I. КОМПОНЕНТЫ CONIUNCTIO

4. АЛХИМИЯ И МАНИХЕЙСТВО

31 В начале предыдущей главы я говорил о том, что lapisобозначали термином "сирота". Ввиду этого мотив неизвестного или отсутствующего отца обретает особое значение. Мани — наиболее известный пример "сына вдовы". Считается, что сначала его звали Коиррисо (Кубрикус); потом он сменил свое имя на Манеш, вавилонское слово, означавшее "сосуд"201. Четырехлетним мальчиком он был продан в рабство богатой вдове. Она полюбила его, впоследствии усыновила и сделала своим наследником. Вместе с ее богатством он унаследовал "змеиный яд" свой доктрины — четыре книги Скифианоса, первого учителя его приемного отца Теребинфоса, называвшегося "Буддой"202. Сохранилась легендарная биография Скифианоса, в которой его уравнивают с Симоном Магом203; как и Симон, он прибыл в Ерусалим во времена апостолов. Он проповедовал дуалистическую доктрину, которая, по словам Епифания204, представляла собой учение о парах противоположностей: "белое и черное, желтое и зеленое, влажное и сухое, небо и земля, ночь и день, душа и тело, добро и зло, правда и ложь". Из этих книг Мани состряпал свою зловредную ересь, отравившую народы. Имя Кубрикус очень похоже на алхимические Кубриус205, Габрикус206, Кибрич207, Кубрич, Кибрик208, Кубриг, Кебрик209, толкуется, как "мышьяк", то есть активный мужской элемент., Алкибрик210, Кибрит211, Кибрис212, Габрициус, Габриус213, Фабритиус, Фабритис214, и так далее215. Арабское слово "кибрит" означает "сера".

32 В Aurora Consurgensтермин "sulphurnigrum" стоит рядом с термином "vetula", причем первый является синонимом духа, а второй -- души. Вместе они образуют пару, отдаленно напоминающую черта и его бабушку. Эта же связь прослеживается и в "Химической свадьбе" Розенкрейцера216, где черный король сидит рядом со старухой под вуалью. "Черная сера" - это уничижительное название активной, мужской субстанции Меркурия и указывает оно на его темную, мрачную природу, которая есть зло217. В "Химической свадьбе" - это злой мавританский король, который делает своей любовницей ( meretrix ) царскую дочь: в других трактатах ~ это "эфиоп"218, аналогичный "египтянину" в "PassioPerpetuae"219, который с христианской точки зрения является дьяволом. Он — это приведенная в действие тьма материи, umbra Solis(тень солнца), представляющая девственно-материнскую prima materia . Когда в начале шестнадцатого века в алхимии сталь играть заметную роль доктрина "Increatum"220, она дала толчок к развитию дуализма, который можно сравнить с манихейским учением221.

33        В манихейской системе материя (jfiyle ) персонифицируется темным, жидким, человеческим телом принципа зла. Как говорит святой Августин, субстанция зла "обладает своей ужасной и бесформенной массой, либо твердой, как земля, либо тонкой и прозрачной, как воздух; ибо люди представляют ее как какой-то зловредный разум, ползущий по земле"222. Манихейская доктрина антропоса исповедует дуализм фигуры Христа подобно алхимической, поскольку последняя исповедует существование дуалистического искупителя: Христа, как спасителя человека (микрокосма) и lapis Philosophorum , как спасителя макрокосма. Доктрина предполагает существование, с одной стороны, неподдающегося страданию ( impatibilis ) Христа, который заботится о душах, а с другой стороны, Христа, способного на страдание ( patibilis )223, чья роль иногда подобна роли spiritus vegetatius или Меркурия224. Этот дух [ spiritus vegetatius ] заточен в тело князя тьмы и освобождается ангельскими существами, обитающими в солнце и луне: принимая то женские, то мужские формы, они вызывают желания у грешников и заставляют их от страха исходить потом, который капает на землю и удобряет растения225. Таким образом небесный свет высвобождается из темных форм и переходит в растительную форму226 .

34        Аналогом воспламенения посредством желания является постепенный подогрев алхимиком субстанций, которые содержат волшебный эликсир. Здесь играет большое значение символ бани, как это показано на иллюстрациях227. Если для манихейцев пот архонтов означал дождь228, то для алхимиков пот означал рoсу229. В связи с этим мы должны вспомнить о странной легенде, приведенной в Acta Archelai , в которой идет речь об приборе Для спасения человеческих душ, изобретенном "сыном живого Отца". Он сконструировал большое колесо с двенадцатью ведрами, которые, по мере вращения, подбирали находящиеся в глубине души и доставляли их на лунный корабль230. В алхимии rota(колесо) является символом opus circulatorium . Как и у алхимиков, у манихейцев была своя "мегера", мужчина-девственник Джоель231, который дал Еве определенное количество световой субстанции232. Ее роль в отношениях с князем тьмы соответствует роли двойственного Меркурия, который, как и она, высвобождает скрытую в материи тайну, "самый яркий свет", filius phi losoforum . Я бы не рискнул высказывать предположения, в какой степени эти аналогии возникли непосредственно в манихейской традиции, в какой степени — в результате косвенного влияния или в результате спонтанного возрождения.

35 Исходной точкой этих заметок было определение lapisтермином "сирота", примененном Дорном явно неожиданно в ходе обсуждения единения противоположностей. Приведенный нами материал доказывает, что в coniunctioскрыта архетипическая драма смерти и нового рождения, и что вокруг этой проблемы сталкиваются существующие с незапамятных времен человеческие эмоции. Нравственная задача алхимии заключается в том, чтобы привести кипящую страстями женскую, материнскую основу мужской души в гармонию с духом. Воистину, труд, достойный Геракла! Дорн пишет:

Поэтому, о Разум, научись испытывать сострадательную любовь к своему собственному телу, научись сдерживать свои тщетные желания, ибо это может пригодиться тебе во всех вещах. К этой цели я буду неуклонно идти, чтобы напиться с тобой из источника силы233, и, когда двое станут одним, в их единении ты обретешь покой. О, Тело, подойти поближе к этому источнику, чтобы вместе с твоим Разумом ты могло напиться вдоволь и уже не испытывать жажду тщетных желаний. О, невиданная сила этого источника, которая превращает двоих в одного и примиряет врагов! В источнике любви душа и дух могут превратиться в разум, а в результате этого тело и разум образуют целостного человека.234


1.        Рипли говорит: "Coniunctioесть единение разделенных качеств или уравнивание принципов". "Duodecim portarum axiomata philosophica", Theatrum chemicum, II, p. 128.

2.        Ср. представлениео ietrameria в Stolcius de Stolcenberg, Viridarium chymicum, рис. XLII.

3.        3.Cp. "Consiliumconiugii", Ars chemica, p.79: "В этом камне содержатся четыре элемента и его следует сравнивать с миром и составом мира". Также MichaelMaier, De circulo physico quadrato, p. 17: "Природа, говорю я вам, прошла по золотому кругу и этим движением уравняла свои четыре качества, то есть вернувшись к самой себе, она придала разнородной простоте форму квадрата, в результате чего противоположности связаны с противоположностями и враги с врагами как бы неразрывными узами и сжимают друг друга во взаимном объятии". Петр Добрый говорит: "Элементы соединены в круг истинной дружбы". ( Bibliotheca chemica, II, p.35)

4.        CpJohn Dee, "Monas hieroglyphica", Theatr.chem., II, p.220.

5.        Cp. "Consilium coniugii", Ars chemica, pp.69f., и "Clangor buccinae", Artis auriferae, I, p. 484. В Каббале все наоброт: красный цвет обозначает женщину, 6елый(левая сторона) -- мужчину. Ср. Mueller, Der Sohar und seine Lehre, pp. 20f.

6.        "Aenigmata ex visione Arislei", Art aurif., I, pp. 146ff. Союзсолнцаи луны: Petrus Bonus (ed. Lacinius), Pretiosa margarita novella (1546), p. 112. Архетипнебесногобракаиграетздесьбольшуюроль. На примитивном уровне этот мотив можно обнаружить в шаманизме. Ср. Eliade, Shamanism, p.75

7.        Наиболее полным собранием иллюстраций из опубликованных трудов является Viridarium chymicum figuris cupro incisis adornatumStolcius deStolcenberg, Frankfurt, 1624.

8.        Symbola aureae mensae, p. 192.

9.        "Сокровищница" (gazophylacium, domus thesauraria) философии. Синоним aurum philosophorum или lapis. Cp. von Franz, Aurora Consurgens, pp.lOlff. ЭтаидеяпришлавголовуАлфидиусу (смотри "Consilium coniugii", Ars chemica, p. 108), адонегоещеЗосиме, которыйописывает lapis, какхрамизсверкающегобелогомрамора. Berthelot, Collection des anciens alchimistes grecs, III, i,5.

10.     Symbola aureae mensae, p.200.

11.     На этом издании нет даты, но оно, вероятно, отпечатано на печатном станке SamuelEmmel в Страсбурге и может быть современником Ars chemica, которое было напечатано в 1566 г. и совпадает с libellus по типу, бумаге и формату. Автор этой книги, SeniorZadithfiliusHamuel, вероятно жил в десятом веке и принадлежал к харранитам или, по крайней мере, находился под их влиянием. Если упомянутый Степле-тоном ("MuhammadbinUmail: HisDate, Writings, andPlaceinAlchemicalHistory") Clavis maioris sapientiaeидентична написанному на латыни трактату с таким же названием, традиционно приписываемую Ар-тефиусу, то вышесказанное можно считать доказанным, поскольку этот трактат содержит типично харранитскую астральную теорию. Руска StudienzuM. ibnUmail") относит Сениора к литературе Turba, возросшей на египетской почве.

12. Cениор говорит: "Я сочетал два светила браком, что стало подобно морю с двумя маяками". (De chemia, pp. 15f).

13. Myseum hermeticum, p.343. (Cf. Waite, The Hermetic Museum Restored and Enlarged, I, pp.276f.)

14. Corpus(как corpus nostrum), как правило, означает химическое "тело" или "субстанцию", но в сущности оно означает человеческое тело. "Мо-это распространенный символ бессознательного. Стало быть, в алхимии " тело" являлось и символом бессознательного тоже.

15 nlgmata Philosophorum И", Art.aurif., I. p.149. Cp. Aion, пар. 195, 213.

16. Cм. "Психология и алхимия", рис. 240 пр.51.

17 Они также присутствуют в "XIClavis" Василия Валентина, Chymische Schriften, р.68 ив Viridarium, Figs. XI, LV, LXII. Варианты: лев и змея ( Vividarium., Fig. XII), лев и птица (Fig. LXXIV), лев и медведь (Fig. ХСП и CVI).

18        PetrusBonus, "Pretiosamargaritanovella", Theatr. chem., V, pp.6-47f.: "Гермес: В конце мира небо и земля должны будут слиться воедино, в философском смысле, конечно". Также Mus. herm., p.803 (Wfite.II, p.263).

19Ms. Incipit: "Figurarura Aegyptiorum Secretarum." 18th cent. (Mus. Herm., p.652).

20        "Таким образом, высота скрыта от взгляда, а глубина открыта ему". (Mus. herm., p. 652)

21        Распространенное выражение: "Из мертвого делают живое". (Mylius, Philosophia reformats, p. 191).

22        Mylius, p. 118. Четвертой степенью является coniunctioкоторое, стало быть, соответствует Козерогу.

23        Милиус замечает (р. 115): "... равенство возникает... из четырех несо вместимых элементов совместно присутствующих в природе". Похоже, что у древних была сходная идея — солнечный стол (пАлакг] траяеСа) в орфических мистериях. Ср. Proclus, CommentariesontheTimaeusof Plato, trans, byTaylor, II, p.378: "Орфей на самом деле познал Кратер Бахуса, но он также рассаживаает и многих других вокруг солнечного стола". Ср. также Геродот, История, III, 17-18 и Павсаний Описание Греции, VI, 26, 2.

24        Ср. "Психология и алхимия", индекс "rotundum", "сфера", "колесо" и, особенно, (пар. 469) колесо с двумя ведрами для поднятия душ в Acta Archelai.

25        Holmyard, Kitab al-ilm al-muktasab.

26   Идея преобразование Множества в Единство прослеживается не только у алхимиков, но и у Оригена, In Libr. I Reg [ I Sam. J Нот. ,1,4 (Migne, P. G., vol. 12, col. 998): "Единый человек действительно существовал. Мы, по-прежнему остающиеся грешниками, не можем получить этот почетный титул, поскольку каждый из нас является множеством, а не единством... Смотрите, как тот, что считает себя единым, таковым не является, и число содержащихся в нем личностей, похоже, равняется числу его настроений, ибо, как сказано в Священном Писании: Дурак изменчив, подобно луне". В другой проповеди, In Ezech., 9, 1 (Migne, P. O. ,vol. 13, col. 732) он говорит: "Там, где грехи, там — множество... но там, где добродетель, там — цельность, там единство". Ср. Porphyry the Philosopher to His Wife Marcella, trans, byZimmern, p.61: "Если ты будешь упражняться в вхождении в самого себя, собирая воедино всю мощь, которую тело разломало на многие части, не похожие на их прежнее единство, и разбросало эти части в разные стороны..." Приблизительно то же самое читаем в Евангелии от Филиппа (цитируется по Epiphanius, Panarium, XXVI, 13): "Я (говорит душа) собрала все знание о себе самой, собрала саму себя со всех уголков и не породил а (посеяла)детей с Господином, а вырвала его корни и собрала все члены, что были разбросаны по сторонам. И я (говорит она) знаю, кто ты есть, ибо я принадлежу к тем, которые сходят с небес". (James, The Apocryp hal N ew Testament, p. 12) Cp. Panarium, XXVI, 3: "Я — это ты, а ты -это я, и где бы ты ни был, там нахожусь и я, и я рассеян во всех вещах, и где бы ты ни был, ты можешь собирать меня, но собирая меня, ты собираешь воедино себя самого". Внутренняя множественность человека отражает его микрокосмическую природу, которая содержит в себе звезды и их (астрологическое) влияние. ПоэтомуОриген (In Lev. Hom.,V, 2; Migne, P. G., vol. 12, cols. 449-50) говорит: "Пойми, что ты содержишь в себе табуны лошадей, стада коров, отары овец и стада коз... Пойми, что птицы небесные также находятся внутри тебя. Не удивляйся тому, что мы говорим, что они все в тебе находятся, а пойми, что ты сам являешся маленьким миром, и в тебе есть и солнце, и луна, и звезды... Пойми, что в тебе есть все, что есть в мире". И Dorn ("Detenebriscontranaturam", Theatr. chem. I, p.553) говорит: "Четырем менее совершенным планетам в небесах соответствуют четыре элемента в нашем теле, а именно, земля — Сатурну, вода — Меркурию [вместо луны, смотри выше], воздух — Венере и огонь — Марсу. Из этих элементов состоит тело и оно слабо по причине несовершенства составляющих его частей. Так давайте же вырастим из них дерево, корень которого относится к сатурну" и т. д. Имеется в виду философское дерево, символ процесса развития, который приводит к единству filius Philosophorumили lapis. Ср. "ThePhilosophicalTree", par. 409.

27   Это живущий под землей змееподобный демон плодородия (ауаОос бсииюу), родственный "гению" героя. В Египте змееподобный демон давал жизнь и способность к врачеванию. В хранящемся в Берлине "Магическом Папирусе" упоминается Добрый Дух ayaOoq уесорос, удобряющий землю. На геммах гностиков он изображается вместе с Енохом, а Енох является ранним аналогом Гермеса. Сабеи, перенесшие Доброго Духа в Средневековье в качестве TiveuuaTuxpeSov (Знакомого Духа) магических ритуалов, отождествляли его с Гермесом и Орфеем. (Chwolsohn, DieSsabier, II, p.624). Олимпиодор (Berthelot, Alch. grecs, II, iv, 18) говорит о нем, как о "более таинственном ангеле", фистксотероу ayyeXov) уроборосе или "небе", в результате чего, позднее, он стал символом Меркурия.

28   Индийские трактаты, повествуют о хиранъятарбха, "золотом зародыше" и пуруше. Такжесмотри The Psychology of Eastern Meditation, Pars, 917f.

29  Чэ. ил,т] inqopviOoyoviac материя, воспроизводящая птицу у Зосимы (Berthelot, III, xliv, 1).

30  Holmyard, p.37.

31  "Психологияи алхимия", рис.203-5.

32    von Franz, pp.53f. Cf. Goodenough, "The Crown of Victory..." Senior (De cnernia, p. 41) называет terra alba foliata "коронойпобеды". В Heliodoriv. 252 (ed. byGoldschmidt, p.57), душа, возвращаясь в тело, приносит с собой viKTiTiicov сттецца, "венок победы". В Каббале, высшая сефирот (подобно низшей) зовется Кетер, Корона. В христианской аллегории корона означает человеческую природу Христа: RabanusMau-rus, Allegoriae in Sacram Scripturam(Migne, P. L., vol. 112, col. 909). В Деяниях Иоанна, параграф 109 (James, Apocryfal N ew Testament, p.268) Христа называют диадемой. 33 Ars chemica, p. 196.

34 "Opusculum autoris ignoti", Art. aurif., I, p.390. Об авторе традиционно говорят, как о "Rhasis". Ср. Ruska, Turba Phil., pp. 161f. Такжеи Ephraem Syrus, Hymni et Sermones (ed. Lamy, I, col. 136): "Твое дитя, о, Дева, - - старик; он Ветхий Днями и существует с самого начала времен".

35 Дорнв "Physica Trismegisti", Theatr. chem., I, p. 420. Разделение эле ментов на два высших "психических" элемента и два низших "сомати ческих" элемента восходит еще к Аристотелю. Cf. Lippmann, Enteste- hung und Ausbreitung der Alchemie, I, p. 147.

36 "Liber de alchemia", Theatr. chem., I, p.775.

37 Океан — это синоним первичной материи

38 Theatr. chem., V, р.111 Этот трактат (Micreris=Mercurius) несомненно очень древний и, по всей видимости, арабского происхождения. То же самое высказывание цитирует "Milvescindus" (Bonus, "Pretiosamarg. nov.," Theatr. chem., V, pp. 662f. В Turba его называют "MirnefIndus".

39 Этот трактат, арабского происхождения, напечатан в Bibliotheca chemi ca, I, pp. 400f

40 "Когда он вонзает свой клюв себе в грудь, вся его шея вместе с клювом образуют круг... Кровь текущая из его груди возвращает жизнь мертвым птенцам". Ibid., p.442 Ь.

41 Ibid.

42 Ibid., 408 b. Ср. слова "невесты" в Aurora Consurgens, p. 143: "Я - посредница между элементами, приводящая их к согласию; теплое я делаю холодным... сухое я делаю влажным... твердое я делаю мягким и наоборот". Ср. Senior, De chemia, p. 34.

43 Bibl. chem., 408 a.

44    "Он проникнет в любую твердую вещь" {Tabula smaragdina). Фраза "ибо только дух проникает во все вещи, даже в самые твердые тела", по всей видимости, написана не без воздействия следующей фразы: "А нам Бог открыл это Духом своим ибо Дух все проницает, и глубины Божий" в I Кор. 2:10 (Новый завет). Вот и алхимики называли Меркурий "духом истины", sapientia Dei, но таким, который рвется в глубины материи и достижением которого является donum Spiritus Sancti. Это дух, который знает тайны материи и обладание им приводит к просветлению, как о том сказал Павел: "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем". (I Кор. 2:11).

44    Лука 17:21f. В последнее время, "внутри тебя" ( intra vos) переводилось, как "среди вас", то есть как говорит наш автор "в видимом и плотском сборище людей". В этом проявляется современная тенденция заменять внутреннюю цельность человека внешним общением, словно тот, кто не не находится в ладу с самим собой, может быть способен на какие-то близкие отношения с другими людьми! Эта достойная сожаления тенденция прокладывает путь стремлению "принадлежать к массе",

46      Flveuf-ia 6 Rеос. Иоанн. 4:24

47      Bibl. chem., I, р.443а.

48      Всвоей "Speculativaphilosophia" (.Theatr. chem., I, p.291.) Дорн говорит об этом единении: "Таковым являются философская любовь между частями неодушевленных вещей и вражда между ними, как и между час тями тела людей". [Аллюзия на проекцию!] Но, как в первом, так и во втором случае, истинное единение может наступить только тогда, когда перед слиянием в единое целое, части избавятся от своей подверженности разложению; вот почему то, что ты делаешь ради примирения врагов, может стать причиной единения друзей. Всем несовершенным телам и тем, которые почти-что достигли абсолютного совершенства, присущи и дружба, и вражда [удачная формулировка сосуществования противоположностей в бессознательном "несовершенном" состоянии]; если последняя должна быть устранена трудом или усилиями человека, то первая должна быть возвышена к своему абсолютному совершенству посредством искусства, которое мы изложили для достижения единства человека". См. Дух Меркурий, пар.259.

49      Ср. HonoriusofAutun, Speculum de mysteriis ecclesiae(Migne, P. L., vol. 172, col. 936): "Ибо говорят, что пеликан так сильно любит своих птенцов, что сжимает их своими когтями до смерти. Но потом он погружается в глубокую печаль и на третий день ранит сам себя, и кровь из его раны капает на птенцов, в результате чего они восресают из метрвых. Пеликан символизирует Господа, который настолко любит наш мир, что отдает ему своего единственного Сына, которого он воскресил на третий день, сделал победителем смерти и возвысил над всеми именами". Пеликаном также называется реторта, рыльце которой уходит в чрево сосуда. [Ср. Alchemical Studies, fig. B7].

50 Ср. комментарии к II, Кор. 3:6 ("потому что буква убивает, а дух животворит.") в Олимпидорусе (Berthelot, II, iv, 41), в которых некто, знающий тайное алхимическое искусство, говорит: "Однако, как же мне понимать трансформацию (цета|}оХг|у)? Каким образом вода и огонь, которым самой природой назначено быть врагами, через дружбу и гармонию приходят к единству?").

51 Bibl. chem., I, p.442b.).

52 Aqua permanens, "чья сила есть духовная кровь, то есть раствор... Ибо тело вбирает в себя дух через раствор крови; ибо все, обладающее Духом, обладает и кровью". (Mylius, Phil. ref., pp.42f.) Эти цитаты взяты из Turba^ed. byRuska, p. 129) и из книги Аль-Хабиба (цитируется по Руска, pp.42f. Для греческих алхимиков золото было "красной кровью серебра" (Bertheot П, iv, 38 и 44). Ср. Philo, Quaestiones in Genesium, II, 59: "Но кровь есть суть разумного и живого духа; ибо в другом месте он (Левит 17:14) говорит: "Душа всякого тела есть кровь его". Ср. Leisegang, Der heilige Geist, p. 97 п. ир.94 n.)

53 "Сын, ты должен воспользоваться плотью" (Цитата из Аристотеля по Rosarium philosophorum, Art. aurif., II, p.318). Prima materia"произ растает из плоти и крови". ("Магометв "Rosinus ad Sarratantam", Art. aurif., I, p.308). "Взятьяйцовоплоти". (LaurentiusVentura, Theatr chem., II, p.274). "Выбери нежную плоть и ты получишь самую пре красную вещь". (Ibid., p,292). "Плоть и кровь" соответствуют "внут реннему и скрытому огню". (Dorn, Theatr. chem., I, p.559). Если желаете узнать мнение "отцов церкви", то обратитесь к Augustine, Quaesti- ones in Heptateuchum, I, Ix (Migne, P. L., vol. 34, col. 616): "Возможно, что того, кто за наши прегрешения был принесен в жертву [Христос], символизирует плоть поедаемая за вечерей.

54 Cf. "Aenigmataphil.", Art, aurif., I, (1593), p.151: "И тогда возьми стеклянный сосуд с женихом и невестой и брось их в печь, и пусть они там жарятся в течение трех дней, и получится тогда два человека в одном теле". (Cf. Быт. 2:24 и Мат. 19:5)).

55        "В Священном Писании Христа называют Камнем, признанным строи телями негодным, и та же судьба постигает Камень Мудрых" ("Epilogus Orthelli", Theatr. chem., VI, p.431).

56        "The Shepherd of Hernias", tr. by Lake, II, pp. 217ff., Similitude 9.

57        Ср. моюработу "A Study in the Process of Individuation".

58        Ср. мнение Швейцера о христианских концепциях, как о "поздней иудейской эсхатологии": Geschichte der Leben- Jesu- Forschung, p.635.

59        "Психология и алхимия", пар. 454.

60        То, что представляется первым изданием комментариев, датирующемся 1610 г., было опубликовано в Лейпциге под названием Hermetis Tris- megisti Tractatus vere aureus de Lapidis philosophici secreto. Cum Scho- liis Domonici Gnostii M. D.. Комментаррии также вышли в Theatr. chem., IV, pp.672ff., но в данном случае автор был представлен, как "анонимный".

61        Dorn, "Congeris Paracelsicae chemicae", Theatr. chem., I, p.578.

62        В Aurora Consurgens, (pp. 129f.) Адам, состоящий из четырех элементов, противопоставлен Адаму, состоящему из "чистых элементов", который, как следует из заключительного предложения, порожден циркуляцией четырех элементов.

63        Gratarolus, Verae alchtmiae, II, p.265.

64        "Он получает силу высших и низших вещей. Так пусть тебе достанется величие всего мира". "Tabula smaragdina", De alchemia, p.363. Также см. Ruska, Tabula smaragdina, p.2.

65        Cf. Aurora Consurgens, p. 135.

66   Theatr. chem., I, p.578. В данном случае, я не знаю, какой текст Гермеса подразумевает Дорн. "Сирота" впервые появляется в "Pretiosamargarita novella" Петра Доброго: "У этого Камня-Сироты нет подходящего имени". ( Theatr. chem., V, p.663). Также и в издании JanusLacinius, 1546, p.54r.

67      Du Cange, Glossarium, s.v. "Orphanus".

68      Ed. by Goldschmidt, I, vv.112-14, p.29. Гелиодор жил в Византии в восьмом веке. (Goldschmidt, p.2: "В 716-717, во времена правления Феодосия III"). Кассель ( Aus Literatur und Symbolik, p.248) указывает, что название "сирота" взято у Arnold [Arnaldus?], цитируемого в Lithotheologie (p. 1161) Лессера.

69      В "Книге Тайн" Мани говорит о "сыне вдовы", Иисусе (Schader, Urform und Fortbildungen des manichaischen Systems, p.75 п.). Bousset{ The Antichrist Legend, p.70) упоминает о правлении вдовы, которое будет предшествовать пришествию Антихриста, ссылаясь на греко-армянский Апокалипсис Даниэля (р.68). К "детям вдовы" относили и масонов (Ес- kert, Die Mysterien der Heindenkirche, erhalten und fortebildet im Bunde der alien und neuen Kinder der Wittwe). В Каббале термином "вдова" обозначается Малхут. KnorrvonRosenroth, Kabbala denudata, I, p. 118.

70      Mylius, Phil, ref., p. 173.

71      Gratarolus, Verae alch., II, p. 265.

72 Впервыеэтоттерминприменяетсяв Aurora consurgens, Part II, Art. aurif., I, p.201. Mylius {Phil. ref. скопировалего. Упомянутая Pernety Dictionnaire mytho-hermetique, p.280) "vieille extenuee" происходитиз тогожесамогоисточника.

73 Aurora consurgens II, Art.aurif., I, p. 196.

74       В Aurora consurgens, p.77, семь женщин стремятся выйти замуж за одного и того же мужчину.

75       Cf. "матрица всех вещей" у Руланда, Lexicon of Alchemy, p. 226.

76       Symb. aur. mensae, p.344.

77       Трактатопубликованв Theatr. chem., Ill, pp. 871 ff. подназванием "Antiqui Philosophi Galli Delphinati anonimi Liber Secreti Maximi totius mundanae gloriae".

78       Габриций, стало быть, соответствует Гору. В Древнем Египте Гора в течение долгого времени уравнивали с Осирисом. Cf. Brugsch, Religion und Mythologie der alien Agypter, p.406. В папирусе Мимо сказано: "Сделай для меня ужасное дело, сирота уважаемой вдовы". Preisendanz под "вдовой" понимает Исиду, а под "сиротой" - Гора, с которым маг отождествляет самого себя { Papyri Graecae Magicae, I, pp. 54 f.). В трактате "Исида — Гору" мы находим упоминание о "лекарстве вдовы". Berthelot, Alch. grecs, I, xiii, 16.

79.Symb. aur. mensae, p.515. Эпиталама начинается словами: "Если мать соединяется с сыном в браке, то не считай это кровосмешением. Ибо таково веление природы., таково требование священного закона судьбы, а они не могут быть неугодными Богу".

80."Est quod in ipsis floribus angat, Et ubi mel, ibi bel, ubi uber, ibi tuber".

81 pгреко-римские времена Исиду изображали в виде змеи с женской

82 Ловой- См. иллюстрацию в Religion der AgypterЭрмана, p. 391. РМан, p.301. Текст относится к временам Нового Царства.

83 Preisendanz, Papyri Graec. Magicae, II, p. 74: "Я — Исида, зовущаяся
также росой".

84 Синоним aqua vitae. Связь "успокаивающей душу" воды Нила с Исидой обозначена на (иллюстрация в Eisler, Weltenmantel und Himmelszelt, I, p. 70) хранящемся в Ватикане барельефе, на котором изображена жрица Исиды, несущая situla(сосуд с водой). Двумя важнейшими аналогами являются чаша с водой в раннехристианском приичастии и сосуд для воды Будды Амитабхи. О христианской чаше с водой см.: "Символ превращения в Мессе", пар. 311; о святой воде в культе Амитабхи см.: Hastings, EncyclopaediaI, p. 386 b, "Amitayus".

85        Latin MS, 18th cent., "Figurarum Aegyptorium secretarum". (Принадлежит автору).

86        Eisler, II, p.328, n.l.

87        Апулей "Метаморфозы", XI, 3 (Перевод М.А. Кузьмина: "...черный плащ, отливавший темным блеском"). Ср. Hippolytus, Elenchos, I, 8.

88        Diodorus, Bibliotheke Historike, I, 25: тотг|су ccOavacriaa фарихжоу.

89        Она пыталась сделать ребенка финикийского царя бессмертным, подержав его в огне. Плутарх, "Исида и Осирис", 16, с. 17.

90        Diodorus, I, par. 11.

91Ibid.,1, 27.

92        Великий Магический Папирус, строчка 2290. Preisendanz, Papyri Graec. Mag., I, p. 143.

93        Berthelot, Alch. grecs, I, xiii:TIcric тфофг^тк; to» uico "Qpo> .

94        Ancoratus (ed. by Holl), c. 104, I,'p. 126.

95        Liber de errore profanarum religionum {ed. by Halm), II, 6: "Земляесть телоИсиды". Ср. Плутарх, "Исида и Осирис", 38, с. 35.

96        Reitzenstein, Zwei religionsgeschichtliche Fragen, p. 108 и Poimandres, p.44.

97        Плутарх, 53, с. 49 ел.

98        Reitzenstein, Poimandres, p.270.

99        Corpus Inscriptionum Latinarum, X, No. 3800 : "ТЕ TIBI/UNA QUAE/ ES OMNIA/DEA ISIS/ARRIUS BAL/BINUS V.C.". (В настоящее время хранится в музее Неаполя).

100   Reitzenstein, Die hellenistischen Mysterienreligionen (1927), pp. 27ff.

Просмотров: 4259
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Джоанна Клименко "Танцевальная терапия и райхианская терапия как взаимодополняющие методы"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь