Методики нейропсихологической диагностики, выявляющие нарушения модально-специфических факторов

Нейропсихология сегодня является одним из приоритетных направлений психологии. Как самостоятельная научная дисциплина она начала складываться в 20 – 40-е годы XX века. Предметом её исследования является мозговая организация психических функций и разных аспектов поведения человека, нарушения психической деятельности при различных заболеваниях центральной нервной системы. [8, с. 3] Одним из основных методов нейропсихологии является метод клинического нейропсихологического исследования.

В настоящее время наблюдается интенсивный рост потребности в нейропсихологическом обследовании. Его применяют в различных сферах теоретической и прикладной психологии. То есть нейропсихология становится ведущей среди наук о человеке. Параллельно с расширением сферы применения нейропсихологических методик увеличивается и их количество. Основной блок нейропсихологических диагностических методик создан Александром Романовичем Лурия в 1940 – 1960 годы. Методологической основой нейропсихологической диагностики является теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Синдромный анализ предполагает анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего фактора, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. [10, с. 40]

Органы чувств играют важную роль в жизни человека: с помощью них он познаёт окружающий мир. Информация от органов чувств (слуховых, зрительных, тактильных) поступает в те отделы головного мозга, с работой которых связаны модально-специфические факторы. Поэтому определённое место среди нейропсихологических диагностических методик занимают методики, направленные на изучение модально-специфических факторов.

В понятийный аппарат отечественной нейропсихологии среди собственно нейропсихологических, т.е. сформированных в самой нейропсихологии, входит понятие «нейропсихологический фактор». Это понятие в нейропсихологию ввёл А.Р.Лурия, разрабатывая проблему «высшие психические функции как функциональные системы». Под нейропсихологическим фактором он подразумевал единый принцип работы операций, близких по органическому и функциональному генезу и топике. [4, с. 139, 67] Евгения Давыдовна Хомская дала следующее определение нейропсихологическому фактору: «нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определённым принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведёт к появлению нейропсихологического синдрома». [10, с. 39 – 40] То есть под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определённых мозговых структурах.

У взрослого человека Е.Д. Хомская выделяет следующие типы факторов:

  • с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга, связаны общемозговые факторы;
  • закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга обеспечивают факторы межполушарного взаимодействия;
  • с работой левого и правого полушарий мозга связаны полушарные факторы; процессы взаимодействия различных анализаторных систем отражают факторы, связанные с работой ассоциативных областей коры;
  • с работой неспецифических срединных структур мозга связаны модально-неспецифические факторы;
  • с работой различных анализаторных систем связаны модально-специфические факторы.

Следует отметить, что основой для формирования самого понятия «фактор», послужили именно модально-специфические факторы.

В своих работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, О. С. Адрианов, Л. С. Цветкова, Н. П. Бехтерева на основе анализа сравнительно-анатомических, физиологических данных, результатов клинических наблюдений сформулировали принципы структурно-функциональной организации мозга. Главное положение теории локализации высших психических функций заключается в том, что мозг «представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее из дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций». [10, с. 54]

Исходя из того, что модально-специфические факторы связаны с работой анализаторных систем, можно выделить следующие их виды:

  • слуховой,
  • зрительный,
  • кожно-кинестетический,
  • двигательный (моторный).

Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в Кортиевом органе. Слуховые нервные волокна частично перекрещиваются во внутреннем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле. Заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слуховой коры, которые расположены в поперечной извилине Гешля (41-е поле Бродмана). Вторичные отделы слуховой области занимают конвекситальные отделы височной доли и соответствуют 22-му, 42-му и частично 21-му полям Бродмана. В них преобладают II и III слои коры, большую часть составляют клетки с короткими аксонами. Поражение вторичных отделов височной доли вызывает расстройства понимания речи, называния предметов, припоминания слов, своеобразные нарушения письма, нарушение фонематического слуха, слухоречевой памяти. [7, с. 151 – 157]

Нервные волокна, идущие от сетчатки глаз, перекрещиваются в хиазме, продолжают свой путь в зрительном тракте и оканчиваются в наружном коленчатом теле. Здесь начинается новый зрительный путь, который образует зрительное сияние внутри височной области и заканчивается в первичном (проекционном) поле затылочной коры. Поражение первичных (проекционных) отделов зрительной коры приводит к частичным нарушениям полей зрения. Над первичными (проекционными) отделами затылочной коры находятся вторичные отделы. Их отличительной особенностью является то, что IV (афферентный) слой клеток, принимающий раздражения, идущие от сетчатки, представлен значительно слабее, чем в первичных отделах коры (17-е поле Бродмана); верхние (ассоциативные) слои коры (II и III) составляют основную массу всей толщи коры вторичных отделов (18-е и 19-е поля). Поражение вторичной зрительной коры приводит к распаду высшей организации зрительных процессов, т.е. к зрительной агнозии. [7, с. 132 – 140]

Синтез тактильных сигналов осуществляют теменные отделы. Ядерной зоной данного анализатора является область задней центральной извилины.

Кожно-кинестетическую чувствительность на физическом уровне обеспечивают первичные поля тактильной коры. В отношении сложной дифференциации тактильных сигналов (стереогноза) специализированы вторичные поля (2, 1, 5, 7). Поражение данной области мозга приводит к астереогнозу. [2, с. 60]

Два совместно работающие отдела мозговой коры (постцентральный и прецентральный) вместе составляют сенсо-моторную область коры, которая считается двигательной корой. Постцентральная (нижнетеменная) кора на уровне первичных полей принимает тактильные сигналы и перерабатывает их в тактильные ощущения, а на уровне вторичных полей обеспечивает реализацию отдельных поз. Премоторная кора на уровне вторичных полей (6, 8) обеспечивает реализацию различных двигательных актов, представляющих собой серию последовательных движений. На уровне третичного поля 45 двигательная кора обеспечивает способность создавать программы различных видов деятельности. [2, с. 60]

Таким образом, зрительная модально-специфическая кора представлена затылочной областью, слуховая кора – височной областью, тактильная и двигательная кора – теменной областью.

Основной блок нейропсихологических методик был создан А. Р. Лурия. Однако нейропсихология являлась и является динамично развивающейся отраслью знания. Поэтому разрабатывались и разрабатываются новые методические приёмы. Активное участие в этой разработке принимали ближайшие ученики А. Р. Лурия: Е. Д. Хомская, Э. Г. Симерницкая, Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова (Киященко). [1, с. 18] Методологической основой нейропсихологической диагностики является теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений.

Сегодня существуют различные подходы к проведению нейропсихологического тестирования: психометрический, локализационный, Бостонский процессуальный, экологически ориентированный и др. Существуют и различные батареи нейропсихологических тестов: батарея Лурия-Небраска, батарея Векслера, батарея Халстеда-Рейтана, батарея Рейтана-Индиана, батарея Айова-Бентона и др. Проводя нейропсихологическую диагностику, специалисты могут использовать готовые батареи тестов либо подбирать тесты для каждого индивидуального случая.

Диагностика слухового гнозиса

Слуховой гнозис (gnosis acustica) – это узнавание предмета по характерному для него звуку. Выделяют неречевой (невербальный) и речевой (вербальный) слуховой гнозис. Соответственно, и слуховые агнозии делят на субдоминантные (проявляются в неспособности освоить значение неречевых шумов) и доминантные, или речевые, (проявляются в трудностях понимания речи).

Неспособность различать такие неречевые звуки, как стуки, скрипы, хлопки, гудки, шорохи, шум ветра, дождя, говорит о поражении правой височной доли. При изучении данного вида слухового восприятия учитывают жалобы больного, а также предлагают узнать записанные на диктофон различные природные и бытовые шумы.

К методам исследования неречевого гнозиса относится и метод исследования гнозиса ритмов. Обычно данное исследование состоит из нескольких этапов. На первом этапе испытуемому предъявляют простые ритмы и просят его оценить, сколько ударов включает каждая ритмическая структура. Нарушения восприятия ритмов свидетельствует о поражении височных отделов коры или подкорковых структур (например, некоторых ядер таламуса). Данные нарушения так же характерны для правосторонней локализации патологического процесса. На следующем этапе исследования предъявляют серийные ритмы, в каждый из которых входят несколько одинаковых по объёму групп ударов. Количество ударов и их последовательность и должен определить испытуемый. На третьем этапе испытуемого просят воспроизвести серийные ритмические структуры. Кроме этого ему предлагают и акцентированные ритмические структуры. Ошибки, допускаемые на данных этапах, характерны для поражений левого полушария.

Отмечают также и неречевые аспекты акустического речевого гнозиса, то есть восприятие интонационных, мелодических, эмоциональных и других особенностей голоса. Данные способности частично или полностью утрачиваются при поражениях височных отделов правого полушария. Потеря возможности воспринимать и распознавать интонационно-мелодическую окраску речи окружающих часто приводит к возникновению вторичных нарушений понимания обращённой речи. Для выявления нарушений восприятия просодической окраски речи больному для слухового узнавания предъявляют набор речевых высказываний определённого объёма, произносимых разными людьми или одним и тем же человеком, но с разными интонациями.

Речевые агнозии проявляются в трудностях понимания речи. Однако частичное понимание речи иногда возможно. В данном случае оно достигается за счёт опоры на то, что входит в «компетенцию» правого полушария мозга (длина фразы, интонация, ситуация общения и т.д.). Поражение верхней височной коры приводит к сенсорной (акустико-гностической) афазии, а поражение средне-височных отделов левой височной доли – к акустико-мнестической афазии. При сенсорной афазии первично страдает фонематический слух. Для таких больных характерны дефекты процесса звукоразличения. Проба на понимание слов заключается в соотнесении предложенных испытуемому слов с картинками. Для исследования фонематического слуха для соотнесения с картинками предъявляются фонематически близкие слова (бочка – почка, коза – коса, дрова – трава, мишка – миска).

Диагностика зрительного гнозиса

Зрительный гнозис является одним из основных каналов восприятия мира. Выделяют следующие виды зрительного гнозиса: предметный, цветовой, лицевой, буквенный.

Для исследования зрительного предметного восприятия испытуемому предлагают для опознания различные реалистические предметные изображения. Более сложные виды гностической деятельности – опознание контурных, перечёркнутых, «зашумлённых», наложенных изображений. Наиболее сложной методикой является определение целого предмета по его отдельному фрагменту. У больных с локальными поражениями затылочных отделов мозга опознание даже реалистических изображений вызывает серьёзные затруднения.

Цветовой гнозис обеспечивается задними отделами правого полушария. Для исследования различения цветов испытуемому предлагают из изображённых на листе геометрических фигур, различающихся по форме, размеру, цвету, показать все фигуры определённого цвета. Наиболее сложные пробы на исследование цветового гнозиса – это задания, в которых требуется выполнять ранжирование различных оттенков по степени выраженности того или иного цвета.

Лицевая агнозия возникает при поражении задних отделов правого полушария. О её симптомах можно узнать из жалоб самого больного или хорошо знающих его людей. Для выявления нарушений лицевого гнозиса испытуемому предлагают цветные фотографии знаменитых актёров и политиков или чёрно-белые гравюры портретов известных русских писателей.

При поражении нижних отделов височно-затылочной области левого полушария возникает буквенная агнозия. Основным её симптомом являются нарушения узнавания букв. Для диагностики такого расстройства используют прописные и печатные буквы русского алфавита. Из размер и цвет могут варьироваться. Появление «зеркальных» ошибок отмечается при поражении задних отделов правого полушария и мозолистого тела, а также у больных с поражениями лобных отделов мозга (особенно правой лобной области).

Для изучения зрительно-пространственного восприятия используют методики, направленные на изучение различных пространственных представлений и пространственных операций. Примером такой методики может служить определение испытуемым времени по часам с «немым» циферблатом. Дисметрические и фрагментарные ошибки типичны для поражений правого полушария мозга. Для исследования оптико-пространственного восприятия используют и географическую карту. Данная методика существует в двух вариантах: самостоятельный рисунок географической карты; выбор испытуемым правильной географической карты из двух предложенных. Наиболее отчётливые нарушения выполнения этих заданий наблюдаются при поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга.

Диагностика тактильного гнозиса

Тактильный (осязательный) гнозис осуществляется постцентральными (теменными) зонами коры обоих полушарий мозга. При этом тактильная способность левой руки связана преимущественно с правым полушарием, а правой руки – с обоими полушариями (билатерально).

Многие мануальные пробы на тактильный гнозис выполняются без зрительного контроля, то есть испытуемого просят закрыть глаза или заслоняют его руки специальным экраном. Все пробы выполняются сначала одной, потом другой рукой.

Для исследования тактильного восприятия формы обычно используют два типа стимульного материала: обычные предметы небольшого размера, изготовленные из дерева или пластика небольшие по размеру геометрические фигуры. Испытуемый, закрыв глаза, ощупывает предметы или фигуры и называет их. Для исследования стереогнозиса также используют доску Сегена. Первичные нарушения стереогнозиса возникают при поражении нижнетеменных отделов мозга.

Для исследования гнозиса текстуры обычно применяют набор образцов с разной характеристикой поверхности (гладкая, шероховатая и т.д.). Нарушения гнозиса текстуры часто возникают при локальных поражениях теменных отделов правого полушария.

Следует отметить, что существует вид тактильного гнозиса, обеспечиваемый преимущественно не правым, а левым полушарием. Это так называемое кожное чтение. Оно заключается в узнавании испытуемым символов (букв или цифр), которые психолог «пишет» на тыльной стороне сначала одной, а потом другой его руки.

При исследовании «пальцевого» гнозиса испытуемый с закрытыми глазами называет свои пальцы на руках, до которых дотрагивается психолог. Возможен вариант, когда испытуемый поднимает на контралатеральной руке палец, соответствующий тому, на который наносится тактильный стимул.

Если стереогнозис, «кожное чтение», гнозис текстуры, «пальцевый гнозис», обеспечиваются преимущественно нижнетеменными структурами, то соматогнозис – верхнетеменными структурами. Пробы соматогнозиса исследуют различные (преимущественно пространственные) аспекты восприятия собственного тела.

Проба на локализацию прикосновения заключается в том, что психолог дотрагивается до какого-либо места на тыльной стороне руки испытуемого, который потом должен указать это место. При поражениях теменных отделов мозга правого или левого полушария отмечаются достаточно отчётливые трудности локализации прикосновения на контралатеральной очагу поражения руке.

Для исследования собственно соматогнозиса, то есть «схемы тела», испытуемого просят показывать части тела по речевой инструкции, объём которой может варьироваться. То есть испытуемого просят показывать части тела по одной, по две, по три, но не одновременно, а последовательно.

Нарушения в пробах соматогнозиса возникают при поражении теменных отделов правого полушария (особенно верхнетеменных), при поражении теменно-затылочных отделов, а также глубинных подкорковых образований.

Литература

  1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М.: Генезис, 2012. – 240 с.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В. Секачев, 2013. – 264 с.
  3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл. 2012. – 264 с.
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  5. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. – М.: Смысл, 2013. – 166 с.
  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. – 432 с.
  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.
  8. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. – М.: Генезис, 2010. – 12 с. – (+70 л.)
  9. Нейропсихологическая диагностика. Часть 1. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. – 64 с.
  10. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с.

 

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать для развития правого полушария?
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Чудеса рядом. Развитие правого полушария.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Гимнастика для мозга
  • Тренировка для мозга.
  • Тренировка для мозга
  • Йога для мозга
  • Йога для мозга
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Взрыв бодрости: природный допинг для мозга. Часть 1
  • Комплекс упражнений для мозга.
  • Гимнастика для мозга. О движении.
  • Зарядка для маминого мозга
  • Гимнастика для Мозга. О нейропластичности.
  • Душа для третьего полушария. II
  • Душа для третьего полушария.
  • Дыхательное упражнение для активизации мозга
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Химия мозга при зависимости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь