|
Кое-что про конфликтАвтор статьи: Крайлюк Анна Игоревна
Всем известно, что такое конфликт. Это столкновение разнонаправленных ценностей, желаний, потребностей, взглядов, мнений, позиций, при котором возникшее противоречие трудно решается. При конфликте всегда есть две противоположные по отношению к чему позиции. Пока каждый в своей позиции, пока каждый видит только один правильный ответ и она его - конфликт остается и разгорается. Выделяют конфликты личностные (внутренние) и межличностные (между людьми). Однако, если разобраться любой межличностный конфликт является в первую очередь личностным. То есть он всегда разворачивается на обоих уровнях. Существует общественно приемлемая позиции, что конфликт - это плохо. Однако конфликт - это плохо только в одном случае, когда он остается, когда становится хроническим, когда замалчивается. Когда конфликт решается, исчерпывается он обычно привносит много положительных новообразований и является определенным источником развития. Ведь в процессе его развертывания происходит эмоциональная разрядка, люди узнают много нового, появляется новая возможность сближения, то есть происходит определенная трансформация. Эмоции в конфликте: - зашкаливают, сильно концентрированные; - их больше, чем рационального понимания ситуации; - неуправляемые или мало управляемые; - такие как будто бы они больше, чем их носитель, его отношение, интеллект, опыт и прочее; - в конфликте эмоции выходят на первый план; - сильные эмоции выступают определенным защитным механизмом; Что с этим делать? - сказать себе "это всего лишь мои эмоции, я здесь хозяин (-йка), я выбираю свои реакции"; - увеличить время между "стимул (конфликтная ситуация) - реакция (реакция на конфликтную ситуацию)" сделав несколько осознанных вдохов - медленных выдохов или сосчитать до 10; - если была неуправляемая реакция, попробовать после проанализировать почему так произошло и в чем была истинная причина, от чего я защищал (-а) себя; что можно было бы сделать в следующий раз в такой ситуации; Самая типичная сфера конфликтов - отношения. Так, как пространство отношений - зона ближайшего окружения, ведь партнеры имеют общее пространство и время. А тема личностных границ, как и границ в принципе предполагает отстаивание собственных границ и принятие границ другого, так чтобы мне и партнеру было комфортно. Этот процесс в принципе возможен только через конфликт. То есть конфликты в отношениях это норма. Есть даже такой показатель нездоровых отношений - когда люди никогда не конфликтуют. Вопрос только в том какой он - конструктивный или деструктивный? Тот, который приводит к высвобождению, разрешение ситуации и в результате к близости в паре или тот, который приводит к молчанию, разжигание еще большего конфликта и дистанции в паре. Внутренний конфликт - конфликт между внутренними интенциями, потребностями, желаниями, чувствами, между чувствами и поведением, между эмоциями и мыслями, между хочу и можно, между потребностью и возможностью ее удовлетворить и много других комбинаций. Если обобщить, это конфликт между определенной внутренней потребностью и возможностью ее удовлетворить, между хочу и можно, то есть столкновения противоположно направленных мотивов. Он есть необходим источником развития, если находится в пределах нормы. Например, когда ребенок чего-то хочет и мама не подходит в ту же секунду и не дает ему это, возникает определенная фрустрация, которая способствует развитию речи (через плач), тела (ребенок активно двигается), воображения, что в свою очередь развивает интеллект. Если же конфликт выходит за пределы возможности его выдержать, то способен блокировать жизненную энергию. Когда мама не появляется слишком долго, возникает глубокая депривация, в самых крайних случаях может привести к психотравме, к поражениям развития интеллекта и характера, например к социопатии. Индикатором нормы здесь выступает как раз то, способствует он развитию или наоборот приводит к стагнации и является блоком. Я привела в пример именно материнскую фигуру и детство как период, так как именно от того, как проходил этот базовый этап и как значимые близкие относились к потребностям и желаниям определяет то, как взрослый человек будет сам относиться к ним. То есть предыдущий опыт и опыт детства формирует самоотношения к внутренним потребностям и возможностям их удовлетворить и определяет будут конфликты способствовать развитию или блокировать. Фильмы про конфликты 1. Крамер против Крамера (1979, Роберт Бентон) Кино о классическом конфликте между мужем и женой, которые борются за опеку над сыном. Соперничество отца и матери за любовь малолетнего сына превращается в судебный иск в процессе которого видим конфликт в чистом виде. Фильм позволяет сопереживать каждому из сторон, так как и в жизни - каждый прав по-своему. 2. Эксперимент (2001, Оливера Хиршбигеля) Фильм «Эксперимент» в художественной форме рассказывает нам о реальном эксперименте, известном как Стэнфордский тюремный эксперимент. На время проведения эксперимента добровольцев помещали в импровизированную тюрьму, созданную на территории исследовательского института. Всех добровольцев в случайном порядке делили на две группы - 8 надзирателей и 12 заключенных. Фильм наглядно демонстрирует нам стадии развития конфликта и его печальные последствия. О том, как конфликт, усиливаясь, заставляет стороны забыть из-за чего он начался. Все начинается с невинной шутки, а заканчивается человеческими жертвами. 3. Ганди (1982, Ричард Аттенборо) Фильм о здоровом способе выхода из конфликта. Махатма Ганди - человек, который принял главную участь в обретении независимости Индии. Его стратегия поведения - пример здорового поведения в конфликтной ситуации. Именно непротивление злу, отсутствие борьбы - приносит удивительные результаты. Есть такое понятие – контейнирование и это то, что делает Ганди. Удивительный и обязателен к просмотру! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|