Там, где начинается взрослая жизнь

Уже не раз сталкиваюсь в практике с иллюзией клиентов о том, что "взрослость" - это скучно, ужасно и вообще "не хочу взрослеть". Причины  у нежелания взрослеть вполне понятны и в этой статье я их не буду глубоко затрагивать, просто назову основные. На первом месте - "отнятое детство", когда на ребёнка взваливались недетские задачи и обязательства, так что во взрослой жизни одно упоминание об ответственности, обязательствах или самой взрослой жизни у него вызывает очень неприятные чувства. Вторая причина - гиперопека, ребёнку просто не позволяли вырасти. Ещё одна причина - нежелание родителей отпускать ребёнка из собственного чувства одиночества. Как правило, это одинокие мамы, которые всеми правдами и неправдами цепляются за чадо и поощряют в нём невзросление, чтобы удержать рядом с собой. Так же бывает, что взрослая жизнь у малыша начинает ассоциироваться с чем-то рутинным, тяжёлым, потому как он видит своих родителей загнанными, вечно уставшими и недовольными. А если они ему ещё и говорят нечто в духе: "Вот вырастешь и поймёшь", то никакого желания расти у него не будет.
 
Окей, теперь давайте разберёмся в том, что такое на самом деле взрослая жизнь. И чем опасно невзросление. Я буду называть сначала признак психологической зрелости, комментировать его, а затем называть признак незрелости и чем он чреват.
 
1. Взятие ответственности за свою жизнь. Это предполагает моё ясное осознание, что всё, что происходит в моей жизни - это мой выбор, осознанный и неосознанный. Я отвечаю за свои чувства, мысли и поведение, а так же, за последствия своих действий. Я сам творю свою судьбу, свою жизнь, я хозяин своей жизни и волен её менять как мне заблагорассудится.
Если человек не берёт ответственность за свою жизнь, то он склонен обвинять других/мир/Бога/макаронного монстра в своих проблемах и остаётся маленькой капризной Жертвой, он теряет способность творить жизнь, и она начинает себя вести как машина без руля, приводя его в самые различные места... часто, не самые приятные. Так же такой человек склонен переносить ответственность за себя на других людей... и попадает в зависимость от них. 
2. Ясное видение мотивов своего поведения. Если я "вижу" свои мотивы и сознаю последствия своих действий, то могу эффективно планировать деятельность, жизнь в целом, при этом, оставляя место спонтанности. И моё взаимодействие с людьми становится приятным и взаимоэффективным, ибо всё "прозрачно". И, думаю, не нужно много пояснять, что случается, если человек не знает, что творит. Эрик Бёрн целую книгу написал на эту тему: "Игры, в которые играют люди". Очень рекомендую к прочтению.
3. Умение выражать свои чувства адекватно ситуации. Это важный критерий для партнёрских отношений. Когда я выражаю свои чувства адекватными способами, то даю партнёру важную обратную связь о том, что со мной происходит. В противном случае, высокий риск путаницы, приводящей к конфликтам.
4. Устойчивое чувство собственной значимости и довольства собой. Говорит само за себя. Когда я доволен собой и уважаю себя, то уважаю и других, и их различия, что тоже важно в отношениях. Если оно отсутствует, человек вовлекается в навязчивое зависимое от других поведение, чтобы хоть как-то поднять самооценку. В худшем случае - это нарциссическое расстройство личности. 
5. Интуитивное или осознанное чувство "куда мне идти по жизни". Чаще интуитивное. Я знаю, что хочу, что мне интересно и двигаюсь в этом направлении, шаг за шагом. И тогда я счастлив, даже если встречаю препятствия. В противном случае я частенько забредаю в дебри и чувствую себя несчастным и ещё боюсь, что время уходит, а я так и не понимаю, куда идти. 
6. Осознание, уважение и удовлетворение своих потребностей и желаний адекватными и комфортными способами. Опять же, тогда я счастлив. Счастлив, потому что "сыт" и насыщаюсь комфортными мне способами, без причинения себе и другим вреда. Если человек испытывает постоянный "голод", его эмоциональное состояние нестабильно.
7. Развитые стратегии совладающего поведения. Вместо того, чтобы прибегать к психологическим защитам, создающим больше неудобств, я учусь совладать с ситуациями творчески. При этом сохраняя чувство уважения к себе и не регрессируя до состояния беспомощного ребёнка. Я умею справляться с трудностями и извлекать выгоду из этого. Потому что я воспринимаю трудности как зону роста.
8. Способности к самореализации. Это связано с пунктом 5. Я осознаю, что хочу и двигаюсь в этом направлении. Тогда я могу реализовать себя, свой потенциал. Невзрослеющие люди не реализуют себя. И они часто имеют проблемы с деньгами - мало получают, либо излишне тратят, "сливают" деньги. Потому что ребёнок не умеет управлять деньгами, у него есть только карманные.
9. Завершённая сепарация. Это означает, что я отделился от родителей и живу своей жизнью. Подчёркиваю - СВОЕЙ. Незавершённая сепарация чревата проблемами в любовных отношениях и карьере. 
10. Полное принятие себя таким, какой я есть и дерзновение проявлять себя в мире. Если я себе запрещаю быть собой, вести себя так, как мне кажется "стыдным и странным", то я предаю себя и накапливаю неудовольствие и злость. Тут некоторые люди могут спросить: "А что если мне хочется убивать или вести себя эпатажно?". Отвечаю: если Вам хочется убивать, то скорее всего, это результат накопленной злости  или желание устранить того человека, на которого направлена Ваша внутренняя накопленная агрессия. Если я принимаю себя и выражаю себя открыто, то мои проявления в этом мире согласуются со мной и другими людьми, не причиняя вреда мне и им. 
11. Способность проявлять себя творчески в том, чем я занимаюсь. Нет творческих профессий. Есть творческие люди. И это сразу видно, потому что то, как они делают то, что делают - завораживает и вызывает восхищение. 
12. Постоянный естественный рост и развитие. Тоже связано с пунктом 5. Мне легко и комфортно развиваться, если я движусь в желаемом направлении, куда направлен мой интерес. 
13. Умение видеть перспективы. Я что-то делаю сейчас и знаю, что это принесёт мне успех и некую прибыль в будущем. Я умею ждать. Это в противовес только удовлетворению сиюминутных желаний, что растрачивает усилия, которые можно пустить на то, что принесёт нечто большее через время. 
14. Способность к близости с другими людьми, что становится началом отношений. Если человек избегает близости (не столько сексуальной), то это негативно отразится на его отношениях с окружающими людьми и возможности строить любовные отношения.
 
Думаю, этих признаков достаточно, чтобы понять, что "взрослость" - это здорово и вдохновляюще и что психологически зрелый человек живёт счастливой и яркой жизнью. Он умеет классно развлекаться, он занимается тем, что любит и гармонично сосуществует с другими людьми. Как говорится - жаловаться не на что.
А как живёте Вы?


Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я для себя" - что это?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь