Эссе по работе М.Кляйн "Любовь, вина и репарация"

Эссе по работе М. Кляйн «Любовь, вина и репарация»

Введение

Работа М. Кляйн интересна широким охватом человеческих отношений, которые автор описывает во взаимодействии и в динамике.

Согласно М. Кляйн, имеется некое общее основание между различного рода отношениями – дружескими (в школьный период и взрослой жизни), с любовным партнером, родительскими (материнскими и отцовскими), отношением к профессии, к природе, посторонним людям, отношениями с самим собой. Все они пронизаны конфликтным взаимодействием неотделимых друг от друга базовых эмоций любви и ненависти, олицетворяющими созидательное и деструктивное начала психической жизни индивида.

Как представитель психоанализа, М. Кляйн истоки всей психической жизни взрослого человека усматривает в детском развитии, начиная с раннего младенческого возраста. Соответственно этому, анализируя в работе «Любовь, вина и репарация» отношения взрослых индивидов, М. Кляйн постоянно ссылается на опыт ранних объектных отношений младенца. Ранние объектные отношения определяют выбор, успешность и/или трудности всех последующих отношений. Разработку концепцииранней детской агрессивностиР. Д. Хиншелвуд называет одной из основных заслуг М. Кляйн: подобно тому, как З. Фрейд развенчал миф об асексуальности детей, М. Кляйн развеяла заблуждения о положительности младенца, - оценивает он концепцию о деструктивных побуждениях как компоненте психической жизни. В то же время, М. Кляйн показала, что агрессивные чувства (ненависть, ревность, зависть), направленные на объект, крайне неприятны для самого субъекта. Человек стремится преодолеть свои деструктивные побуждения ради другого чувства – любви.

В данном эссе отражены представления М. Кляйн о том, как взаимодействие основных эмоций, в том числе через опосредование дополнительными эмоциями, проявляются в наиболее значимых для человека отношениях. И как эмоциональное развитие маленького ребенка влияет на эмоциональную жизнь взрослого индивида.

Любовь и ненависть как первичные импульсы

Понимание любви как человеческой эмоции, согласно М. Кляйн, невозможно без включения в психическую жизнь агрессии. Наряду с любовью, у младенца имеется еще один врожденный импульс – ненависть. Любовь и ненависть – две фундаментальные одинаково всемогущие силы. С агрессивными импульсами и фантазиями, виной и страхом смерти тесно связаны сексуальные желания.

Уже у младенца оба исходных импульса проявляются в объектных отношениях с материнской грудью как первом частичном объекте.

Удовольствие орального характера при сосании - первое проявление любви, которое ребенок испытывает к матери, заботящейся о нем. Получая оральное удовольствие (первое проявление сексуальности) младенец также чувствует безопасность. Это чувство усиливает удовольствие и в дальнейшем всегда сопровождает состояние любви. Можно сказать, что удовлетворение – это первичное проявление любви. Позднее оральное удовлетворение перерастает в генитальное.

Ощущения голода, телесного дискомфорта, вызывают у ребенка ненависть и агрессию, желание разрушить, сокрушить объект, доставивший ему неприятные ощущения. Агрессивные импульсы сопровождаются болезненными телесными состояниями (например, удушьем, одышкой), которые младенец воспринимает деструктивными для собственного тела. Таким образом, он сам страдает от собственной ненависти к объекту.

Первичные импульсы любви и ненависти имеют большое развивающее значение для психики. Они сопровождаются фантазийной активностью, из которой позже формируется воображение. В своих бессознательных фантазиях ребенок может воссоздавать недостающее ему удовлетворение, а фрустрирующую грудь он яростно атакует в своих фантзазиях, разрушая и уничтожая ее. Фантазии младенца обладают особенностью сливаться с реальностью, недифференцированные от реальности они обладают огромной эмоциональной силой. «Сокрушая» грудь, ребенок переживает тревогу и страх. Сначала это страх собственного уничтожения «мстящей» грудью. Собственная ненависть становиться источником опасности.

Присутствие хорошего объекта снижает тревогу младенца, помогает преодолеть агрессивные побуждения. А постоянное присутствие матери приводит к ее интегрированному восприятию. Теперь удовлетворяющая и фрустрирующая части матери не отдельные объекты, а стороны одного объекта. В диаду «любовь-ненависть» вклинивается посредник – чувство вины.

Репарации в цепочке «ненависть-любовь»

Исходное значение термина «репарация» – возмещение за причиненные убытки. В биологии под репарацией понимается процессы восстановления поврежденных в результате внешнего или внутреннего воздействия клеток, в политике репарация представляет собой форму ответственности субъекта международного права, в частности возмещения материальных убытков при нанесении ущерба в результате неправомерных действий. М. Кляйн распространяет понятие репарации на эмоциональную жизнь субъекта.

С восприятием матери как целостного объекта трансформируются его любовь и ненависть. Собственный садизм (фантазии все также слиты с реальностью) становится непереносим из-за то, что он сам уничтожает объект своей любви, причиняет ему огромное зло. Во-первых, возникает страх утратить любимый объект - в результате его разрушения, или отказа от заботы о матери ребенке по причине недовольства его деструктивными проявлениями. Во-вторых, возникает чувство вины - ведь теперь испытваемые имульсы ненависти и агрессивные фантазии направлены не на плохой объект, а на любимую мать.

Ребенок в своих всемогущих фантазиях стремится возместить «нанесенный ущерб», восстановить объект. Возникает потребность заботиться, оберегать. Компенсаторные фантазии приводят к укрощению своих агрессивных импульсов в реальности. Наряду с фантазийными ребенок научается проявлять реальные любовь и заботу. Это и есть, по М. Кляйн, феномен репарации. И он имеет огромное значение для психического развития – в глубинах психики развивается способность быть для другого человека, сострадать его переживаниям, воспринимая его как отдельную личность.

Другие способы канализации агрессии

Сублимация – еще один (косвенный) способ справиться с деструктивными импульсами. Р. Д. Хиншелвуд подчеркивает, что репарация у М. Кляйн – результат слияния противоречащих инстинктивных влечений, а не просто замена неприемлемого импульса социально приемлемым как в случае сублимации.

Кляйн указывает также на несколько прямых социально приемлемых и одобряемых в обществе способов канализации агрессии: игры с тематикой противоборства и соперничества; юрилидические или политические дебаты, критика оппонентов.

Подробнее о роли вины в эмоциональной жизни, отношениях, деятельности

Вина, особенно по отношению к тем, кого человек любит, является очень тягостным, болезненным чувством. Поэтому она вытесняется в бессознательные структуры. Однако, как и всякое бессознательное, вина может проявляться разными замаскированными способами. И при этом вредить отношениям людей. Примерами проявления бессознательного чувства вины могут быть недовольство собой без достаточных к тому оснований (комплекс неполноценности); подозрительность о неуважении со стороны некоторых людей; чрезмерная потребность в признательности и подтверждении своей хорошести от других людей; сомнения в своей способности любить. Такая вина отрицательно сказывается на отношениях людей.

Пагубна для отношений с людьми слишком сильная вина. Чтобы преодолеть ее, а также из-за страха зависимости, человек может отдалиться от любимых людей вплоть до их отвержения.

Переживание вины и стремление к репарации побуждают человека к деятельности и творчеству. Однако слишком сильные переживания вины, напротив, могут подавить активность, затормозить деятельность.

С другой стороны, страх и вина играют положительную роль в цепочке «ненависть-любовь» и процессе репарации. Вина за собственные деструктивные побуждения сопряжена с ответственностью, желанием заботиться, основанной на понимании неправильности причинения вреда другому человеку. Вина в этом понимании становиться компонентом любви.

Как видно из работы М. Кляйн, активизирующая или блокирующая роль вины обусловлена ее количеством.

Идентификация как компонент любви

Помимо вины М. Кляйн находит в процессе репарации еще один важный феномен – идентификацию – умение ставить себя на место другого человека, понимать его интересы, переживания, потребности. Идентифицируя себя с объектом любви, субъект играет роль хорошего родителя, ведя себя так, как заботливая мать вела себя по отношению к нему самому в реальности или в фантазиях. И одновременно субъект играет роль хорошего ребенка, испытывающего благодарность в ответ на заботу; это дает ему удовлетворение от своей хорошести, ощущение безопасности и спокойствия.

За счет идентификации любовь становиться более зрелой, настоящей, качественной.

Любовь и ненависть в отношениях к родителям и сиблингам

В жизни маленького ребенка вскоре вслед за матерью появляются другие объекты. Это, прежде всего, отец. Тогда половые различия начинают играть роль в развитии, чего не было на ранних стадиях в отношениях с первичным объектом. М. Кляйн различает отношения с родителями у маленьких мальчиков и девочек. Кляйновское понимание эдипального конфликта в принципе соответствует классическому фрейдовскому. Любовь к родителям смешивается с соперничеством с ними.

При этом М. Кляйн накладывает механизм репарации на специфические эдипальные агрессивные импульсы. Для девочек это ревность и ненависть к матери, мстительное разрушение недоступных для нее гениталий отца. Для мальчиков садистическое причинение боли матери посредством пениса из-за обиды предпочтение отца, разрушение гениталий отца как соперника в обладании матерью.

Также дополнительным в описании переживаний эдиповой стадии можно считать внимание М. Кляйн к переживаниям по поводу сиблингов – у ребенка возникают ревность, зависть, соперничество с ними как с соперниками в получении родительской любви. Возникают желания лишить их всего, выгнать из дома, обречь на нелюбовь и презрение со стороны родителей.

Фантазируя о мести и садистических разрушениях, ребенок одновременно мечтает о фрустрации своих деструктивных побуждений со стороны взрослых, чтобы помочь ему обуздать собственную агрессию. Эти выводы М. Кляйн представляются очень ценными для вопросов воспитания детей. Невозможно помочь ребенку психологически повзрослеть, не фрустрируя его. Важно, чтобы фрустрация осуществлялась в общем русле любви и понимания.

Успешная репарация в ранних эдипальных чувствах к матери и отцу становиться залогом будущей счастливой любви взрослых мужчины и женщины. А успешная репарация в отношениях с братьями и сестрами важна для дальнейших социальных отношений в обществе.

Счастливые любовные отношения

Рассуждения М. Кляйн о счастливых любовных отношениях представляются очень актуальными в условиях современной дестабилизации семьи и брака, роста числа разводов, повышения уровня супружеской конфликтности, большого числа людей, неудовлетворенных браком. Несомненно, во все времена, в т. ч. и во времена творчества М. Кляйн, существовали эмоциональные проблемы, непонимание и отчуждение между партнерами. Но повышение значимости межличностных аспектов супружеских отношений как приоритетного смысла брака (в противовес традиционному экономическому смыслу) актуализирует интерес современных исследователей к эмоциональным аспектам взаимоотношений любовных партнеров.

Согласно М. Кляйн, счастливые любовные отношения в браке включают глубокую привязанность, способность к взаимным жертвам, умение разделять радостные и горестные переживания и сексуальное наслаждение.

Компоненты счастливых любовных отношений для женщины: а) материнские переживания по отношению к мужу как к своему ребенку; б) детское переживания к мужу как отцовской фигуре – восхищение им, ожидание защиты. Важна успешная репарация деструктивных импульсов по отношению к гениталиям отца (фантазии исцелительной природы отцовских гениталий связаны с развитием сексуальности, преодолением страха и вины садистических желаний). Детская репарация по отношению к матери позволяет взрослой женщине без вины занимать место рядом с мужем.

На эмоциональность и сексуальность мужчины влияет репарация садистических фантазий о причинение боли и разрушения матери с помощью пениса; репарация побуждений уничтожить отца-соперника в обладании матерью, которые вызывают страх деструкции собственного пениса. Счастливые сексуальные отношения для мужчины предоставляют ему доказательство хорошести своего пениса; удовлетворенность повышается за счет удовлетворения желания делать для своей жены то, что отец делал для матери. Если жена разделяет, уважает, понимает интересы мужа, восхищается ими, это повышает его творческую реализацию, дает ощущение того, что он стал взрослым, равным отцу.

В счастливых любовных отношениях осуществляет не до конца преодоленная эдипальная бессознательная фантазия стать равными родителям, занять их место. Такая фантазия и у взрослых индивидов бессознательно активна. Как отмечает М. Кляйн, в удовлетворяющих любовных и сексуальных отношениях партнеры переживают счастливое воссоздание их ранней жизни в семье. Только еще более совершенные, поскольку лишенные чувства вины. Успешное преодоление вины за садистические фантазии по отношению к родителям - важное условие для последующего обретения гармонии в своих партнерских отношениях. Только тогда возможно перенесение инфантильных желаний на другие объекты. Взрослые взаимоотношения любящих друг друга партнеров всегда содержат новые элементы, которые не встречались в родительской семье.

Хотя ранние привязанности к родителям с необходимостью влияют на выбор сексуального партнера. В зависимости от варианта течения конфликта «ненависть-любовь» и процесса репарации, мужчина выбирает женщину либо со сходными с его матерью чертами, либо полностью противоположными. Аналогичен механизм выбора партнера женщиной по подобию своего отца. В любом случае человек бессознательно стремиться вновь найти связанные с его детскими впечатлениями или фантазиями взаимоотношения.

Проблемныелюбовные отношения

М. Кляйн рассматривает два вариант проблем в сексуальных партнерских отношениях – неверность и сексуальная неудовлетворенность. Психоаналитик разбирает их на примере мужчин, что, наверное, можно объяснить большей распространенностью мужских примеров донжуанства во времена ее жизни и мнением о большей значимости сексуальных отношений для мужчин. Однако суть механизм сексуально-психологической неверности и фригидности можно перенести и на женщин.

Многочисленные варианты неверности, согласно М. Кляйн, имеют общий корень – страх зависимости от привязанности. Типичный Дон Жуан скрывает от себя сильнейший страх потерять горячо любимый объект, и постоянно доказывает самому себе, что его глубокая привязанность не является необходимой. Такая установка сформировалась в непреодоленных страхах потерять мать из-за своих сексуальных фантазий.

Непреодоленный страх деструктивности своих ранних сексуальных побуждений по отношению к любимой матери расщепляет партнерские отношения мужчины с женщиной. Испытывая нежность к женщине, он «спасает» ее от своих «опасных» сексуальных побуждений, и вынужден подавлять сексуальность, либо перенаправлять ее на других незначимых женщин.

Гармоничное и проблемное родительство

Уже во времена М. Кляйн общепризнанной стала огромная роль матери в психическом развитии ребенка. Изучение этой темы осуществлялось в самых разных аспектах и нюансах. Однако в тени пребывала другая сторона вопроса – как быть хорошей матерью. Можно сказать, и в настоящее время имеется диспропорция в изучении этих позиций материнско-детских отношений. Еще меньше внимания уделено хорошему отцовству. Поэтому саму постановку вопроса о феномене родительства можно рассматривать как определенного рода новаторство М. Кляйн. При этом решение этого вопроса от представителя психоанализа довольно ожидаемо – истоки материнства и отцовства находятся в раннем детском развитии.

Обсуждая позицию матери, М. Кляйн указывает на врожденное бессознательное желание маленьких девочек иметь ребенка. По мнению психоаналитика, в бессознательных фантазиях девочек, тело их матери наполнено младенцами. Причем поместил их туда отец с помощью своего пениса. Поэтому, фантазируя о сексуальных отношениях с отцом, занятия места матери, девочка желает иметь внутри себя детей как особо ценное имущество. Таким образом, именно на эдипальной стадии развития формируется материнская позиция.

Умеренная идентификация с ребенком позволяет матери понимать его потребности, и проявлять нужную ребенку любовь и заботу, его удовлетворение вызывает удовлетворение у женщины. Заботясь о ребенке женщина получает возможность делать для него то, что делала для нее ее мать, а также воплощать свои фантазии о желаемом поведении матери. В ракурсе процессов репарации материнская позиция будет гармоничной, если женщина не сильно отягощена чувством вины. Иначе идентификация матери с ребенком будет чрезмерна вплоть до самопожертвования, и ребенок не сможет развивать самостоятельность. Особая мудрость требуется от матерей подростков, чтобы позволить им отделиться в самостоятельную жизнь.

Установки отца дополняют установки матери. Мужчина получает удовольствие, разделяя с детьми наслаждение от их развития, преодоления трудностей. Он как бы возрождает свое детство в более совершенном виде, помогая развитию своих детей.

М. Кляйн указывает на ряд проблем, которые могут возникнуть в родительских позициях. Ребенок может не соответствовать ожиданиям родителей, или одного из них. Если в детстве у кого-то из родителей не была преодолена ревность к сиблингам, то может возникнуть аналогичное чувство к своему подрастающему ребенку. Амбициозные родители могут ожиданиям больших успехов от ребенка, а если успехи недостаточны, то у них возникает чувство вины. Некоторые родители не способны любить детей из-за сильного чувства вины за то, что (в своих бессознательных фантазиях) заняли место своей матери. Некоторые испытывают чувство вины перед своим ребенком из-за бессознательного желание ему смерти и компенсируют это повышенной заботой, сковывая свободу ребенка. Проблемы в родительских позициях указывают на неразрешенность раннего конфликта между любовью и ненавистью.

Привязанность и независимость

Младенцы жизненно нуждаются в заботе матери (или ее заместителе), он полностью зависим от матери, и она главный объект его внимания и привязанности. Но по мере своего роста и развития, ребенок находит новые объекты интереса и увлечений. В бессознательном противоборствуют две тенденции: стремление сохранить мать навсегда и отказаться от матери, обретя полную самостоятельность. Как результат этих тенденций формируется способность смещения любви (и ненависти) на другие объекты. Другой стороной расширения отношений является способность отмежевания сексуальных импульсов и нежной привязанности. Для успешного всестороннего развития важно, чтобы смещение с родителей на других людей не было слишком полным. В идеале развитие должно осуществляться постепенное отдаление от родителей с сохранением привязанности к ним и возникновением привязанностей к другим людям. Всегда должно быть доступно некоторое количество любви к родителям, а сексуальные желания не должны быть вытеснены слишком глубоко. Это трудный процесс, поэтому многие люди не справляются с задачей обретения баланса между привязанностью и независимостью. Перекосы-крайности: а) отрицание любви, б) смещение любви с людей на неодушевленные предметы (яркий пример – коллекционеры), в) зависимость-использование человека, г) зависимость-уклонение от ответственности (бездумное подчинение лидеру).

Проблема зависимости ведет к нарушению отношений взрослого человека, в частности, в такой важной сфере как любовные отношения.

Развитие отношений в школьные годы и в подростковом возрасте

Школьная жизнь дает возможность для большего разделения любви и ненависти по сравнению с тем, что возможно в семейном кругу. Поэтому, вытесненные эмоции могут найти более полное выражение. С окружающими ребенка сверстниками ребенок может опробовать разные виды отношений, кого-то любить, кого-то ненавидеть, быть любимым. Ревность и соперничество с другими детьми за внимание учителя, хотя и могут достаточно сильными, н все же легче переносятся, чем соперничество с сиблингами за родителей, поскольку учитель – более отстраненная фигура. Некоторые дети переносят ранние конфликты с родными в новое окружение, их эмоциональные установки к людям сохраняются, и они не способны подружиться в школе. Другие дети могут отдалиться от первоначальных семейных затруднений, подружиться со сверстниками, в результате чего улучшаются и их отношения с братьями и сестрами. Высвобождаются силы к осуществлению репарации, снижается чувство вины, увеличивается вера в себя.

Рассматривая взгляды М. Кляйн на школьную жизнь нужно учитывать, что в Англии в первой половине 20 в. школа понималась в более широком смысле и включала ясли и детские сады (так называемые, элементарные школы). В нашем обществе о расширении социального круга общения ребенка можно говорить, начиная с детского сада (яслей), когда ребенок впервые попадает в коллектив сверстников.

В подростковом возрасте обостряется разделение положительных и отрицательных чувств к разным людям, одни воспринимаются как только хорошие, другие – как полностью плохие. «Хорошая» личность оберегается подростком, на плохую изливается вся ненависть. М. Кляйн считает, что это процесс отделения ненависти от любви, который приносит облегчение - слишком тяжело для психики ребенка сочетать чувства любви и ненависти к одному и тому же объекту.

Происходящее в подростковом возрасте отворачивание от родителей М. Кляйн объясняет вновь усиливающимися ранними сексуальными желаниями и конфликтами, по большей части бессознательными. Усиливающаяся ненависть сочетается с необходимостью сохранить в душе чувство любви, приводит к выделению «злодеев» и созданию кумиров (ими могут быть учителя, известные люди, литературные герои). Безопасно ненавидеть людей, находящихся на расстоянии. Значение разделения объектов для любви и ненависти в подростковом возрасте состоит, согласно М. Кляйн, в том, что любовь можно сохранить неиспорченной. Переживание безопасности, исходящее от способности любить в бессознательном связано с  сохранением близких людей в безопасности и сохранности. 

Дружба

Дружеские связи со сверстниками начинают устанавливаться уже в первых детских коллективах. В подростковом возрасте изменяется характер дружбы. В основе дружбы между подростками одного пола находятся бессознательные гомосексуальные переживания как бегство от неуправляемого пока влечения к противоположному полу. Так, у мальчика-подростка опасные желания и фантазии все еще слишком сильно связаны с матерью и сестрами, а девочки – с отцом и братьями. Эмоциональная дружба с ровесниками своего пола выступает гарантией защиты от ненависти от невозможности удовлетворения влечений.

Во взрослой дружбе, в отличие от подростковой, нежность и любовь отделены от сексуальных переживаний. Основа дружбы – давать и получать эмоциональные отклик и поддержку. Во взрослой дружбе имеются отголоски ранних потребностей – получать материнскую поддержку и утешение в трудных ситуациях. В некотором количестве эти потребности сохраняются у человека на всю жизнь, поэтому взрослая дружба важна для человека. В дружеской идентификации зависть и ревность способны отходить на второй план, а на первый план выдвигаться способность любить. По мнению М. Кляйн, дружеские отношения возможны лишь при успешном преодолении ненависти и обиды на мать. Неразрешенные конфликты младенчества с большой вероятностью приведут к разрыву дружеских связей из-за бессознательных непомерно высоких ожиданий от нее как от родительской фигуры.   

Таким образом, согласно М. Кляйн, и на дружеские отношения, как и на партнерско-любовные, основополагающее оказывает влияние ранний период детского развития.

Расширенное понимание любви

Не обошла вниманием в своей работе М. Кляйн и отношение субъекта с вещными отношениями и деятельностью, соответствующими символической природе человеческой культуры. Первостепенная важность материнской груди, по мнению М. Кляйн, через бессознательные процессы становится базовой для символического восприятия мира. Все, что влечет за собой удовлетворение в широком смысле слова, связывается в бессознательных слоях психики с матерью. Например, о родине говорят как о «земле матери», в природных богатствах – как «земле, насыщенной молоком и медом». Глубинной подоплекой исследовательского интереса к другим территориям и странам являются ранние фантазии сексуального характера по исследованию материнского тела: новая территория означает «новую мать», защищенную от агрессивности сексуальных импульсов. Страх потери матери побуждает ребенка делать все, что может воссоздать мать. И если младенец может только фантазировать, то мере расширения круга деятельности, вся она связана с воссозданием «разрушенного и утраченного» объекта. Любая деятельность человека сочетает бегство от зависимости от матери и первоначальную привязанность к ней, - полагает М. Кляйн. Вскользь упоминает М. Кляйн и о символическом значении пениса отца. Она приводит примеры: научные открытия, путешествия и открытие новых земель, завоевание территорий (в разные периоды истории), восхищение природой и вызов суровым стихиям, создание произведений искусства и наслаждение ими. В любой профессиональной деятельности можно найти символическое выражение первичных для человека импульсов агрессии и любви.  

Отношение к себе и к другим

Самое сложное из отношений человека – это отношения с самим собой. Конечно же, по мнению М. Кляйн, самые ранние эмоциональные ситуации фундаментальным образом влияют на отношение человека к самому себе. Под влиянием комплекса факторов - реального родительского отношения, степени фрустрирования побуждений ребенка, врожденной силы импульсов, степени способности ребенка выносить фрустрацию, фантазийного дополнения - развивается определенная психическая установка на отношения.

Отношение к самому себе, - поясняет М. Кляйн, - означает отношение ко всему, что человек лелеет и любит или ненавидит. Весь пережитый опыт переживаний в отношениях сохраняется и становится собственностью внутреннего мира. Сильнейшая ненависть направлена против ненависти внутри себя. Старясь защититься от нее, человек проецирует ее на других людей. Но также он смещает во внешний мир доверие, доброжелательное, дружеское отношение. Поэтому отношения во внешнем мире отражают то, что происходит в отношении с внутренними фигурами в психике. Таким образом, хорошее отношение к самому себе является условием любви, терпения и мужрости по отношению к другим людям.

Заключение

При том, что М. Кляйн широко известна как один из основателей детского психоанализа, в работе «Любовь, вина и репарация» много внимания уделено отношениям взрослых людей. При этом постоянно проводится линия от раннего детства к взрослой позиции.

Основой для ранних отношений, согласно М. Кляйн, являются две силы – агрессивные импульсы и стремление к любви. М. Кляйн постоянно подчеркивает важность любви, ее значение для развития человека, преодолевающего свои агрессивные чувства, нарушающие взаимодействие с объектным миром. Если же ранний конфликт между ненавистью и любовью не был разрешен, это пагубно сказывается на самых разных аспектах отношений. Гармоничные отношения, также  как и ранние переживания любви, серьезно тормозятся и нарушаются импульсами ненависти и бессознательным чувством вины. Если родительские фигуры воспринимаются как помогающие, вызывающие доверия, дающие безопасность и утешение, то и в более поздних отношениях человек будет успешен и благополучен.

В работе М. Кляйн «Любовь, вина и репарация» представлены теоретические рассуждения о роли любви в жизни человека, показывается необходимость преодоления врожденной агрессивности. В отличие от некоторых других своих работ, М. Кляйн не приводит примеры конкретных случаев. В то же время предполагается, что рассмотренные вопросы имеют значения для практической работы психоаналитика с людьми с проблемами в дружеских, любовно-партнерских, супружеских, родительских, деловых отношениях.

Использованные источники:

  1. Кляйн М. Любовь, вина и репарация // Психоаналитические труды: в VII т./Мелани Кляйн. – Т. II: «Любовь, вина и репарация» и другие работы 1929-1942 гг. / пер. с англ. и нем. – Ижевск: ИД «ERGO», 2007 – с.259-292.
  2. Хиншелвуд Р. Д. Словарь Кляйнианского анализа / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2007. – 566 с.


Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Отлучение от груди»
  • Эссе по работе М. Кляйн «О наблюдении за поведением младенцев»
  • Эссе по работе М. Кляйн «Скорбь и её связь с маниакально-депрессивными состояниями»
  • Про Зависть (Прочитав Мелани Кляйн)
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Психоанализ Мелани Кляйн
  • Параноидно-шизоидная позиция в работах М.Кляйн.
  • эссе по работе Мелани Кляйн "Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний" (1935)
  • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.
  • Биографические предпосылки теории М. Кляйн
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Пособие для интроверта: как найти своих людей и большую любовь
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • От любви до ненависти... или Как реанимировать отношения
  • Формула любви: что для нас любовь
  • Возможна ли для вас полноценная Любовь? Уровни любви - Как их освоить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь