Эмоциональный интеллект, его структура и методы измерения

Понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) молодое – оно было введено лишь около 25 лет назад в психологии Джоном Майером и Питером Сэловеем и имело определение способности «отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [Salovey, Mayer, 1990, p.189], однако оно имеет более глубокие корни, уходящие в разработку идеи социального интеллекта Э. Торндайком [Thorndike, 1920], Дж. Гилфордом [Guilford, 1967], Г. Айзенком [Айзенк, 1995], а так же Х. Гарднером [Gardner, 1983], который в рамках своей теории множественного интеллекта вывел среди семи интеллектуальных способностей – внутриличностный и межличностный интеллект, которые описал как способность распознавать и проводить различия между собственными чувствами, намерениями и мотивами, а так же чувствами, намерениями и мотивами других людей, – что, как мы можем заметить, очень похоже на современное определение эмоционального интеллекта.

Считается, что эмоциональная информация обрабатывается иначе, чем чисто познавательная информация [Zajonc, 1980; Gardner,1983; LeDoux, 1991; Mayer, Salovey, 1993] и в этом смысле эмоциональный интеллект отличается от академического или общего интеллекта. Хорошее понимание собственных эмоциональных процессов и управление ими может иметь далеко идущие последствия для социального функционирования и качества жизни личности, и быть более значимо в успешной адаптации к социальному миру, чем традиционный IQ [Гоулман, 2016]. При этом нужно понимать, что эмоциональный интеллект не содержит такие когнитивные компоненты, как знание социальных норм [Kosmitzki, 1993] или социальных знаний [Bye, Jussim, 1993; Wong et. al 1995], или же умений и навыков интерпретации социальных норм [Riggio, Messamer, Throckmorton, 1991].

Находясь в столь относительно ранней стадии теоретической разработки, описательное знание эмоционального интеллектуального конструкта полезно, как для концептуальной доработки, так и для клинического применения.

Первая модель эмоционального интеллекта (когнитивных способностей), представленная Д. Майером и П. Сэловеем, представляла собой сложный конструкт из трех основных способностей, их компонентов и субкомпонентов:

Способности ЭИ

Компоненты способностей

Субкомпоненты способностей

Идентификация и выражение эмоций

Своих

(Внутриличностное)

Вербальное восприятие

 

 

Невербальное восприятие

 

Других людей

(Межличностное)

Невербальное восприятие

 

 

Эмпатия

Регуляция эмоций

Своих

(Внутриличностное)

 

 

Других людей

(Межличностное)

 

Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности

Гибкое планирование

 

 

Творческое мышление

 

 

Перенаправление внимания

 

 

Мотивация

 

 

Позже, данная модель была доработана Д. Майером и П. Сэловеем, что будет разобрано и описано чуть более подробно ниже.

В 1995 году Дэниел Гоулман, американский психолог и научный журналист «Нью-Йорк таймс» издал книгу об эмоциональном интеллекте, привлекшей внимание широкой общественности и ставшей, в последующем, бестселлером. В понимании Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться» [Гоулман, 2016, стр.74], что привносит в понятие эмоционального интеллекта компонент личностных характеристик, противоречащий модели когнитивных способностей Д. Майера и П. Сэловея. Не смотря на общую привлекательность и понятность идей Д. Гоулмана, из-за его громких заявлений и отсутствия эмпирических подтверждений выдвигаемой теории, мы вынуждены относиться в научном психологическом сообществе к данной модели весьма скептично.

В 1997 году появилась альтернативная модель эмоционального интеллекта, выдвигаемая Ревеном Бар-Оном и предлагающая очень широкую трактовку понятия ЭИ, как совокупности всех не когнитивных способностей, знаний и компетентностей, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [Bar-On, 1997]. В данной модели были выделены пять основных компонентов эмоционального интеллекта (сфер компетентности) и пятнадцать подкомпонентов, представленных в таблице ниже:

Сфера компетентности

Компонент сферы компетентности

Познание себя

1

Осознание своих эмоций

 

2

Уверенность в себе

 

3

Самоуважение

 

4

Самоактуализация

 

5

Независимость

Навыки межличностного общения

6

Эмпатия

 

7

Межличностные взаимоотношения

Навыки межличностного общения

8

Социальная ответственность

Способность к адаптации

9

Решение проблем

 

10

Связь с реальностью

 

11

Гибкость

Управление стрессовыми ситуациями

12

Устойчивость к стрессу

 

13

Контроль за импульсивностью

Преобладающее настроение

14

Счастье

 

15

Оптимизм

 

Так же Р. Бар-Оном был разработан самоотчетный опросник для измерения эмоционального интеллекта, имеющий название EQ-i (Bar–On Emotional Quotient Inventory) и состоящий из 132 утверждений и 15 шкал, выводимых из структуры его модели эмоционального интеллекта. Среди главных недостатков данной модели, как и самой методитики измерения, является то, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов, а также то, что данная модель вообще не имеет прямого отношения к интеллекту и, следовательно, не в состоянии отразить суть самого понятия эмоционального интеллекта.

Активное развитие концепции эмоционального интеллекта, начавшееся с модели когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, с популяризацией резко сдвинулось в сторону усиления значения личностных характеристик в структуре эмоционального интеллекта, а появившиеся разнообразие трактовок, изучаемого нами понятия, привело к необходимости создания классификации подходов (моделей) в изучении EQ. В 1999 году Д. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей разделили научные подходы по изучению эмоционального интеллекта на модель способностей (например: Д. Мэйер и П.Сэловей) и смешанную модель (например: Р. Бар-Он, Д. Гоулман) [Mayer et al., 1999]. Особенность данной классификации заключается в том, что представители модели способностей традиционно используют тесты с заданиями, имеющими правильные или неверные ответы для измерения эмоционального интеллекта, в то время как представители смешанной модели используют самоотчетные опросники, включающие в себя измерение как когнитивных способностей (а иногда и вовсе не включают), так и личностных и мотивационных черт.

К 2004 году Д. Мэйер и П. Сэловей окончательно доработали свою модель способностей эмоционального интеллекта, в результате чего было выделено в отдельную способность понимание и анализ эмоциональной информации, а в способности регулировать эмоции были выведены новые компоненты: открытость чувствам, наблюдение и рефлексия эмоций, управление эмоциями у себя и у окружающих, способность включать, пролонгировать и останавливать эмоциональные состояния в зависимости от их информативности или полезности, все то, что не было указано ранее:

Способности ЭИ

Компоненты способностей

Идентификация, оценка и выражение эмоций

Способность идентифицировать эмоции в собственных физических и психических состояниях

 

Способность идентифицировать эмоции в других людях или объектах

 

Способность точно выражать свои эмоции, а также потребности, связанные с этими эмоциями

 

Способность различать точные и не точные, искренние и не искренние выражения чувств

Регуляция эмоций

Способность быть открытым эмоциям, как приятным, так и не приятным

 

Способность отслеживать и рефлексировать эмоции

 

Способность включать, пролонгировать и останавливать эмоциональные состояния в зависимости от их информативности или полезности

 

Способность управлять эмоциями у себя и у окружающих

Понимание и анализ эмоциональной информации

Способность понимать, как разные эмоции взаимосвязаны

 

Способность понимать причины и последствия эмоций

 

Способность интерпретировать сложные эмоции, такие как смешанные и противоречивые эмоции

 

Способность понимать и прогнозировать вероятные переходы эмоций

Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности

Способность проследить и приоритизировать собственное мышление, основанное на чувствах, ассоциирующихся с объектами, событиями и другими людьми (Мотивация)

 

Способность воспроизвести или сымитировать яркие эмоции для облегчения размышлений и воспоминаний о чувствах (Перенаправление внимания)

 

Способность учитывать перепады настроения, для использования преимуществ нескольких точек зрений; способность интегрировать эти индуцированные настроением перспективы (Гибкость планирования)

 

Способность использовать эмоциональные состояния для облегчения решения проблем и креативности (Творческое мышление)

 

Новая модель EQ более глубоко и разносторонне рассматривает изучаемый нами конструкт. В ее структуре наибольший интерес, связанный с выдвигаемой гипотезой диссертационной работы, привлекает компоненты регуляции эмоций, показатели которых, как мы предполагаем, снижены у людей с психосоматическими расстройствами. Методика измерения эмоционального интеллекта Д. Мэйера, Д. Карузо и П. Сэловея MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) состоит из 8 субтестов (по 2 на каждую способность), 130 пунктов и представляет собой набор заданий с несколькими вариантами ответов. Методика надежно измеряет эмоциональный интеллект и обладает достаточной критериальной валидностью, однако имеет так же свои минусы, заключающиеся в способе подсчета баллов на основе консенсуса (экспертной оценки) [Сергиенко, Ветрова, 2010].

         Отдельно следует упомянуть и рассмотреть смешанную модель эмоционального интеллекта, разработанную отечественным психологом Дмитрием Владимировичем Люсиным, который выделяет в структуре ЭИ две основные способности – понимание и управление эмоциями, а затем, указывая на направленность, выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект [Люсин, 2004]:

 

Межличностный ЭИ

Внутриличностный ЭИ

Понимание эмоций

Понимание чужих эмоций

Понимание своих эмоций

Управление эмоциями

Управление чужими эмоциями

Управление своими эмоциями

 

На основе данной смешанной модели Д.В. Люсиным был разработан опросник ЭмИн, состоящий из 40 пунктов 4 основных шкал, а также 5 субшкал, которые оцениваются по 4-бальной шкале. Значения межличностного эмоционального интеллекта и внутриличностного эмоционального интеллекта получаются в результате суммирования субшкал понимания чужих эмоций и управления чужими эмоциями, и, соответственно, субшкал понимания своих эмоций, управления своими эмоциями и контроля экспрессии. Из минусов данной методики является то, что она, как и все методики смешанных моделей эмоционального интеллекта, имеет более сильную корреляцию с личностными характеристиками (B5), нежели с тестами измерения интеллекта.

Опыт зарубежных исследований, связанных с измерением эмоционального интеллекта у людей с разными психологическими отклонениями (особенно популярная на настоящий момент – «Темная триада»), показывает, что исследование данной области весьма перспективно и актуально на настоящий момент.



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • О значении эмоционального интеллекта
  • 10 этажей эмоционального интеллекта
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Влияние эмоционального интеллекта на пищевое поведение и набор лишнего веса.
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • 10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Развитие эмоционального интеллекта в детской студии Школа фей и волшебников
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Итог- профессия на основе множественного (многостороннего) интеллекта
  • Определение уровня интеллекта
  • Как поддержать сохранность интеллекта в пожилом возрасте
  • Взаимосвязь уровня интеллекта и коммуникабельности в структуре личностного потенциала молодежи
  • Духовный апокалипсис, или Химеры искусственного интеллекта
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Тест на измерение силы интеллекта
  • Ловушка интеллекта
  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь