Школьная застенчивость Что происходит? Как помочь? С чего начать?


Мне 9 лет. Я ужасно боюсь отвечать на уроках. Когда меня вызывают к доске, я чувствую, что вот-вот взорвусь. Возле доски у меня дрожат колени, я покрываюсь красными пятнами. Меня бросает то в жар, то в холод, руки потеют. И я забываю все, что учила дома. 

Такие письма дети пишут на форумах с просьбой и помощи, и каждое письмо находит десятки откликов от детей, подростков, и даже взрослых, которые так и не решили эту задачу. 
Страх перед ответом не безобиден. Ребенок, который очень боится, начинает избегать любой активности на уроках, не высказывает своего мнения, прячет глаза от учителя. Он не хочет ходить в школу и ненавидит ее, мучается бессонницей, думая о том, что завтра обязательно вызовут. Он жалуется на боль в животе, и в самом деле ее чувствует. Все, только бы не ходить в школу. Он учится слушаться своего страха и избегает ситуаций, где может его испытать. Но это не облегчает жизнь. 
Взрослые говорят «не трусь», «не обращай внимания», «это все ерунда», «никто не замечает». 
Но слова не помогают.

Что происходит в душе ребенка, который выходит к доске?
Он с мучительным вниманием отслеживает все признаки тревоги и страха. Замечает как краснеет, как дрожат и потеют ладони, как трясутся коленки. Он ощущает, как жарко становится лицу, а руки холодеют. Как сердце стучит где-то в горле, а дыхание быстрое и поверхностное. Вот на чем он сосредоточен. Не на том, что хочет сказать, а на собственных ощущениях.
Школьная застенчивость Что происходит Как помочь С чего начать
 
Отсутствие концентрации на вопросе, и направление внимания к симптомам тревоги, только усиливают это состояние и мешают ребенку сообразить, что отвечать.
Потом мысли: «они все смеются, «все смотрят, а я красная», «я опозорился», «я хуже всех». Ребенок предсказывает реакцию других детей (не всегда верно), и эта реакция негативная. 
И вот ребенок в ловушке: сфокусирован на признаках тревоги (дрожащие ноги, мокрые ладошки, иначе звучащий голос), уверен, что все думают о нем плохо. От этого ноги дрожат еще сильнее, голос становится еще тише, уверенность в грядущем позоре растет. 
Здесь нет места для ответа, ребенок полностью, всей душой сконцентрирован на своём страхе.
А после, когда всё кончилось, ребенок переживает последствия позора: думает, как ужасно он выглядел, уверен, что застенчивость и страх перед другими его вечное проклятие. 
Но так ли это? 
Ведь описанные симптомы знакомы всем. У нас дрожат коленки и потеют ладони даже при радостных и волнующих событиях: при первом поцелуе, при вручении подарка любимому человеку, перед триумфальной защитой проекта. Мы волнуемся, но не концентрируемся на этом волнении. Часто волнение и дрожь для нас - это лишь неудобство, которое сопровождает выступление, мы воспринимаем их как данность и двигаемся дальше к тому, что на самом деле важно. Поцелуй, подарок, слова, которые хочется сказать.
Мы способны обращать меньше внимания на эмоции (хотя по прежнему замечать и считать важными), и делать то, что на самом деле хочется делать.
Наша цель, помочь ребенку понять, ради чего и зачем он может отвечать на уроках, найти в душе что-то более сильное и важное, чем сиюминутный страх, и научить действовать, даже когда дрожат коленки. 
Не бывает, чтобы человек никогда ничего не боялся, но бывает, что страх не мешает действовать. А прийти к этому, можно только через понимание ценностей. 

 Спросите у ребенка, как улучшится его жизнь, если он начнет отвечать на уроке? 
- я стану получать более высокие оценки; 
- учитель сначала упадет в обморок от удивления; 
- а потом очень обрадуется; 
- папа будет мной гордиться; 
- мама будет ужасно рада, что я стала лучше учиться; 
- я смогу стать актрисой, ученым, еще кем-то. 
Это начало пути, оно позволит и вам и ребенку понять главное: 
зачем я хочу преодолеть этот страх.



Просмотров: 382
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Это все, что останется после меня...
  • Симптом как способ сказать о том, что болит на самом деле.
  • Самооценка: что же это такое на самом деле и как ее повысить?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Почему все так? За что мне это?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Все, что у нас есть, - это отношения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь