Вопрос «Как вы сейчас себя чувствуете», и зачем мы все это обсуждаем.

В технике психоаналитически ориентированного специалиста очень часто встречается вопрос «как вы сейчас себя чувствуете», и клиенты часто не только не понимают его ценности, но и раздражаются на него.

 

Тем не менее они же приходят на терапию с повышенной тревожностью, паническими атаками, отыгрыванием тревоги в еде ( ночные «зажоры»), импульсивным и неконтролируемым поведением (в еде, в сексе, в покупках, в сменах мест жительства, работы, знакомств и и тд). Их пищевое поведение обычно хаотично: они с трудом выдерживают диеты и быстро срываются с них в новый виток набора веса. Они чувствуют свое тело, но абсолютно не управляют им.

 

Другие клиенты приходят казалось бы с ровным эмоциональным самочувствием: «все нормально» и с повышенным интересом к навязчивой магии цифр: я вешу столько –то, а надо столько. Я ем столько-то, а надо столько. Их тревога перешла в цифровую парадигму, и цифры побеждают. Такой клиент на сессии ровным голосом может рассказывать о том, как в общем-то все хорошо, но цифры все не те. Эти клиенты проявляют в пищевом поведении завидное постоянство: они хорошо удерживаются на диетах или ограничениях питания, послушно ходят в спортзал или считают шаги, но проблема в том, что они либо доводят себя до голодной смерти, либо до анормального самочувствия, когда организм вдруг начинает разваливаться- как будто с ним нет никакой обратной связи.

 

Первых мы можем в целом отнести к право-полушарным- людям с доминирующим эмоциональным фоном. А вторых к левополушарным- к доминирующим рассудочным или обсессивно-рассудительным.

И проблема не в том, что у них такова их психическая конституция, а в том, что вторую половину полушария они не задействуют или привычно «вытесняют», игнорируют. Во второй половине жизни у них проявляется внешняя ассиметрия, которая особо заметна на лице: одна половина лица вздернута, возбуждена, вторая опущена вниз.

 

Тех, кто больше чувствует эмоции, затапливает тревога или агрессия- эмоции, которые абсолютно невыносимы и не контролируемы. Спады настроения подчиняют весь график их жизни, им могут поставить диагноз би-полярное расстройство разных типов. Среди них много людей с перееданием- постоянным или систематическим, они также замечают у себя приступы тревоги вплоть до панических атак и большое разнообразие разных соматических симптомов: аллергии, чесотки непонятного происхождения, головные боли, головокружения. Они много чувствуют и ощущают, но назвать или различить (дифференцировать) эти чувства не могут.

 

Вторые рассудочные люди могут наблюдать у себя навязчивое увлечение логикой и цифрами : размеры, диеты, подсчеты калорий.

Сюда могут попасть люди с анорексией или булимией( с тем типом булимии, в котором доминирует компенсаторное контролирующее поведение). Обращение к их эмоциям ставит их в тупик. Они с трудом различают свои чувства, их обращение к телу выбивает их буквально из себя. В себе они его особо не чувствуют и заменяют рассудительными умозаключениями.

Обоим мы привычно задаем вопрос на сеансах психотерапии: «как вы при этом себя чувствовали?»

 

Именно этот простой вопрос злит оба типа клиентов одинаково. Первых потому что они не могут ЭТО назвать никак. Вторых, потому что обратиться внутрь своего тела или к своим эмоциям для них непривычно.

 

Что происходи с  нашим мозгом при всем этом?

 

Обращение к эмоциям активизирует нашу правую половину мозга, а к рассуждениям ( назвать эмоцию)  правую половину мозга. Делать одновременно то и другое мы можем за счет сплетения волокон, соединяющих оба полушария, эта часть мозга называется «мозолистое тело».

Называя свои эмоции мы прокладываем мостик от правого к левому полушарию, то есть идет от чувства к мысли., Обращаясь от рассуждения к чувствованию мы прокладываем мостик  от левого полушария к правому. Напоминаю, что неспособность различать свои эмоции и эмоции собеседника ( которые считываются, как правило, с выражения лица) называется алекситимией, и она в особенности присуща людям с анорексией и булимией компенсаторного типа. ( Есть булимия, при которой больше встречаются приступы объедания и тогда ее могут отнести к подтипу перееданий, а есть булимия, которая больше настроена на компенсаторное поведение, и тогда она больше относится к подтипу ОКР-обсессивно-компульсивного расстройства).

У маленького ребенка в самом начале его жизни функционирует больше правое полушарие. Это развитие ребенка в до-вербальный период: он считывает эмоции матери бессознательно. Он ощущает свои эмоции и телесные переживания, но назвать их не может. Его состояние можно сравнить с состоянием человека  с паническими тревогами: когда ему плохо, это просто плохо, и оно не регулируется, более того, он настолько сильно, что затапливает психику ребенка.

Начиная со второго года жизни у ребенка начинает развиваться вторая половина мозга- логическая, он начинает различать слова, понимать их, говорить их и подбирать эквиваленты своим чувствам и эмоциям.

Между двумя половинками мозга происходит обмен информации: то, что чувствуется можно назвать, и то, что описывается словами-  к этому находится эквивалент из области чувств и ощущений.

Это еда и это вкусно и хорошо. Это мама, и это приятно и радостно. Это чужой человек и это тревожно. Это новый предмет- его нужно взять попробовать на вкус и дать ему название.

Почему происходит перекос и отключение одной из половинок из психической жизни?

Это очень сильно зависит от мамы и от того, насколько она сама различала свои чувства, могла с ними совладать, была тревожной, или тревога затапливала ее в тот период, когда рос ее ребенок. Или это была мама, которая взвешивала, подсчитывала, редко улыбалась и всю жизнь отмеряла по линейке.

Тип нервного функционирования мамы ребенок считывает бессознательно в самом раннем детстве и берет себе за шаблон психического функционирования.

Если его психика пластична, если он конституционно крепок, если в его жизни не было стрессов, он в дальнейшем сможет в процессе своего развития развиться и компенсировать те недостатки, которые унаследовал или получил в раннем детстве.

А если нет, если его психика конституционно слаба, если в его детстве было много болезненного опыта, с которым ребенок не справился, то он приносит во взрослую жизнь непереносимость тревоги или одержимость идеями и цифрами.

Хорошая новость: это лечится. Психотерапевт, психолог, психо-аналитик  будет работать мозолистым телом своего клиента, соединяя половинки мозга в одно целое.

Итак: как Вы сейчас себя чувствуете?

Какие мысли появились после этой статьи?

 

Вопрос Как вы сейчас себя чувствуете  и зачем мы все это обсуждаем



Просмотров: 638
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Осознай свои эмоции, или это сделает кто-то чужой. Нейромаркетинг.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Гендерная бинарность или кто это – «ОНИ»?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Эмоции и чувства – это вредный побочный жизненный продукт! Или нет?..
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Можно ли доверять эмоциям, или история о том, как лучше узнать себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь