ПКБ 5.1 Диагностика способности конструирования будущего

Автор статьи: 404

Никогда нельзя прогнозировать будущее,

исходя из прошлого

Эдмунд Бёрк

 

Способность конструирования будущего может быть диагностирована с использованием большого количества методов, имеющихся в арсенале современной психологии. Направления диагностики:

  1. нейрофизиологическая диагностика ;
  2. психологическая и нейропсихологическая диагностика воображения и способности конструирования будущего;
  3. исследование в ходе патопсихологического эксперимента;
  4. исследование отношения к прошлому, настоящему и будущему (психосемантическое направление диагностики);
  5. исследование временной перспективы личности;
  6. ценностно-смысловое направление диагностики;
  7. биографическое направление диагностики;
  8. социально-психологическая и организационная диагностика.

 

  1. Нейрофизиологическая диагностика осуществляется с применением аппаратных методов таких как фМРТ с целью диагностики работы нейронных сетей, включенных в процесс припоминания/воображения, например [347].
  2. К методам психологической диагностики антиципации можно отнести методику “незаконченные изображения предметов” (опознание и дорисовывание). Широко известна методика Е. Торренса “Закончи рисунок”, имеющий довольно сложную систему обработки результатов. Методика “Придумай рассказ” (Р.С. Немов) также относится к диагностике воображения и речи (вербальная фантазия): ребенку дается задание в течение минуты придумать любой рассказ, а затем пересказать его в течение пары минут. Оценивается скорость, необычность сюжета, разнообразие образов, их проработанность и детализация, эмоциональная окрашенность повествования. Методика Т.Д Марцинковской “Нарисуй что-нибудь” может быть отнесена и к проективным методикам, однако при применении данной методики для диагностики художественного воображения, оценивается оригинальность и насыщенность рисунка по заданной шкале. Также для диагностики креативности используются и методики “Назови картинку” и “Что может быть одновременно?”, методика диагностики художественно-прикладного воображения “Скульптура из пластилина”. Следует упомянуть вкратце и такие методы исследования функции воображения как: “Спросить и угадать” (вопросы к картинке, угадывание предшествующей ситуации), “Усовершенствование игрушки” (мысленная доработка игрушки), “Необычное использование предметов”, “Найти выход из невероятной ситуации”. Для выявления особенностей антиципационных процессов используется тест В.Д. Менделевича “Тест антиципационной состоятельности”, состоящий из 81 вопроса и позволяющий оценить аспекты антиципационной способности респондента: личностно-ситуативную, пространственную и временную составляющие. Данная методика использовалась для выявления многих нарушений антиципационной деятельности, присущих определенным психическим патологиям [141 и др.]

Также применимы следующие методики: опросник "Завтрак на столе" (Гальтон‚ 1883); опросник на мысленные образы: ОМО (Беттс‚ 1909‚ мод. Шихан‚ 1967‚ А. Ричардсон‚ 1994‚ Уайт‚ Эштон‚ Ло‚ 1978‚ 1980‚ Дж. Ричардсон‚ 1991‚ Стак‚ Шварц 1992‚ МакКелви‚ 1995); опросник "Яркость зрительных образов": ОЯЗО (Маркс‚ 1973); "гордон­тест": контролируемость зрительных образов (Гордон‚ 1949‚ А. Ричардсон‚ 1969). С некоторыми диагностическими методиками можно подробнее ознакомиться в Приложении.

  • При патопсихологической диагностике в комплексную процедуру обследования (патопсихологического эксперимента) включены и элементы диагностики воображения, прогнозирования, функции образного конструирования, представлений об образе будущего личности – в частности, в таких методиках как “Соотношение пословиц, метафор, фраз”, “Установление последовательности событий”, “Исследование ассоциаций”, “Исследование самооценки” и др. Не углубляясь в детали, напомним, что С.Я. Рубинштейн подчеркивала среди основных принципов проведения эксперимента принцип моделирования деятельности, направленность на качественный анализ деятельности (исследование способа выполнения заданий, типа и характера ошибок, критического отношения к ошибкам, а не процента выполненных или невыполненных задач).
  • В качестве примера очень удачного использования психосемантического подхода к исследованию особенностей конструирования будущего можно назвать методику “Семантический дифференциал времени”, применяющуюся нами для мониторинга изменений у респондентов в ходе психокоррекционной работы. Авторы методики (Вассерман Л.И., Червинская К.Р., Трифонова Е.А.), а также исследователи, работающие с этой методикой, используя ее в клинической работе, выделяют определенные особенности отношения к времени при разных психических нарушениях (невроз, параноидная шизофрения и ряд других). Шкалы методики включают “Активность”, “Эмоциональная окраска”, “Величина времени”, “Структура времени”, “Ощущаемость времени”, в исследовании оценивается отношение к прошлому, настоящему и будущему.
  • Для исследования временной перспективы личности широко распространены такие тестовые методики как ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory – Опросник временной перспективы Зимбардо Ф.), адаптированный А. Сырцовой [402; 403], а также опросник Нюттена (Метод мотивационных индукций - ММИ) в оригинальной форме из 60 незаконченных предложений (40 положительных индукторов и 20 отрицательных), либо в варианте из 40 предложений (без специальной разбивки на положительные и отрицательные индукторы), предложенный Д.А. Леонтьевым. Для обработки незаконченных предложений используются два различных кода: временной код и код анализа содержания. Также для изучения особенностей восприятия временной перспективы часто используются методики «Линия времени» (Кроник А.), «Круги времени» (Коттл Т.).
  • Исследование ценностей и смысловых особенностей будущего производится разными методами, среди которых можно назвать проективные методы, тесты, опросы. Поскольку ценностно-смысловые ориентации уже сами по себе являются чаще отражением будущего, чем настоящего, практически все методики данного направления можно так или иначе использовать при диагностике особенностей конструирования будущего и образа будущего личности. Упомянем лишь несколько: проективная методика “Рисунок будущего”, методики исследования ценностей М. Рокича и Ш. Шварца; методика “СЖО” (“Смысложизненные ориентации”, адаптированная Д.А. Леонтьевым).
  • В биографическом направлении диагностики (условно называемом “биографической” диагностикой, а во многом являющейся терапевтическим подходом) исследуется не столько способность или механизмы конструирвоания человеком будущего, а уже сконструированный образ будущего, та самая “линия жизни”, наполненная определенными образами и событиями. В этом направлении наибольшую роль играют методики, предложенные А. Кроником, Е. Головахой, Р. Ахмеровым – “Каузометрия” [193; 194] с разветвленным и подробным анализом биографии, личной истории, берущей истоки до рождения человека и продолжающейся после его жизни, “Оценка пятилетних интервалов”, “Линия жизни”, а также такие методики, развивающиеся в рамках семейной системной терапии, как “Генограммы”, “Системный семейный тест Геринга”, “Семейная доска” и другие, не столько жестко диагностические, сколько являющиеся инструментом психолога и психотерапевта. К этому направлению “биографической” диагностики относятся, безусловно, и автобиографические методики (опросники, интервью), изучение документов (автобиографии, биографии), свидетельства, контент-анализ и т.п.
  • Диагностика социального конструирования будущего также осуществляется разными методами, в частности, из уже описанных. К уникальным методам социально-психологической диагностики можно отнести методику «Лидерское видение» П. Томса, опросник Дж. Кузеса и Б. Познера «Лидерское поведение».

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru

 



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Методики нейропсихологической диагностики, выявляющие нарушения модально-специфических факторов
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • «Гостья из будущего» – психологическая методика. Работа с линией времени. Исцеление точек прошлого.
  • Почему МАК-методики такие однообразные? Новая методика "Денежный дом"!
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Методика диагностики уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко.
  • Расширяем своё "Я". Успешная методика диагностики отношений между Я и Другим Я
  • Жизненные стремления как личностный конструкт. Методика диагностики.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова
  • Психология конструирования будущего: 1976: Нарратив. 1978: Синергетика.
  • ПКБ 3.12. 4/ Личностные типы конструирования будущего
  • Глава 3: 3.3. Нейрофизиологические механизмы конструирования будущего
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
  • Глава 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / И.М. Сеченов: Ожидаемое будущее, 1863
  • Введение: Психология конструирования будущего как научная дисциплина
  • Практика конструирования будущего: Как проверить истинность цели?
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /2
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /3
  • Цели. Результаты. Течение времени из будущего в настоящее.
  • Психология конструирования будущего / Предисловие
  • Образ мечты как модели будущего и смысложизненные ориентации личности
  • Гл 2. Проблематика конструирования будущего в психологии / 1955: Личностные конструкты Дж. Келли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь