Ваш ребёнок гиперактивный?

На одном из психологических сайтов мне довелось встретиться с мнением, что гиперактивный ребёнок – это ребёнок-непоседа, любитель бегать, играть, шуметь, подвижный, «живчик». Позволю себе не согласиться с коллегами. Гиперактивный ребёнок – это ребёнок, который отказывается подчиняться установленным правилам и порядку. Призывы со стороны родителей, воспитателей и учителей остаются повисшими в пустоте, без ответа со стороны ребёнка. Можно ли свести такое поведение к простым шалостям детства или оно может иметь далеко идущие последствия? Может быть, правила чрезмерно строги или воспитатели слишком требовательны? Зачем нужно соблюдать требования взрослых и не мешают, ли правила развитию творческой личности?

На этот вопрос можно было бы ответить примером, близким каждому из нас. Мы все в той или иной мере подчиняемся правилам дорожного движения, берём на себя роль водителя, пассажира, пешехода. И, если кто-либо отказывается соблюдать установленные правила, то это не только создаёт помеху на дороге, но и может привести к трагедии. Возможно, Вы мне возразите и скажете, что это – несравнимые вещи. Сравнимые.

Гиперактивный ребёнок – это не только шалун и баловник, это – нарушитель правил, порядка и спокойствия тех людей, что находятся рядом с ним. Но при этом он страдает и сам: все дети в детском саду играют, а он – наказан и сидит на стульчике; дети играют в совместные игры, а у него нет друзей, он – заядлый драчун не умеет вступать в отношения и их поддерживать, не может ни с кем сблизиться; во время занятий он неусидчив, не воспринимает учебный материал, у него нет сосредоточенности и концентрации внимания, так он начинает отставать в обучении; и обычно у гиперактивного ребёнка отсутствует устойчивый интерес к познанию и каким-либо видам деятельности, а именно это становится в дальнейшей жизни дорогой к профессии и самореализации. В этом и состоит трагедия такого ребёнка.

Как можно было бы ему помочь? Гиперактивность – это характеристика поведения. А значит, мы можем  задаться вопросами: «Всегда ли себя ребёнок так ведёт? Где? В каких ситуациях? В отношениях с кем? С Матерью? С отцом? В детском саду/ школе? Почему?». Обычно картины складывается две: это – или маленький Господин своих родителей и родственников, но в детском саду послушный и даже тихий ребёнок, или  второй вариант – ребёнок захвачен гиперактивностью и она проявляется не только в отношениях с домашними, но и во внешних социальных кругах.

Откуда же растут ноги гиперактивности? Каковы могут быть причины её появления? В разговоре с родителями, как правило, выясняется, что гиперактивное поведение ребёнка связано определённым образом с очень значимой для него фигурой – матерью или отцом. С тем лицом, которое выполняет, можно и так сказать, материнскую функцию для ребёнка. Обычно это – мать, но в современном обществе это место часто может занимать и отец. Поэтому мы уже говорим не о конкретной матери или отце, а о том, кто выполняет функцию матери. Обычно это лицо может испытывать чрезмерное беспокойство и тревогу по поводу сына или дочери, для него необходимо, чтобы ребёнок был всегда «на глазах», как говорят, «не спускать глаз с него», не может выставить ему «рамки» в поведении и ввести запреты, совершить отказ, сказать «нет» и пр. Часто бывает, что ребёнок спит совместно с матерью или втроём с родителями. Он, действительно, занимает место Господина в семье.

Можно было бы ещё достаточно много об этом говорить, но самое главное, как бы родителям было неприятно это осознавать, что причины гиперактивности могут лежать в методах воспитания и в той позиции, которую занимает мать или отец по отношению к ребёнку. Но, с другой стороны, в этом есть и хорошая сторона, т. к. увидев эту взаимосвязь, появляется возможность снизить, изменить, устранить гиперактивность. Не секрет, что в обществе можно услышать о гиперактивности, как о том, что изменить нельзя: «врождённость», «такой ребенок», «особенный» и др. И удивительным для родителей становится то, что поведение ребёнка начинает меняться. Из гиперактивного он становится обычным.

И ещё есть один необычный феномен: количество гиперактивных мальчиков больше, чем количество гиперактивных девочек. В нашей психоаналитической практике количество обращений с мальчиками составляет 8-9 детей из 10. Но это уже тема отдельного большого разговора «Сын и желание матери».



Просмотров: 230
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Второй ребёнок в семье это не трагедия
  • Ребёнок не спит днём в детском саду - что делать
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Ребёнок дерётся в детском саду: что делать и стоит ли беспокоиться?
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Ребёнок - это праздник, который пока с тобой
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Ваш ребёнок спортсмен? Тогда Вы должны знать это!
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Что нам мешает сказать «нет» и как это изменить
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 1.
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 2.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь