятие было не сформировано (грубо нарушено).

  • На индивидуальных и на подгрупповых занятиях я работаю над развитием артикуляционного аппарата и на развитием речевого дыхания. С ребенком выполняем следующие упражнения: артикуляционная гимнастика, миогимнастика; тренируем с помощью специальных упражнений мышцы глотки и мягкого нёба, выполняем дыхательные упражнения.
  • Так как одной из важных задач обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха является формирование устной речи, я провожу работу по развитию активной речи, слухового аппарата и слуховой памяти. Картинный материал подбирается в строгой последовательности, в соответствии со степенью усвоения произношения определенной слоговой структуры.
  • В соответствии с возрастом ребенок осваивает элементы грамоты.
  • Также на индивидуальных занятиях развиваем тембр и силу голоса с помощью сопряжено-отраженного произношения междометий. В соответствии с изображением на картинке, ребенок меняет окраску, модуляцию, высоту, интонацию голоса.
  • В игровых ситуациях, вслушиваясь в речь логопеда, ребенок выполняет инструкции. С помощью таких упражнений пополняем пассивный и активный словарный запас существительными, глаголами и прилагательными; и также учим ребенка выполнять инструкции «покажи где», «возьми» и т.д. Проводится работа по развитию эмпрессивной речи, слухового внимания и памяти. В игровых ситуациях, вслушиваясь в речь логопеда, ребенок выполняет инструкции (например, пополнение словарного запаса существительными «Покажи где утка?, покажи где нос? И т.д.»; пополнение словарного запаса глаголами «Покажи где мальчик сидит?, где мальчик стоит?, встань, сядь, иди», пополнение словарного запаса прилагательными «где красный?, синий?, желтый? И т.д.). Данные упражнения способствуют обогащению словарного запаса ребенка, активизируют интерес к речи как к средству познания окружающего мира, формирует мотивацию общения.
  • Проводится работа по формированию неречевого слуха. При разработке содержания занятий сначала использовали более громкие звучания (барабан, бубен); звуковой материал соотносили с конкретным предметом, действием или их изображением. Неречевое слуховое восприятие развиваем в процессе узнавания и дифференциации неречевых звуков (жук-комарик, свистит чайник-змея). Данные упражнения формируют умение различать звуки, схожие между собой, способствуют улучшению слуховой чувствительности.
  • Развиваем слоговой ритм путем произнесения или отстукивания простых слогоритмов с одновременным проговариваем. Благодаря предложенным заданиям у ребенка формируется фонетическая сторона речи. Развиваем тембр и силу голоса (ребенку предлагается произносить междометия «ах, ох, ну, ой, и т.д.» в соответствии с изображением на картинке, при этом меняем окраску, модуляцию и высоту голоса; также следующее задание предлагается для развития силы голоса «громко-тихо», ребенок в соответствии с изображением произносит звук шепотом, тихо, громче и очень громко; развиваем слоговой ритм путем произнесения или отстукивания простых слогоритмов с одновременным проговариваем «па, па-па-па»).

Андрей посещает занятия с радостью, предложенные задания Андрей выполняет с большим интересом. Работая в данном направлении, я вижу свои результаты работы. Андрей стал понимать речь окружающих, произносить слова, различать неречевые и речевые звуки, научился слушать голос взрослого и также взаимодействовать в социуме.

Я уверена, если продолжать данного рода работу, то у ребенка будет разговорная речь.

Работая с Макаром, одной из главных моих задач является развитие речевого дыхания. Так как, известно, что у Макара с его особенностью затруднено дыхание, речевой выдох не сформирован, выявляется рассеянная воздушная струя.

Также я работаю над развитием внимания и сосредоточения на предмете, ребенок учится акцентировать произвольное внимание.

Благодаря развитию мелкой моторики, выполнению пальчикового массажа, мы развиваем тактильные ощущения, Макар эмоционально расслабляется и успокаивается.

Дополнительно мы занимаемся песочной терапией. Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления, развитию зрительной памяти. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, и именно поэтому в коррекционной работе с Макаром весьма эффективен метод песочной терапии.

Макар с первого занятия вошел со мной в контакт, не было эмоционального барьера.

Макар добрый, светлый мальчик, всеми нами любимый. Любовь к детям прежде всего, особенно к особым детям.

Просмотров: 722
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Орлова Ирина Николаевна. Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Тренируем пальчики–развиваем речь»
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шутка Жанна Ярославовна. «Развиваем речь с помощью скороговорок»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Коптева Наталья Александровна. Мастер-класс «Развиваем пальчики — развиваем речь»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Созинова Наталья Валерьевна. Развитие слухового внимания, речевого слуха
  • Шамова Александра Константиновна. Обогащение словарного запаса с использованием дидактических игр у детей 3-4 лет
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Издательство «Творческий Центр Сфера». Игровая методика по формированию словарного запаса
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Ментух Татьяна Михайловна. Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
  • Горынцева Анастасия Андреевна. Cтатья по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Мы играем-развиваем!»
  • Арутюнян Зоя. Семинар для родителей на тему: «Развивая мелкую моторику рук – развиваем речь».
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Цинн Елена Каримьяновна. С пальчиками играем – речь развиваем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь