Взаимосвязь эмоциональности, типологических установок внешности и самооценки женщины

Психология сравнительно недавно обратилась к серьёзному исследованию проблемы эмоций. Яркие и выразительные эмоциональные состояния издавна привлекали к себе внимание ученых, художников и обывателей, но наука об эмоциях должна изучать не только эти крайне непродолжительные переживания.

Функциональный подход, получив распространение и среди нейрофизиологов, позволил связать воедино эмоции и функции конкретных мозговых структур и процессов.

В связи с этим, эмоциональность – свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр.

Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

Благодаря эмоциональной устойчивости, как качеству личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности, стабильность поведения.

Особую роль эмоциональность играет в восприятии женщин своей внешности, в представлении о себе.

В современном обществе, несмотря на декларируемое половое равенство, существует множество гендерных стереотипов. Чтобы осуществить совместную деятельность, а также реализовать другие культурные нормы и правила люди разных полов получают разное воспитание, тело скрывается под одеждой, устанавливаются различные запреты и табу, а также различные эталоны мужской и женской красоты от макияжа и одежды до параметров фигуры. Эти эталоны усиленно насаждаются СМИ. Благодаря деятельности рекламной индустрии у мужчин и женщин формируется образ идеального физического Я, который неоднозначно влияет на самовосприятие и формирование адекватной самооценки своей личности индивидом.

Самооценка – это один из компонентов «Образа – Я» в гуманистической психологии. При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически к себе относится, стремиться реально смотреть на свои успехи и неудачи. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, восприятие реальной действительности искажается, человек старается не замечать всё, что нарушает представление о самом себе.

Для обозначения данного явления в психологической литературе используется целый ряд терминов: "идея Я", "образ Я", "понятие Я", "Я концепция", Одни авторы употребляют их как синонимы, другие пытаются установить их иерархию по степени обобщенности и устойчивости: "образ Я" обозначает нечто зависящее от ситуации, "понятие Я" мыслится как устойчивая структура самосознания и т. д. Поскольку возможность строгого разграничения смысла этих терминов представляется сомнительной, для обозначения представлений Индивида о самом себе в дальнейшем изложении мы будем пользоваться собирательным термином "образ Я".

Предметом таких исследовании чаще всего являются струк­тура и компоненты "образа Я" (в каких понятиях индивид воспринимает и описывает себя, какие свойства своего организ­ма и личности он осознает более, а какие менее отчетливо, как сочетаются друг с другом отдельные компоненты этого образа), затем те психические процессы и операции, при помощи кото­рых индивид осознает, оценивает и концептуализирует себя и свое поведение, и, наконец, психологические функции самосо­знания (насколько адекватны "образ Я" и частные самооценки, и какую роль они играют в саморегуляции поведения личности). Каким образом изучаются эти вопросы? Методологический арсенал современной психологии довольно богат. Она широко применяет такие методы, как свободное самоописание, когда человеку предлагают ответить на вопрос "Кто я такой?", и часто­та и последовательность упоминания тех или иных качеств при ответе позволяют судить о степени их значимости для данного индивида, метод так называемой сортировки, когда испытуемо­му предлагается рассортировать карточки, в которые занесены готовые суждения, на несколько групп - от наиболее точно опи­сывающих его собственный облик и переживания до наиме­нее характерных для него. Имеются также различные само­оценочные шкалы и индексы, предлагающие испытуемому охарактеризовать себя (или предсказать, как его оценят окру­жающие) при помощи определенного набора прилагательных. Вербальные (словесные) самооценочные методики дают исследователю богатый и интересный материал о том, как человек видит и воспринимает себя. Однако использовать этот матери­ал нужно осторожно, учитывая наличие у людей так называе­мой "установки при ответе" - предрасположенности отвечать на вопросы заведомо определенным образом. Например, если предлагается выбор между положительным и отрицательным вариантами ответа, значительное число испытуемых всегда вы­бирает положительный вариант; первый из предложенных ва­риантов ответа находится в преимущественном положении по сравнению с последующими и т. д. Когда же речь заходит об интимных особенностях людей, к этому добавляются такие мо­менты, как боязнь самораскрытия, желание отделаться стерео­типным ответом. Влияет на характер ответов и та обстановка, в которой происходит опрос, поэтому для обеспечения их надеж­ности процедуру самоописания с одними и теми же людьми рекомендуется повторять несколько раз и в различной обста­новке.

Все эти трудности вербальных методик отражают реальную многомерность и многозначность "образа Я", за которой, в свою очередь, стоит сложность и противоречивость отношений лич­ности.

У. Джеймс говорил, что человек, эмпирическая личность которого имеет широкие пределы, который с помощью собственных сил всегда достигал успеха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, едва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в юности. Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих при­тязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетво­рить. Эмпирическая правомерность данной формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельнос­ти: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повыша­ет их.

Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, инди­вид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом.

А. Адлер,  изучая  особенности  формирования  личности  в  онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом Я и самооценкой. А. Адлер выделял физическую, умственную, психологическую, социальную и экономическую области  жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности. Адлер утверждал, что цели и ожидания человека больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, тем самым, подчеркивая большую важность для индивида  социальных  интересов — чувства общности, кооперации и альтруизма. [1]

Е. Т. Соколова отмечает, что осознание человеком своей телесной сущности (что обычно включает осознание схемы тела, внешности и половой принадлежности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей. Этот процесс всегда опосредован потребностями, отношениями субъекта как личности, в силу чего самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании. [2]

Бессознательно защищаясь от влияния стереотипов, многие впадают в другую крайность – пытаются убедить себя, что внешность не так уж важна.  И ошибаются: на самом деле внешность имеет значение. В психологии существует немало исследований, которые подтверждают этот факт. Нравится нам это или нет, но физическая привлекательность женщины в значительной степени предопределяет ее успех у мужчин. То же касается и красивых мужчин: женщинам они нравятся гораздо больше, чем некрасивые. Красота доставляет удовольствие всем: более привлекательные люди получают более престижную работу и больше зарабатывают. Аналогичную предвзятость проявляют и взрослые, когда судят о детях. Американский психолог Карен Дион доказала, что дети, которых взрослые считают внешне недостаточно привлекательными, учатся хуже, чем их «красивые» сверстники, и хуже овладевают социальными навыками. [3]

Однако столь однозначное доминирование жестких и стереотипных представлений о красоте оказалось невыгодно… производителям товаров массового потребления: люди, не соответствующие общепринятым стандартам, чувствуют свою ущемленность, им сложнее подобрать себе одежду, обувь, косметику, и их покупательский потенциал не реализуется. Выход из положения нашел американский косметический бренд Dove. 8 марта 2004 года стартовала его беспрецедентная рекламная кампания: продукцию рекламировали пять «обычных» женщин с множеством «недостатков» во внешности: рыженькая веснушчатая девушка; морщинистая пожилая дама; очаровательная толстушка в обтягивающем платье; сорокалетняя худышка и женщина с седыми волосами... Однако каждая из них буквально лучилась обаянием, энергией и уверенностью в собственной привлекательности. Итогом послужили интересные результаты – на продукцию повысился спрос, а у женщин, проводивших рекламу, повысилась самооценка. [4]

На базе Северо – Кавказского государственного технического университета мы провели исследование по влиянию эмоциональности и внешности на самооценку женщин.

Выбор  объекта нашего исследования  обусловлен представлением о том, что  для  большинства женщин самооценка собственной внешности и её эмоциональное состояние имеет чрезвычайно важное значение в  социальных  контактах. Таким образом, взаимосвязь физического Я и социальной  мотивации  могла  быть,  по нашему мнению, наиболее выпукло продемонстрирована именно на примере женщин-респондентов.  Тем  не  менее,  сопоставление  данных,  полученных  в  нашей работе, с результатами исследования мужчин  представляет  особый  интерес  и может являться предметом специального изучения.

Так как мы преследовали  цель  создания достаточно гомогенной выборки, то использовали ограничение выборки по  возрасту  испытуемых  (от 15 до 35 лет). Иначе очевидно, что расширение  возрастного диапазона будет создавать  дополнительный  фактор,  требующий  обязательного учета при анализе результатов. Изучение самооценки внешности мы проводили по двум направлениям: самооценка внешности в настоящем и в будущем.

Самооценка внешности в настоящем выявлялась через сопоставление идеального  образа Я и образа Я в настоящем. Для обработки результатов  использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В  результате  исследования  были   получены   значения   коэффициента корреляции 0,65 в первой группе и 0, 27 во второй.

В более зрелом возрасте восприятие физического образа Я положительнее, чем в юном. Это обусловлено жизненным опытом, восприятием целостности своего возраста и тела. Женщина уже не склонна идеализировать свой телесный образ с общепризнанными эталонами, как это делают девушки, стараясь выглядеть идеально. Следует также отметить, что возраст и восприятие своего физического Я коррелирует с эмоциональной устойчивостью.

Для всей выборки значения самооценки  в будущем распределились в диапазоне от –0,60  до  +0,65. У  обеих  групп   испытуемых   самооценка   внешности   в представлении  о  себе  в  возрасте  60  лет  оказалась  выше  самооценки  в настоящем. Это подтверждает наше предположение о том, что  у  женщин  образ Я в будущем содержит представление об изменении своего  физического Я по сравнению с настоящим, причем это изменение обнаруживает четкую тенденцию  к повышению самооценки. В основном это обусловлено социальными, личностными изменениями, а также тем, что будущий образ не столь эмоционально нагрузочен для женщины.  Как подтверждение этой тенденции можно рассматривать отдельные случаи, когда самооценка внешности в  будущем  не  только  не  понижалась,  а  даже повышалась по сравнению с настоящим. В целом по выборке такие случаи заняли 90%, а в группе эмоционально уравновешенных женщин все 100%.  Очевидно, для некоторых людей  с  негативным  представлением  о  своей внешности собственный образ в будущем может казаться более привлекательным, чем в настоящем вопреки   разрушительному   действию   времени.  Можно предположить, что  люди  с  низкой самооценкой внешности придают большее значение своему  физическому  образу  Я  и  испытывают  больше  тревоги  по отношению к  будущему,  в  котором  этот  образ  претерпевает  изменения.  В качестве  компенсации  этой  тревоги у  определенных   личностей   может срабатывать механизм защиты, благодаря действию которого отрицается факт неизбежности либо самих этих изменений, либо их негативного  характера. Для людей  с  высокой  самооценкой  внешности  характерно   более   реалистичное восприятие своего физического облика  в  будущем:  для  них  факт  изменения внешности с ходом времени представляется вполне естественным.

Помимо измерения самооценки внешности мы провели  качественный  анализ ответов респондентов  для  изучения  особенностей  физического  образа  Я  у каждой группы испытуемых, то есть анализ предпочтений в оценке частей тела. Интересно, что в обеих группах испытуемых, как в  настоящем,  так  и  в будущем образе Я первое место по привлекательности заняли  глаза.  Очевидно, это говорит об особой  значимости  глаз  в  представлениях  женщин о своем физическом облике. Причем, в  группе  с  низкой  самооценкой  внешности  при оценке будущего образа Я  значимость  глаз  даже  возросла  по  сравнению  с образом Я в настоящем (в  группе  с  высокой  самооценкой  внешности  такого сдвига  нет).  По-видимому,   в   представлениях   респондентов   с   низкой самооценкой глаза являются той частью тела,  которая  в  наименьшей  степени изменится со  временем,  и  будет  определять  привлекательность  женщины  в старости. Кроме того, очевидно стремление  всех женщин-респондентов (а, в особенности, с низкой самооценкой) к поддержанию позитивного образа Я  в отдаленном   будущем   через   подчеркивание   красоты   внутренней   (глаза традиционно считаются «зеркалом души»). Из приведенных данных также видно, что в группе с  низкой  самооценкой внешности при оценке будущего образа Я по  сравнению  с  настоящим  возросла значимость лица. Ниже мы попробуем  дать  объяснение этому факту, который согласуется со  следующими  результатами  оценки   респондентами   наименее привлекательных частей тела. В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее низкие баллы (от 1 до 5) получили: в  группе с низкой самооценкой   внешности:   зубы   (50% респондентов), спина (42%), живот (35%); в группе с  высокой  самооценкой  внешности:  уши  (65%),  брови (58%), нос (50%). В представлениях о своем будущем физическом образе Я  наиболее  низкие баллы (от 1 до 5) получили: в  группе   с   низкой   самооценкой   внешности:   грудь   (58% респондентов), живот (58%), талия (50%); в группе с высокой самооценкой внешности: зубы (54%), шея (54%), уши (50%). По отношению к образам Я в настоящем не обнаружено  закономерности в оценке  наименее  привлекательных  частей  тела  респондентами  с  низкой  и высокой  самооценкой  внешности.  Но  по  отношению  к  будущим  образам  Я необходимо отметить следующее: по мнению респондентов с высокой самооценкой внешности, части головы и лица (зубы, шея, уши) наиболее подвержены процессу старения, тогда как, по мнению респондентов с низкой самооценкой, тело как таковое (живот,  талия  и грудь)   будет   терять   свою   привлекательность   значительно    быстрее.

Следовательно, для респондентов с низкой  самооценкой  лицо  сохранит  свою привлекательность в будущем в большей степени, чем тело. В этом, возможно, обнаруживается стремление респондентов с низкой самооценкой к  подчеркиванию приоритета ценности  личности  (отсюда  значимость  лица),  не  подверженной физическому старению, над телесностью.  Об  этом  же,  вероятно,  говорит  и особое  значение,  придаваемое  респондентами  глазам. Но  эта проблема нуждается, безусловно, в более тщательном изучении.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.

Приведем пример анализа части рисунков «Моё тело» в зависимости от самооценок женщин. В 2-х из 3-х рисунков с неадекватно низкой самооценкой (возраст 26,33 и 34 года) имеется неуверенность достаточно высокая при этом отсутствие энергии и стремления к изменению. Тело воспринимается неполностью: отсутствие многих частей (цветок без стебля и листьев, только голова и плечи девушки). Это означает, что причины неадекватной низкой самооценки лежат в области принятия своего тела, своего физического Я. Имеется компенсаторное стремление себя приукрасить, скрыть свои недостатки.

В оставшемся рисунке, что составляет 33,3% (1 из 3), напротив – отсутствуют все признаки астении и упадка сил, зато имеется нервно-психическое напряжение. Двойные контуры и наличие штриховки свидетельствует о том, что причиной нервно-психического напряжения является повышенная тревожность. Наибольшую тревогу вызывает сфера интеллекта, и фигура. Кроме этого у этой достаточно молодой еще женщины неуверенность в своём положении, она воспринимает как в прямом – фигуристическом, так и в психологическом смысле. Особо заметно – отсутствие лица. В данном случае произошла психологическая защита – вытеснение. Возможно, именно с лицом у этой женщины связаны самые острые негативные психологические переживания. Низкая самооценка (31 и 35 лет).

Образы тела как цветка крупного хорошо прорисованного и солнышка с лучами и чертами лица. Это говорит в целом о позитивном представлении себя, своего тела, как физического Я «Я-концепции». Однако в одном случае имеется пересеченная дорога с большим количеством штриховки тревога и поиск, в другом - стремлении к самораспространению, подчеркивание своей значимости, весомости.

Следует отметить, что у этих женщин негативное эмоциональное состояние, обусловленное неудовлетворенностью своей фигурой.

Образы цветка (20 и 22 года). В-первом случае – маленький рисунок в верхней части листа говорит с одной стороны о стремлению к высокому положению и статусу, с другой – о некоторой  неуверенности   и   пониманию   своей незначительности.

Bo-втором случае: цветок в вазе на столе в средне-нижней части листа. Имеется штриховка в самом цветке. Это говорит о некоторой противоречивости. Однако штриховка вертикальная и экстравертированная говорят, напротив, об уверенности и стремлении к действию, изменению.

Представление своего тела в образе солнца (28 лет) свидетельствует с одной стороны о желании теплого, положительно эмоциально окрашенного отношения к себе; с другой – о желании тестироваться, показывать и задумываться о своем представлении физического – "Я".

Образ тела у женщин с адекватной самооценкой был представлен также в виде образа поросенка (24 года), маленькой схематичной фигуры на пляже (35 лет). Данные изображения свидетельствуют о нежелании тестироваться, о стремлении отшутиться, что можно рассматривать как проявление защитных механизмов.

Только одна из женщин с адекватной самооценкой нарисовала женскую фигуру в брюках в полный рост (34 года). Этот рисунок характеризует автора как кокетливую, стремящуюся контролировать свои телесные импульсы и избегающую межперсональных контактов и немного неуверенную в себе женщину.

Рассмотрим рисунки женщин с высокой самооценкой (6 человек).

Два рисунка показали нежелание тестироваться, три - неуверенность в своих силах (отсутствие ног или подставка - опора), на двух рисунках имеются признаки избегания межличностных контактов.

Примечателен рисунок женской фигуры в полный рост, на котором прослеживается более тонкая талия и стертая линия бедер, закрытых юбкой, руки за спиной, большая голова на очень тонкой шее. Эта молодая женщина (20 лет) достаточно болезненно воспринимает своё новое тело, которое очевидно ещё недавно было более грациозно и изящно. Однако, то, что не была уменьшена талия, говорит об отсутствии защитных механизмов и о том, что происходит процесс осмысления и, возможно, принятия своего нового физического Я.

Из десяти женщин с неадекватно высокой самооценкой только одна достаточно высоко оценивает своё физическое Я (21 год). У двоих (по 22 года) из них происходит полное неприятие своего тела вследствие чего, можно предположить о компенсаторном значении неадекватно высокой самооценки.

На двух рисунках изображения свидетельствуют об адекватном восприятии    образа    своего    тела.    На    остальных    рисунках    имеются определенные    проблемы   у   женщин   в   отношении   к   Я-физическому (тревожность, неуверенность, признаки депрессивности и т.д.).

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что у многих женщин есть сложности в восприятии своего физического Я, выраженные в негативном отношении к своему телу. Была установлена значимая корреляционная прямая связь (r=0,739) на уровне достоверности 0,01 между показателями самооценки своего тела и эмоционального состояния.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно заключить, что в имеющейся у каждого человека системе ценностей его Я, осознаваемом им в целом, обладают определенным ценностным весом и образующие это его Я. Компоненты Я-образа имеют в каждом случае свое ценностное значение, обусловленное полом индивида.

Нам удалось установить связь между самооценкой внешности и  чувствительностью  к отвержению в социальных контактах у женщин-респондентов,  а  также  выделить своеобразие построения образа Я в настоящем и в будущем женщинами  с  низкой и высокой самооценкой внешности. Таким образом, мы затронули  важный  аспект проблемы, который, тем не менее, не исчерпывает ее содержания.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать с низкой самооценкой
  • Комплексы по поводу своей внешности, тела, характера?
  • Про принятие своей внешности и тела.
  • Ну , я так привыкла.. Или традиции людей с низкой самооценкой
  • Что бы вы изменили в своей внешности?
  • Универсальная помощь для работы со страхами, виной, низкой самооценкой и т.д.
  • К вопросу об оценке внешности. Как полюбить себя?
  • Как работать с низкой самооценкой?
  • Признаки низкой самооценки у женщин
  • Характерное поведение людей с низкой самооценкой. Чеклист
  • Метод экспресс-анализа человека на основе его внешности. Обувь.
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Для женщин, ищущих "своего" мужчину. Или о женском саморазвитии
  • Как вести себя на первом свидании - "вредные советы" для женщин
  • Люди с низкой самооценкой – безответственные?
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Причины низкой самооценки или "Почему я такая".
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Вырастая вверх, даже с низкой самооценкой
  • Человек с высокой самооценкой
  • Консультирование онкопациентов. Работа с самооценкой. Техника "Найди себя".
  • Комплексы внешности…. Как принять себя?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Дефект внешности после аварии. Как принять и полюбить себя?
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Уважение женщины к мужчине - или - О том, как выбрать "своего" человека.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь