Особые дети: социализация, обучение, отношение

Автор статьи: Наталья Джумыга



Речь в статье пойдет о детях с умственной отсталостью, т. к. люди с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата легче принимаются всеми слоями общества.

Презентация моя была о том, что перед тем, как вводить инклюзивное обучение необходимо подготовить общество к интеграции детей, которые до сих пор находились вне поля зрения обычных людей. Какое отношение сформировалось, к примеру, к умственно отсталым детям? Насмешки, анекдоты про детей Даунов, страх агрессии и непредсказуемого поведения от личностей с нарушениями в развитии. И для изменения такого стереотипного отношения необходимо время, множество мероприятий, информирующих об особенностях детей с различными нарушениями развития и возможность общаться с ними вне учебного заведения.

Особые дети социализация обучение отношение

Подготовка учителей

Учителя и воспитатели тоже люди. Им не чужды стереотипы общества. И с появлением в классе особого ребенка у них может выстреливать человеческая реакция. У моего младшего сына в классе непродолжительный период времени учился ребенок, который внешне и по поведению отличался от других детей. В первую очередь на это обратила внимание учительница. А затем родители остальных детей. Педагог с ужасом сообщила диагноз: задержка психомоторного развития, так, как будто это нечто ужасное. Если бы она была больше осведомлена в этом вопросе, что не является ее компетенцией, и в чем нет ее вины, она бы понимала, что это не такой страшный диагноз. ЗПР не является умственной отсталостью и при надлежащей коррекционной работе во многих случаях полностью преодолевается к 12 годам. Настороженное отношение возникает от незнания, от невозможности помочь ребенку, от страха неизвестности. Закончилось тем, что ребенка выжили из класса. Если бы учитель был подготовлен психологически и профессионально в области специальной педагогики, события, возможно, развернулись бы иначе.

Родители

Родители тоже люди. Они не информированы, они боятся за своих детей. Их пугает неизвестность, по незнанию они боятся агрессии особого ребенка. Учителя и родители вербально и невербально транслируют свои опасения детям. И дальше,  как следствие, одноклассниками и преподавателем, вполне нормальная реакция ребенка - гнев в ответ на издевательства, трактуется как отклоняющееся поведение. А до того, как взрослые начали свою кампанию, дети замечали в мальчике доброту, простодушие, желание дружить и помогать одноклассникам.

Что же говорить об умственной отсталости? В нашем обществе двойные стандарты по отношению к такому нарушению развития. С одной стороны во время беременности женщины сдают различные анализы на генетические отклонения. И наличие у нерожденного ребенка такого нарушения, как например, синдром Дауна является показанием к искусственному прерыванию беременности. Это ни хорошо и не плохо. Это личный выбор каждого. А если этот ребенок все-таки рождается, под личную ответственность родителей, у него каким-то чудом появляется множество прав и льгот. Здесь уже заложен конфликт. И ждать от мам обычных детей, которые эти анализы сдавали или, что еще страшнее, прерывали беременность по результатам анализов, хорошего отношения к детям с нарушениями в развитии очень сложно.

Следовательно, готовить к появлению в классе/школе особых детей надо изначально учителей и родителей. Так как, даже если воспитывать у учащихся уважительное отношение к особым детям, они все равно будут транслировать отношение, принятое и озвученное в семье.

Дети

У детей и подростков слова «даун», «имбицил», «дебил», что уж греха таить, используются как обзывательства, и происходит это не одно десятилетие. Нередко случается, что и учителя,  используют эти термины в общении с учениками. И как людям с такими установками позволить беспрепятственно существовать рядом с собой даунам имбицилам и дебилам? Нужно время и грамотная работа в этом направлении.

Учащихся общеобразовательных классов следует информировать о том, что основным отличием детей с умственной отсталостью является предел развития интеллекта. И в этом нет ничего страшного для окружающих, ведь и у людей в пределах нормы показатель IQ отличается.

Задаю вопрос своему сыну: «Как ты думаешь, если бы у вас в классе появился умственно отсталый ребенок, как бы к нему относились?» Его ответ: «Не думаю, что в нашем классе кто-то над ним бы издевался, старались бы обходить стороной, потому, что неизвестно чего от него ждать и как с ним общаться, и чтобы не навредить случайно. У нас в школе в пятых классах есть особые дети и учителя жалуются, что они не могут сидеть спокойно на уроках и не знают элементарных вещей». Т.е. есть особые дети и учителя жалуются на их особенности.

Вывод

Без подготовки всех людей задействованных  в процессе инклюзивного обучения: учителей, психологов, родителей и детей, эта идея остается утопией, встречающей множество неразрешенных проблем на своем пути. А дети с нарушениями в развитии, вместо декларируемой интеграции в общество, оказываются во враждебной обстановке, в условиях, не позволяющих им развивать свои возможности и с усилившимся ощущением своей неполноценности.



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Медитация для детей с умственной отсталостью.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Тайна детских рисунков - что мы не видем за творчеством детей как родители
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Не пускать детей в интернет, все равно, что не пускать детей на улицу
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Перепады настроения у детей и что это за явление
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как родители пугают детей, и к чему это приводит
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Что ждет родителей балующих своей детей в старости.
  • Кризис 3х лет у детей. Как распознать и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь