Представления психологов-консультантов об этических ценностях

Радикальные изменения происходят сегодня во многих сферах жизнедеятельности человека, наиболее остро и болезненно они отражаются в его духовном мире, трансформируя основополагающие этические ценности, моральные нормы и идеалы (Мяготин, 2011) [3]. По нашему мнению, этика в поведении современных профессионалов приобретает диффузный характер. Особенно это можно наблюдать у специалистов в сфере оказания психологической помощи, где установлены нечеткие морально-нравственные концептуальные основы, касающиеся различных дилемм в консультативной деятельности психологов. Можно предположить, что в большинстве случаев психологи опираются на свою интуицию в выборе стратегий поведения в сложных ситуациях работы с клиентами, что отнюдь не свидетельствует о грамотно построенном процессе взаимодействия в альянсе «консультант-клиент».
В сфере организации и реализации психологической помощи существуют различные документы (Этический Кодекс профессионального сообщества, правила поведения), регламентирующие деятельность психолога в разных областях практики, но, по нашему мнению, отсутствует единая законодательная основа в практике психологов. Стоит отметить, что в современном психологическом консультировании наблюдается недостаток в разработке и структурировании норм, правил поведения, нравственных и этических аспектов в работе психолога при нестандартных ситуациях в консультировании. Порой специалисты работают «кто как может», без учета стандартов и этических ценностей, что конечно, негативно влияет на авторитет профессии психолога в целом.
Профессия психолога-консультанта является социально значимой, что «обусловливает необходимость дополнительных, в том числе, нравственных механизмов регуляции служебных отношений и контроля профессиональной деятельности» [цит. по: 3: с. 78].
Исследования этических ценностей у психологов, так же представления о нравственной основе поведения специалистов в сфере оказания психологической помощи, изменения в формулировании ряда положений в Кодексе Этики, структурированная организация работы Этических Комитетов в разных регионах страны позволят улучшить этические аспекты в работе психолога.
Этический феномен выступает значимым аспектом жизнедеятельности человека, той его составной частью, которая исполняет роль духовного стержня, мировоззренческого основания, убеждений личности, ее моральной состоятельности (Мяготин, 2011) [3]. В России профессиональная этика имеет свою специфику, определяемую особыми социально-историческими предпосылками формирования и развития духовности, а также сильной дифференциацией общества по профессиональному признаку, что, несмотря на универсальность основных этических идей, порождает «пестрый» набор моральных норм, оценок и требований [3: с.76]. Это в свою очередь может приводить к некоторой непоследовательности в формировании концептуализации этических основ в профессиональной деятельности психолога, а так же в реализации санкций, правил на практике.
По нашему мнению, в работе психолога необходимо иметь точно сформулированные законы, положения и представления о профессиональной этике.
Этика определяется как система иерархически структурированных содержательно сформулированных ценностных оснований человеческой жизни [1: с.83].
Профессиональная этика представляет собой специализированный свод нравственных норм, ценностей, принципов поведения, конкретизирующий требования к предназначению, призванию, задачам и условиям того или иного вида трудовой деятельности, и служащий внутренним регулятором поведения его субъектов, взаимоотношений в сообществе профессионалов [3: с.78]. То есть, профессиональная этика выполняет регулирующую функцию в поведении специалиста, своего рода способ регуляции поведения профессионала в процессе труда.
В профессиональной этике психологов существует ряд ценностей и принципов.
Так, например, этические принципы широко представлены во Всеобщей декларации, принятой Ассамблеей Международного союза психологических наук в Берлине 22-го июля 2008 года. Цели Всеобщей декларации заключаются в обеспечении моральной основы и общий набор этических принципов для психологов по всему миру. Согласно декларации основными принципами в деятельности психолога являются:
• уважение достоинства людей и народов;
• компетентность (забота о благополучии людей и народов);
• целостность (основана на честности, открытых и точных коммуникациях со стороны психолога);
• профессиональные и научные обязанности перед обществом.
Всеобщая декларация описывает те этические принципы, которые основаны на общих человеческих ценностей. Это еще раз подтверждает, что психологические сообщества нацелены на создание лучшего общества, где превалируют мир, свобода, ответственность, справедливость, человечество и нравственность [9].
В Американской психологической ассоциации выделяются следующие основные этические принципы, в которых отражаются ценности профессионала: 1.компетентность 2.целостность (честность, справедливость и уважение к другим) 3. профессиональная и научная ответственность 4. уважение прав и достоинств людей 5. забота о благополучии людей 6.социальная ответственность [8].
Существуют четыре аспекта, содействующие формированию этического поведения и личной устойчивости: желание, возможности, ценности и образование [6]. Все это укрепляет ценностно-смысловые компоненты в деятельности психолога.
Таким образом, этические принципы в деятельности психолога-консультанта отчасти сводятся к общечеловеческим ценностям, где огромное значение имеет сохранение безопасности, уважения и ответственности по отношению к человеку. Психологу важно иметь точные представления об этических ценностях в работе, что в конечном итоге будет создавать атмосферу безопасности и уверенности в процессе консультативной деятельности.
Процесс профессионализации трансформирует холистическую форму (структуру) социума и приводит к появлению зависимостей общественного порядка между «профессиональным деланием чего-либо» и повышенными требованиями к личности, исполняющей эти действия (Бакштановский, Согомонов, 2005) [3: с.79]. По нашему мнению, требованиями к профессии психолога являются не только этические ценности, но и профессиональная устойчивость, жизнеспособность личности специалиста. В работе психологов-консультантов встречаются факторы, способствующие эмоциональному выгоранию: напряженная работа, не сопровождающаяся отдыхом, недостаточная поддержка коллег, работа с клиентами с суицидальными мыслями, продолжительные ситуации стресса. В связи с этим, психологам необходима жизнеспособность, как «индивидуальная способность управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами, в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» (Махнач, Лактионова 2007) [2].
Сам термин жизнеспособность («resilience») связан с успешной адаптацией к сложным ситуациям или преодолением трудного жизненного опыта. Способность оправиться от неудачи и успешно справляться с неблагоприятными или вредными условиями, выносливость (Siebert, 2005) [7: с.22].
Профессиональная устойчивость или «professional resilience» определяется зарубежными исследователями как способность к поддержанию личного и профессионального благополучия на работе (McCann, Beddoe et al., 2013). Другие исследователи определяют «professional resilience» как способность достигать баланс в условиях профессиональных стрессоров, стимулируя при этом устойчивость в карьере. Это достигается за счет определенного набора индивидуальных стратегий [7: с.24].
Были проведены многочисленные зарубежные исследования профессиональной устойчивости у врачей, психологов, социальных работников (McCann, Beddoe et al., 2013; Siebert, 2005).
По нашим наблюдениям в отечественной литературе исследований профессиональной устойчивости, жизнеспособности у психологов-консультантов не проводились. Вместе с тем, изучались личностные качества психотерапевта и психолога-консультанта (Дмитриенко, 2008; Косарева, 2007; Крупенина, 2005; Махнач, 2009; Махнач, Горобец, 2003,2010; Фурсова, 2015; и др.), жизнеспособность профессионала (Кондратенко, 2010; Лотарева, 2007; Рыльская, 2014; Третьяков, 2006). Изучение профессиональной устойчивости и жизнеспособности у психологов является актуальным и перспективным направлением исследований, в котором уже сделано ряд важных шагов.
Представления психологов о жизнеспособности, профессиональной устойчивости и этических ценностях в работе часто носит неопределенный характер, что, по нашему мнению, затрудняет успешность деятельности и в итоге может приводить к неясным ориентирам в той или иной области деятельности.
По нашему мнению, наличие грамотно сформулированных норм, правил и этических ценностей в работе психолога позволяет сохранить жизнеспособность и профессиональную устойчивость, в процессе труда, улучшать показатели эффективности в деятельности. Этические ценности способствуют сохранению доверия у клиентов, являются основой в работе психолога-консультанта. Отношения между клиентом и психологом, должны быть основаны на общечеловеческих и нравственных ценностях со стороны профессионала. Нравственная основа деятельности поможет клиенту в процессе работы с психологом стать более опытным и мудрым, а специалисту сохранить профессиональную устойчивость, гибкость, жизнеспособность. Представления психологов об этике, жизнеспособности, профессиональной устойчивости позволяют говорить об индивидуальных ресурсах конкретного профессионала, но вместе с тем, информация о представлениях специалистов позволит вносить коррективы в обучающие программы для психологов, улучшать качество подготовки специалистов в целом.
Результаты исследования и их обсуждение
В эмпирическом исследовании приняли участие 55 специалистов (55 человек – психологи и психотерапевты, имеющие медицинское образование – 2 человека; психотерапевты без медицинского образования – 8 человек; 45 женщин, 10 мужчин) из 26городов России, 2-х городов Белоруссии (Минск, Гомель) и Казахстана (Алма-Ата). Средний возраст специалистов составляет 40,4 ± 8,65лет. Стаж работы по специальности 9,3 ± 7,24 лет.
Отдельно было проведено полуструктурированное интервью, где исследовались компоненты жизнеспособности у психологов (n=61) с высшим психологическим образованием из городов России, Казахстана и Белоруссии. Средний возраст 40,8 ± 9,03 лет. Опыт работы 9,7 ± 7,87 лет. В исследовании приняли участие 53 женщины и 8 мужчин.
В полуструктурированном интервью с целью получения информации использовались незаконченные предложения, которые необходимо было завершить словосочетаниями, относящимися к теме предложения. Структура интервью включает блоки предложений, в которых необходимо продолжить незаконченные фразы:
- блок «Представления об этических ценностях в деятельности психологов» («Этическими ценностями в моей работе являются…»);
- блок «Представления о профессиональной устойчивости в профессии психолога» («Профессиональная устойчивость для меня это…»);
- блок «Компоненты жизнеспособности психологов» («Опишите компоненты жизнеспособности в Вашей профессиональной деятельности…»).
Обработка материала проводилась на основе программы Excel, на основе лингвосмыслового анализа ответов респодентов и выделении ключевых слов в их ответах.
Представленные ответы разделялись по структуре, ключевым словам. Общая идея анализа представленных ответов заключалась в выделении ключевого слова, наиболее полно отражающего содержание представленного ответа.
Анализ представлений психологов об этике и этических ценностях в их профессиональной деятельности позволил выделить 14 основных положений данного явления («этика есть») (табл. 1.).

Категории представлений психологов (психотерапевтов) об этических ценностях в их профессиональной деятельности

Таблица 1

 

п/п

Трактовка («Этическими ценностями в моей работе являются…»)

Процент согласившихся

Средний возраст согласившихся

Средний стаж работы согласившихся

1

Предоставление клиенту свободы выбора

6,54%

36,29

4,29

2

Деликатность в общении

4,67%

45,00

12,80

3

Следование букве официальных документов (этическом кодексе или договоре)

6,54%

39,29

12,86

4

Конфиденциальность

26,17%

39,39

8,63

5

Запрет на использование клиента в своих целях

3,74%

37,75

11,25

6

Запрет на смешение профессионального и личного

5,61%

40,00

7,83

7

Безоценочность

5,61%

40,50

10,83

8

Уважение к клиенту

13,08%

40,14

7,93

9

Профессионализм

5,61%

36,33

5,25

10

Честность

5,61%

38,17

8,58

11

Действовать в интересах клиента

1,87%

39,50

4,00

12

Доверительность

1,87%

54,00

13,50

13

Следование принципу «не навреди»

9,35%

42,40

11,75

14

Открытость

3,74%

35,25

5,88

 

Несмотря на разнообразие мнений, более четверти опрошенных полагают, что основной этической ценностью психолога (психотерапевта) является конфиденциальность. Во многих исследованиях [4: с.5] уделяется внимание конфиденциальности, как основному этическому аспекту в практике психологов. «Необходимо соблюдать конфиденциальность информации, понимать, кому и какую информацию можно передавать, а какая информация должна быть полностью конфиденциальной» [цит. по. 5: с.24]. Конфиденциальность обеспечивает безопасность клиента и сохраняет уверенность надежность процесса консультирования (психотерапии). Поскольку клиент очень часто рассказывает тайную информацию психологу, то конфиденциальность в альянсе «клиент-консультант» будет способствовать укреплению доверительных отношений и большинство психологов согласны с важностью конфиденциальности среди этических норм профессионального поведения специалиста. Уважение к клиенту (13,08%) является необходимым компонентом во взаимодействии психолога и обратившегося за помощью человека. М.М. Решетников отмечает, что важно проявлять высочайшее уважение к пациенту и его мнению, которым до этого, скорее всего, нередко пренебрегалось (и уже этим вы повышаете его самооценку) [4: с.39]. По нашему мнению, уважение к клиенту должно проявляться со стороны специалиста конгруэнтно. Таким образом, клиент будет знать, что он важен, значимы его потребности и интересы, цели и намерения. В итоге это сформирует положительную установку на решения проблемы, с которой он/она обратился к специалисту. Пренебрежительно отношение со стороны специалиста может травмировать клиента. Психологи (психотерапевты) соглашаются, что этическая ценность в работе проявляется в уважении к клиенту (13,08%).
При этом заметно, что точка зрения специалистов разнится от возраста и стажа работы. Психологи с небольшим стажем работы склонны полагать, что основные этические ценности – действовать в интересах клиента, предоставление свободы выбора, профессионализм, в то время как их более старшие (39–54года) коллеги, считают, что важны – доверительность, деликатность и следование букве официальных документов (Этический Кодекс).
Специалисты в возрасте (45-54года) также выделяют доверительность и деликатность в качестве основных этических ценностей, добавляя еще следование принципу «не навреди»; а их молодые коллеги, считают, что лучшие ценности это открытость, профессионализм, предоставление свободы выбора и запрет на использование клиента в своих целях.
Рассматривая представления о профессиональной устойчивости у психологов (психотерапевтов), стоит отметить, что профессиональную устойчивость специалисты определяют как:
1. какой-либо процесс, действие («возможность быстро восстанавливаться»);
2. некое умение, знание («знание, что можно все пережить»);
3. непременную составляющую работы;
4. ощущение («это внутренний баланс»);
5. признак профессионализма, хорошей подготовки.
Соотношения различных мнений специалистов о профессиональной устойчивости в деятельности представлены в Таблице 2.

 Соотношения категорий представлений у психологов о профессиональной устойчивости

Таблица 2

Категории представлений о профессиональной устойчивости  («Профессиональная устойчивость для меня это…»)

действия

умения

составляющая работы

ощущение

признак профессионализма

Удельная доля

50,00%

19,23%

3,85%

19,23%

3,85%

Профессиональная устойчивость воспринимается психологами (психотерапевтами) как определенный набор действий (50,00%) для выполнения квалифицированных «процедур», а так же профессиональные знания и умения (19,23%). Исследовали по-разному определяют профессиональную устойчивость: копинг-стратегии, связанные с удовлетворением в профессиональной жизни (Chang et al.,2007; Lim et al.,2011), надежные рабочие отношения, условия труда, система убеждений (Lim et al.,2011), жизнестойкость (Judkins,Rind.,2005), качества устойчивости (Chaboyer, Wallis et al.,2007) и личностные качества (Greifer,2005), положительный копинг (Ting, Jacobson et al.,2008), социльная поддержка (Trimble, Jackson et al.,2000), духовность (религия) (Maldonado Feliciano,2006), а так же личные и профессиональные ценности, чувство цели. (McCann, Beddoe et al.,2013) [10]. Рассматривая различные представления психологов и ученых о профессиональной устойчивости, стоит отметить, что копинг-стратегии, связанные с удовлетворением в профессиональной деятельности являются определенным набором «действий», что определяет некоторую тенденцию в сходстве представлений психологов (50%) и исследователей профессиональной устойчивости.
В целом, стоит отметить разнообразие трактовок предложенных понятий, что значительно затрудняет их классификацию и выделение каких-либо общих типов; однако, во взгляде опрашиваемых больше доминирует взгляд на представленные понятия как на некие процессы; при этом 6 из 52 опрошенных (9 %) демонстрируют некую общность мнений, воспринимая профессиональную устойчивость, профессиональную адаптацию, профессионализм как некие процессы, и выделяя в качестве основной этическую ценность: конфиденциальность.
Анализируя ответы специалистов (n=61) в блоке «Компоненты жизнеспособности», выявлено, что, основой их жизнеспособности являются личностные качества: конгруэнтность, любовь к людям, самореализация, чуткость, спокойствие, эмпатичность, живучесть, осознанность и др. (21,63 %); способность справляться с психологической нагрузкой, умение не впадать в панику (5,8%), саморазвитие (4,8%), поддержка и социальные связи (4,3%), включающие помощь со стороны коллег, семьи и друзей.
У психологов есть некоторая тенденция воспринимать жизнеспособность, как набор некоторых качеств, позволяющих профессионалу справляться с трудностями в работе.
Таким образом, представления психологов о профессиональной устойчивости, жизнеспособности и этических ценностях имеют разнонаправленную структуру. Анализируя категориальную основу представленных понятий, наблюдается некоторое сходство в трактовках психологических конструктов «профессиональная устойчивость» и «этические ценности». Представления психологов о профессиональной устойчивости сводится к восприятию указанного феномена как процесса, жизнеспособность определяется специалистами, как набор определенных качеств и использование ресурсов (социальная поддержка), этические ценности рассматриваются психологами в первую очередь, как конфиденциальность в консультативном процессе. Стоит отметить, что психологи могут развить навыки межличностных отношений и личностные качества, чтобы сохранить этические основы и свести к минимуму риски, связанные с неэтичным поведением [6]. По нашему мнению, единство в понимании терминологического поля психолога способствует установлению общих ценностей в профессиональной деятельности и развитию жизнеспособности профессионалов. Дальнейшие исследования представлений психологов о важных феноменах в психологической науке и практике позволит расширить информационное поле в психологии труда и профессиональной этике специалистов в сфере оказания психологической помощи, будет способствовать дополнению теоретико-методологической основы в работе психолога-консультанта.

Литература
1.Воробьева Л.И. Психотерапия и этика // Консультативная психология и психотерапия. 2009. №1. С.80-98.
2.Махнач А.В., Дикая Л.Г. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / А.В. Махнач, Л.Г.Дикая. М.: «Институт психологии РАН», 2016. 751 с.
3.Мяготин А.В. Профессиональная этика: современные ценности и смыслы // Ценности и смыслы. 2011. №2. С.74-80.
4.Решетников М.М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2008. 243 с.
5.Сенин И. Г. Этические аспекты профессиональной деятельности психолога : текст лекций / И. Г. Сенин. Ярославль, 2014. 64 с.
6.Avoiding ethical missteps // Электрон. дан. Режим доступа. URL:
http://www.apa.org/monitor/2012/04/ce-corner.aspx
7.Fink-Samnick Е. The Professional Resilience Paradigm: The Next Dimension of Professional Self-Care // Электрон. дан. Режим доступа. URL : https://cmsaaz.com/wp-content/uploads/2013/05/Ellen-Fink-Samnick-.pdf
8.Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct. // Электрон. дан. Режим доступа. URL: http://www.apa.org/ethics/code/code-1992.aspx
9.International Union of Psychological Science. // Электрон. дан. Режим доступа. URL: http://www.iupsys.net/about/governance/universal-declaration-of-ethical-principles-for-psychologists.html#preamble
10.McCann C. M., Beddoe E., McCormick K., Huggard P., Kedge S., Adamson C., Huggard J. Resilience in the health professions: A review of recent literature. International Journal of Wellbeing / C. M.McCann, E.Beddoe, K.McCormick , P.Huggard, S.Kedge, C.Adamson, J.Huggard // International Journal of Wellbeing. 2013. N 3(1). P. 60-81.



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Зачем придерживаться этических правил в работе психолога?
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Этические принципы в эпоху интернета (Чего хотелось бы ждать от психологов и психотерапевтов)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Категории нормы и патологии в деятельности психологов и психиатров
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Основные требования к профессиональной подготовке психолога
  • Как выбрать психолога? 7 правил защиты от психологов-упырей.
  • Актуальные ответы на насущные вопросы по профессиональной реализации специалистов в обществе
  • Траектория профессиональной карьеры психолога практика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь