Архетип Принцессы: сказка и быль

 

Архетип Принцессы сказка и быль

Архетип «Принцесса». Какой  смысл я вкладываю в это обозначение?

Прежде всего, я исхожу из того, что «Принцесса» живет в каждой женщине в той или иной степени. Точно также как и «амазонка», «императрица», «супруга», «мать», «любовница», «ведьма» и даже «жрица» и, не сомневаюсь, много кто еще, если покопаться. Вопрос в том, насколько проявлен этот архетип, или скрыт, подавлен. Умеем ли мы по собственной воле входить в состояния Принцессы и выходить, когда нам это требуется. Или, возможно, архетип Принцессы тайно управляет нашей жизнью, заставляя проживать одни и те же сценарии… Давайте разберемся. Начнем с положительных сторон архетипа.

Архетип Принцессы (или Царевны в русской версии) можно описать так:  это архетип юной девушки, сохранившей прочную связь  со своим внутренним ребенком.  То, что в сказках и легендах трактуется как чистота, душевная красота, доброта, спонтанность, чуткость, непосредственность – все это качества ребенка, то, что мы приписываем миру детства. А также легкость, веру в волшебство и фантазии, мечтательность, склонность к иллюзиям, следование внутренним импульсам, восприимчивость чувствам и переменам, любопытство и авантюризм.

Как этот архетип проявляется, в каких областях жизни? И какова ценность проявленного архетипа принцессы? Начнем с положительных качеств и сторон.

Ресурсы Принцессы.

Из определения следует, что  к услугам Принцессы все ресурсы внутреннего ребенка. Все то, что вдохновляет, наполняет желаниями и стремлениями, дарит радость жизни - живет в мире детства, и Принцесса имеет неограниченный доступ к этим сокровищам.

Отсюда к услугам Принцессы следующие бонусы: склонность к творчеству, любопытство и любознательность, способность жить в настоящем моменте и радоваться простым вещам, доверие и открытость миру.

В конце концов, каждый психически здоровый ребенок от природы умеет жить «здесь и сейчас» и радоваться самому процессу бытия, не зная скуки и не видя границ.

И если Принцесса умеет нести эти свои состояния вовне, выражать их, проявлять, дарить миру, то это большое благо для окружающих и для нее самой. Проявлять можно в самых разных сферах: творчество, хобби-увлечения, семья или свое дело. Тогда эта созидательная энергия не будет застревать и душить девушку отсутствием реализации (возможно, вам знакомо состояние, в быту называемое «вариться в собственном соку»), но будет обновляться, усиливаться, расширяться, наполняя Принцессу новыми силами и вдохновением. Как у каждого человека своя уникальная судьба, так и у каждой Принцессы, свое призвание, которое только она может в себе открыть. (И если Вы, мои прекрасные принцессы чувствуете, что какое-то дело вдохновляет Вас, притягивает Ваше любопытство, и дарит радость – смело идите в этом направлении. Скорее всего, это то, что Вам жизненно необходимо для своей реализации).

Также  Принцессы не только склонны к активному творчеству и созиданию, но и вообще восприимчивы к красоте, эстетике, искусствам как наблюдатели, ценители  и критики. Это может быть важно в выборе интересов и профессии.

Кроме того, у Принцессы чуткое сердце. Это те качества, которые мы обычно называем интуицией и сопереживанием.  Она умеет слушать и воспринимать людей и мир на уровне чувств и, если угодно, тонких материй. Поэтому обычно у Принцессы много друзей, она нравится окружающим. Навык прислушиваться к собственному чутью может помогать в жизни, в отношениях и во взаимодействии с людьми, а также в принятии важных решений. Эта способность также может успешно помогать и использоваться в профессиональной деятельности.

И, наконец,  Принцессы умеют проявлять красоту через себя. Помните сказки? Все принцессы – прекрасны! И ведь в сказках речь всегда идет не только о внешней красоте, но и о богатстве внутреннего  мира принцессы.  Если выражаться точнее, то принцессам приписывается гармония красоты внешней и внутренней.

Возможность быть « самой привлекательной и обаятельной», игривой и легкой в общении, умение одеться и причесаться –  согласитесь, эти качества полезны в отношениях вообще и  с противоположным полом в частности!  Однако для глубоких чувств и прочных отношений также важны и другие качества: душевность, доброта, сострадание и сопереживание, искренность…

Искренность (прежде всего с самой собой) и сопереживание помогают выстраивать здоровые отношения, лучше понимать себя и других, способствуют развитию осознанности своих чувств и действий.

И здесь особенно важно, чтобы маленьким принцессам в свое время кто-то объяснил, что истинная красота невозможна без внутренней. Наверное, и сейчас еще можно встретить таких «Заколдованных» принцесс, уверенных, что красивая внешность – это залог счастья.  Кто определяет для них эталоны этой красоты? На что они готовы, чтобы подогнать свое тело и лицо под эти эталоны? И какую цену приходится платить тем, кто превратил самих себя в разменную монету? Все это истории про детские травмы, семейные и родовые проблемы, про несчастные женские судьбы…

Повзрослевшая Принцесса (то есть зрелая психологически женщина с проявленным архетипом принцессы) отлично умеет слушать свои потребности. И умеет отделять необходимое от второстепенного, потребности от жажды потребления и стяжательства, умеет обходиться необходимым и радоваться этому. Поскольку стремление обладать как можно большим количеством материальных вещей и благ, также как и переедание, является болезненной зависимостью, причины которой в отсутствии принятия себя, отсутствии любви к себе.

Жизненные задачи принцесс и трудности, с которыми они сталкиваются.

Собственно, архетип Принцессы, на мой взгляд, самый неоднозначный и трудный среди женских сказочно-мифологических архетипов. Почти все наши психические травмы родом из детства. Основная сила Принцессы как раз в крепкой связи со своим детским миром. Следовательно, путь Принцессы начинается с преодоления детских травм. Именно детский опыт закладывает основные задачи – испытания, которые будут ждать выросшую принцессу.  И здесь мы подходим к трудностям, которые создает этот архетип своим носительницам.

Что можно вынести из различных сказочных сюжетов? Что основная жизненная задача (функция) Принцессы пройти испытания и или провести через испытания своего избранника. Иначе говоря, пройти обряд инициации и обрести психологическую зрелость и независимость, повзрослеть, вероятно, приобретя новые качества. Стать королевой.

Вспомните, пожалуйста, что во ВСЕХ сказках случается с прекрасными принцессами? Правильно! Они попадают в неприятности! И, как правило, в каждой сказке есть герой (рыцарь, принц, царевич-королевич, благородный разбойник, на худой конец Иванушка-дурачок), который ее спасает. Получается, одно из ключевых ее негативных качеств – уязвимость. Что не удивительно. Ведь  детству и юности свойственно отсутствие опыта, излишняя доверчивость, чрезмерное любопытство (которое, как известно не порок, но сгубило столько кошек!), сумасбродная импульсивность и безрассудная тяга к приключениям. И что именно из вышеперечисленного ведет Принцессу в пасть к ее Дракону уже не столь существенно.  Принцесса позволяет себя вести Чему-то, Внутренним импульсам, которые она может ошибочно считать интуицией или высшим предназначением, или Кому-то.  Второе возможное негативное качество – перекладывание ответственности за свою жизнь. Отсюда опасность погрузиться в инфантилизм, беспомощность.  И если первое, уязвимость, и второе, неприятие ответственности за себя, объединяются волею судьбы, то рождается третье – жертвенность и или склонность к созависимым отношениям.

Давайте вспомним истоки сюжета в мифологии.

История Персефоны.  Помните?  Дочь Деметры и Зевса. Прекрасная и невинная, в которую влюбляется царь подземного мира Аид. Он похищает ее согласно легенде, когда она собирала в уединении цветы на поляне, и увозит в подземное царство. Между прочим, все происходит с попустительства ее собственного отца. В итоге Персефона остается царицей подземного царства, не смотря на то, что ее мать Деметра добивается разрешения вернуть дочь на землю. Деметра так тосковала по дочери, что вместе с ней начала тосковать и Земля. Начались холода, неурожаи, стихийные бедствия. Зевс повелевает вернуть Персефону матери, но та к тому времени уже допускает одну единственную ошибку. Персефона съедает в царстве Аида зернышко граната. Согласно правилам – она теперь принадлежит подземному миру и не может вернуться навсегда наверх. Полгода она проводит в царстве «мрачного Аида». Полгода на поверхности с матерью. Так в мифе отражена цикличность времен года. Зимой Деметра и все живое тоскует по Персефоне, вместе с которой  мир пробуждается к жизни весной. Гранат с тех пор олицетворяет сексуальность и страсть. Иными словами можно рассматривать данный миф как инициацию девочки (персонификация весенней энергии) в зрелую женщину, жену, (расцвет, энергия лета) через пробуждение сексуальности.

По сути, этот сюжет похищения изложен в европейской сказке «Красавица и Чудовище» или в нашей русской про «Аленький цветочек». Отголоски сюжета древнегреческого мифа о похищении можно узнать и в других сказках и преданиях, традициях. Спящая красавица, Белоснежка,  Ослиная шкура,  сказка о мертвой царевне, легенда о св. Георгии, былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче, история Мэрион из легенд про  Робин Гуда, Тристан и Изольда, Рапунцель,  сюжеты о похищении Дамы из легенд о рыцарях Круглого стола…  «Кавказская пленница» в конце концов!

В старых сказках агрессивное и жестокое начало скорее противопоставляется символически как дуальная, теневая, сторона светлой, детской душе Принцессы. Возможно, здесь отражена необходимость познания темной стороны человеческой природы как необходимый этап взросления, чтобы научиться отделять иллюзии от реальности.  И замечательно, если этот урок Принцесса осваивает быстро и умозрительно через обычные повседневные отношения людей. Однако иногда в жизни  испытания Принцессе подчас выпадают совсем недетские. И в реальности Драконы и Людоеды тоже имеют свое отражение.

Иначе говоря, речь идет о жертвах насилия. Детское сознание не видит опасности. Детское сознание доверчиво и бесстрашно, и беззащитно. Такие девочки просто не видят сигналов об опасности, не предугадывают корысть со стороны других людей, также как дети не умеют себя защитить. И это не их вина и не их ответственность. Но это большое горе и это цена, которую приходится платить за взросление и расставание с иллюзиями. Не будем останавливаться на этом теневом аспекте архетипа. Это отдельная и непростая тема. Искренне желаю всем принцессам избежать такого опыта…

О повторяющихся сценариях или Если мы застреваем в архетипе?...

Сказка о Спящей Красавице остается популярным сюжетом и в наши дни. Прекрасная принцесса, которую принц будит своим поцелуем. Завуалированная метафора говорит о пробуждении витальности, жизненной силы, через сексуальный опыт. Однако, было бы неразумно полагаться в таком важном деле как личностный рост только на принца.

А ведь вот он, этот  сюжет, его можно наблюдать очень часто в реальности. Это истории женщин, ждущих своего принца. Так и Непроснувшиеся Красавицы, живущие иллюзиями. Мечтательность  Принцессы может быть вдохновляющим ресурсом, а может быть и опасной склонностью, мешающей жить в реальности.  Девочки – принцессы не хотят принимать свою зрелость, выходить из-под влияния родительских фигур (поскольку там они, например, всегда любимые и красивые, самые лучшие), или не хотят встречаться с теневой стороной своей женственности и не хотят принимать негативные стороны в реальных мужчинах. «Подать мне принца на белом коне, а иначе я не играю». Идеализм превращается в перфекционизм, завышенные ожидания и требования. Современная девушка может позволить себе оставаться очень долго молодой, и жить в свое удовольствие, вечно прекрасная, вечно одинокая, как героиня культового сериала…

Надо сказать, что современный медийный мир воспитывает принцесс в девочках с младых ногтей. Какая мечта у большинства девушек? Выйти замуж в белом платье, хоть на один день превратиться в настоящую Принцессу и устроить свой Бал. Да, это стереотип, который не относится ко  всем, но этот стереотип до сих пор жив и очень популярен. Про это пишутся книжки, снимаются фильмы, на этом строятся целые торговые индустрии.

Этот стереотипный западный образ активно используется рынком самых разнообразных услуг – от косметики до мультипликации, видиорынка и даже фотоуслуг. Девочкам навязывают именно этот архетип. Причем в большинстве своем  эксплуатируется  лишь поверхностный образ: богатство, благополучие, везение, покровительство могущественных фигур, внешняя красота, гипертрофированная сексуальность.  Поскольку вся реклама строится на том, чем можно легко соблазнить человека. Наше общество вообще поощряет в людях нарциссические качества и черты, что, в общем, печально.  «Ты же хочешь быть самой красивой и любимой как  принцесса из сказки?» Сейчас общество через постоянную гонку потребления поощряет воспитание «Избалованных принцесс», берущих от жизни все, привыкших получать все, что душенька не пожелает, и даже больше.

 Все это про то, что следует «брать» от жизни. Как быть с тем, что требуется «отдавать»? Баланс «брать» - «давать» - важен в жизни для гармоничных отношений с самой собой, с людьми,  с миром.

А иногда, напротив, родители или окружающие взрослые воспитывают в девочках Золушек: Очень Послушных и Терпеливых Принцесс. В обществе и, особенно, в киноиндустрии образ Золушки также очень популярен. Это история, как вы понимаете, про то, как девочек учат наоборот «отдавать», забывая о том, что «брать» тоже важно и нужно уметь. Также как и защищать и сохранять свои внутренние личные границы. По сюжету спасает Золушку тоже принц. Ну, еще Фея. В общем, Кто-то приходит и спасает. Очень удобно и заманчиво.

Вообще, в сказках часто Принцесс именно спасают, об этом уже велась речь выше. Принцессы склонны передавать кому-либо ответственность за себя. Ведь дети нуждаются в покровительстве, опеке и защите. И в контроле. Вот и сидят такие принцессы сиднем, как послушные девочки, заточенные в своих высоких башнях, и ждут, когда же прилетит Крестная Фея и отведет за ручку к Прекрасному принцу… Грустно. В жизни полезно уметь быть не только ведомым,  но и уметь вести. Роль ведомого учит нас быть чуткими, слушать другого, подстраиваться и быть гибкими в мышлении. Роль ведущего учит нас брать на себя ответственность и быть лидером. И возможно современным женщинам стоит порою  чаще уступать мужчине роль ведущего, но всегда оставаться беспомощной ведомой принцессой не стоит ни в коем случае. Вообще, позволять другому делать выбор за себя – это, по сути, предательство своего «Я»,  а подчас еще и опасный путь в «жертвы».

Мало кто предупреждает девочек об опасностях и трудностях, которые подстерегают на пути юных принцесс, также как современных девушек не готовят к трудностям столь желанного многими принцессами брака. И редко когда предупреждают, что отношения с супругом  – это труд и работа. В первую очередь над собой. Поскольку двое вступают в брак (в отношения) для того, чтобы развивать свои личностные качества, расти и двигаться вперед, взламывая или меняя свои внутренние деструктивные установки и запреты. Фраза священника «в горе и радости, преодолевая тяготы и заботы» должна пониматься буквально, однако, к ней едва ли прислушиваются даже там, где ее произносят не только на экранах кинотеатров.

Когда заканчивается свадьба, для многих девочек, выросших принцессами, но так и не повзрослевших, заканчивается и сказка. Начинается быт.  Очень часто с этого начинается медленный и болезненный путь к разводу. Если женщина не успела родить, можно спокойно вернуться к прежнему сценарию. «В первый раз мне просто не повезло». Иначе же придется женщине «взрослеть» одной семимильными шагами. И быть им тогда не царственными супругами, но амазонками – воительницами . Теми самыми, которые и детей сами поднимают и в горящую избу входят без страха и коней усмиряют... и все время жалуются на «измельчавших мужчин», потому что где –то в глубине души, под защитной броней,  задыхается та самая подавленная, так и не повзрослевшая Принцесса…

Впрочем, я отнюдь не перекладываю всю ответственность за отношения в паре на «неправильных» принцесс. Конечно, опыт отношений строится из усилий двух людей. Но так уж сложилось, что сейчас и здесь я рассматриваю женские истории.  И это все  примеры незавершенных и неосознаваемых сценариев, из которых никак не могут вырваться их героини.

Когда Принцесса прячется в Тени.

 Бывает и так, что образ принцессы не становится желанным, но напротив отвергается женщинами. Фактически, это запрет на проявление слабости, уязвимости. Вместе с ней, однако, под запретом могут оказаться также красота, нежность, любовь, самооценка, женская идентичность, спонтанность…  Внутренняя Принцесса окружает себя стеной психологических защит, сама заточает себя в башню, расставляет ловушки и фантастических стражей, под пугающими масками которых  прячутся различные подавленные  чувства: обида, слабость, одиночество, грусть, гнев…  Ох нелегко их будет потом «расколдовать» и выпустить Принцессу на волю.

Что остается у женщин взамен? У всех  по-разному. Кто-то компенсирует вытесненные потребности и отрицаемые качества интеллектуальной деятельностью, реализацией себя в карьере, спорте, в «воспитании» детей, вынужденным служением другим... Такие искусственно воспитанные современные амазонки и валькирии, отшельницы и пожертвовавшие всем матери и жены, бунтующие ведьмы  и просто женщины… они могут много добиться в жизни, пользоваться даже общественным и дружеским уважением… счастливы ли они? Довольны ли они своей  жизнью?... на этот вопрос каждая отвечает сама за себя. Искренне, как умеет настоящая Принцесса.

Что помогает проявить в себе Принцессу?

Практические упражнения.

  1. В детстве девочки часто рисуют себя в образе принцесс. Попробуйте вспомнить свои старые рисунки. Возможно, сохранились детские фотографии, где вы в короне и пышном платье, например. Посмотрите на них. Вспомните свои детские переживания и представления о принцессах. Несут ли эти воспоминания радость? Затем возьмите чистый листок бумаги и нарисуйте сейчас себя в образе принцессы. Если вы не умеете и боитесь рисовать (кстати, такие мысли не приходят почему-то в голову ребенку, если, конечно, взрослые так не скажут), поищите в интернете или в книжках и журналах картинки – образы принцесс. Отберите те, что Вам нравятся. Что их объединяет? Какие черты и качества можно выделить в этих образах? Позволяете ли Вы проявлять эти качества в себе?
  2. Также маленькие девочки любят одеваться как принцессы, зачастую использую для этого мамины бусы, туфли и помаду. Результат получается обычно весьма веселый. Зато взрослые могут создавать более продуманные образы. Поиграйте перед зеркалом и нарядитесь, сделайте прическу и макияж. Просто так. Для настроения и игры. Можно даже устроить фотосессию.
  3. Контакт с природой. Пробуйте все то, что пробуждает Вашу чувствительность и дарит положительные эмоции: просто прогулки и прогулки босиком, цветы, составление букетов и плетение венков, собирание цветных ракушек и камешков, песочные замки, созерцание красивых пейзажей…
  4. Контакт с телом. Массаж. Окружите себя любимыми запахами (это могут быть духи, цветы, аромомасла, еда и специи, например запах апельсина и кофе…). Горячие ванны с воздушной пеной. Танцы (можно записаться на курсы, а можно просто включить музыку и танцевать, есть отдельное направление танцедвигательной терапии). Спа-процедуры. Поход в салон красоты или парикмахерскую тоже может быть полезен, но главное, чтобы был приятен!
  5. Искусства. Любые, которые доставляют Вам удовольствие. Любите музыку – сходите на концерт или играйте сами, слушайте дома. Изобразительное искусство – идите в музей или на уроки рисования, лепки, батика или чего угодно другого – сейчас выбрать можно, что душе угодно. Театр. Опера. Мьюзиклы. Цирк.
  6. Побалуйте себя. Просто позвольте себе что-то сделать для удовольствия. Ваш внутренний ребенок будет Вам очень признателен.


Просмотров: 1150
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Утро принцессы ленивой или просто недовольной своей работой
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все о принцессах: Ундины, Русалки и другие принцессы Воды
  • Как не выйти замуж: история одной Принцессы
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Принцы... Принцессы... Немного про одиночество. Или почему выбирают «обычных».
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • Папина Радость или воспитание маленькой Принцессы (Часть I)
  • Папина Радость или Воспитание маленькой Принцессы (Часть II)
  • Вопрос «Как вы сейчас себя чувствуете», и зачем мы все это обсуждаем.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь