Зависимость: отказ и принятие

Зависимость отказ и принятие

При выходе из зависимого состояния появляется выбор: выходить или остаться. И в какой-то момент - желание не выходить. Это очень мучительный момент, часто сопровождаемый чувством растерянности, обесцениванием, одиночеством, тоской. 

В основе такого момента лежит неизвестность. Человек просто не знает, как жить вне зависимости. Этого нет в его опыте. Дети при столкновении с неизвестным обычно руководствуются любопытством, интересом. У взрослого человека любопытство пробуждается в таких ситуациях редко: очень часто страх значительно сильнее. Риск ничего хорошего не приобрести и потерять известное отпугивает.

В любой зависимости есть теплое, принимающее начало. Даже если его нет в реальности, оно есть в иллюзии: как вера в защищающего и принимающего взрослого, в то, что можно исправить кого-то, парочка воспоминаний, как было хорошо вместе (не важно с чем/кем: сигаретой, спиртом, наркотиками, человеком). Основное - это "было хорошо". "Хорошо" переживается и на физическом уровне в виде расслабления, тепла, тяги; и на эмоциональном - в виде нежности, бурных эмоциональных реакций. Реакции могут быть индивидуальны, но  у человека они ассоциируется с "хорошо".

По сути, основной механизм, который поддерживает человека на выходе из зависимости - это осознавание и объективация, в котором содержится момент "плохо" или "объективно", "с другой стороны". Эмоциональные вооспоминания о "хорошем" скрывают реальность зависимого положения в полноте переживания. Вне зоны осознавания могут оказывааться не только болезненные переживания, но и вполне желанные, такие, как самореализация, радость взаимодействия с чем-то новым, тот же интерес к жизни. Для каждого человека этот опыт индивидуален. Процесс объективации восстанавливает полноту картины отношений как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях. 

Отказываясь от зависимости, человек объективирует опыт. Он не всегда при этом в силах отказаться от цепляния за "хорошее", удерживающее его в зависимости. Скорее, происходит процесс усиления обычно неосознаваемой стороны переживания. Момент расставания с иллюзией хорошего через объективизацию образа очень важен. Без такой объективации отказ от зависимости будет носить форму рационального волевого решения -  очередного запрета, по сути - отказа от выбора, только в противоположную сторону. Останется вопрос: "почему я должен потерять...". Усилится чувство внутреннего возмущения, возрастет сопротивление, как следствие -  желание нарушить запрет. Завершения отношений с этапом жизни, на котором сформировалась зависимость, не произойдет, поскольку объект зависимости останется в идеализированном полуосознанном варианте. По контрасту с волевым ресурсом, поддерживающим отделение, эмоциональная тяга останется сильнее, их соперничество усилит внутреннюю борьбу.

Это - очень трагичный, напряженный этап расставания с зависимостью. Этап внутреннего выбора и честности. Я могу допустить варианты, при которых выбор остаться в зависимых отношениях будет более верным для человека и нужным для него при условии, что в основе такого решения будет выбор, а не  заученная реакция (хотя здесь тоже может возникать много вопросов).

Следующий шаг - это собственно отказ от зависимости. Сложность данного периода можно охарактеризовать как сложность поиска нового способа удовлетворения потребности. Это - этап изменения привычного поведения.Он содержит в себе риски столкновения с новой реальностью. На этом этапе происходит "выход из зоны комфорта". Сопротивление, с которым сталкивается человек, связано с повышенным напряжением, длительной фрустрацией неудовлетворенной потребности, ощущением "риска", переживанием бессилия. Данный этап - этап приобретения нового опыта.  

На данном этапе важно признавать собственную способность выживать без объекта зависимости через факт продолжения жизни, несмотря на отсутствие объекта. Важно периодически проводить "инвентаризацию" ресурсов, признавая сам факт, что то, что есть в жизни, вполнее ее обеспечивает. Важно признавать дефицитарность состояния и важно сохранять поисковую активность, интерес к жизни: они необходимы для восстановления утраченного вместе с объектом зависимости способа удовлетворения определенных потребностей. 

В конечном итоге выбор: жить с зависимостью или без нее - это не вопрос о сложности жизни (для кого-то проще с, а для кого-то - без зависимости). Это - вопрос о готовности самостоятельно выживать без надежды, что другой возьмет на себя ответствнность за поддержание твоей жизни или какой-либо ее части. Это - вопрос признания собственной самостоятельности, взрослости, права на выбор.

Обратной стороной данного вопроса является возможность признания решений другого отностительно его свободы, взрослости, прав на выборы в свой жизни. Иначе говоря - прав на установление и поддержание границ другим и уважение к его выбору.

И в этой точке признания границ другого человека и его права на выбор собственной жизни и способов удовлетворения потребностей, происходит переход от зависимых к созависимым отношениям. Если нет принятия выбора другим человеком права на собственный способ жизни, происходит вваливание в одну из ролей треугольника: жертва - преследователь - спасатель, каждая из которых является бесполезной для "помощи" другому человеку в освобождении от его зависимости. Поскольку такое "освобождение" - процесс сугубо внутренний и обусловлен готовностью, зрелостью, способностью признать себя самостоятельным, а значит, не находящимся ни в одной из вышеперечисленных ролей. 

Подход к другому с точки зрения данных позиций не только не способствует исцелению от зависимости, но, напротив, усугубляет ее.



Просмотров: 259
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Как происходит формирование зависимости или "бегство в Инстаграмм" (случай из практики)
  • "Жить без тебя не могу!". О зависимости в отношениях
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Почему возникают зависимости и для чего они "нужны"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Выход из Любовной Зависимости: Техника "Разговор с Зависимостью"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Как воспитывают детей в стиле "выбор без выбора"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • "Как оградить ребенка от интернет угроз и интренет зависимости"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Человек без воли не скажет ни "нет", ни "да".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь