Власть авторитета

Власть авторитета

Представьте себе, что вы решили принять участие в эксперименте по изучению памяти.

В лаборатории, в которой вы оказались, вас встретили два человека: научный сотрудник, проводящий исследование, и такой же, как вы, доброволец, давший согласие на участие в этом эксперименте. Вытащили жребий, вам досталась роль обучающегося, а другому участнику – учителя.

По условиям эксперимента «учитель» должен читать пары предложений, которые вы должны запомнить и повторить, а за каждую ошибку вы будете получать удар током. Вас предупреждают, что с каждой последующей ошибкой сила тока будет возрастать.

И вот вы садитесь в кресло, вам закрепляют руки, слышите через динамики вопросы, даете ответы и после каждого неправильного ответа получаете разряд тока - сначала несильный, но по мере накопления ошибок он становится все сильней и сильней.

И вот вы уже не можете терпеть боль и просите остановить эксперимент. Но вам продолжают поступать вопросы, и, не получив правильный ответ, увеличивается сила тока. Вы кричите от боли и уже не можете ни о чем думать, но вопросы продолжают все равно поступать. И вот вы теряете сознание, уже не можете ни слышать вопросов, ни давать ответов, не можете даже чувствовать удары током, которые все продолжают и продолжают поступать.

Сюрреализм какой-то, сценарий для фильма ужасов, скажете вы.
А вот и нет, не сюрреализм, а события, которые имели место в знаменитом эксперименте, проведенным профессором Милграмом и потрясшем воображение как научного мира, так и простого обывателя Америки.

Правда, в эксперименте было одно «но»: «ученика» изображал приглашенный артист, а на месте «учителя» находился сам испытуемый, который и задавал вопросы. И после каждого неправильного ответа он нажимал на кнопку, полагая, что бьет током ученика, который по мере возрастания силы тока начинал кричать и просить, чтобы его отпустили, а затем просто затихал, изображая потерю сознания.

Конечно, испытуемый в этой ситуации испытывал сильнейший эмоциональный стресс, желая остановить эксперимент. Но руководитель, находящийся рядом, настаивал на продолжении испытания. И люди подчинялись этим требованиям, продолжали наносить удары током напряжением в 450 вольт.

Пред тем, как озвучить результаты эксперимента, студентам задавали вопрос: сколько, по вашему мнению, процентов испытуемых достигнут максимальной отметки в 400 вольт? Ответы студентов колебались в районе от одного до пяти процентов. Так вот, до максимального напряжение дошли две третьих всех испытуемых. А до напряжения в триста вольт, когда приглашенный артист уже вопил от боли, дошли все участники эксперимента.

Милграм задумывал свой эксперимент для того, чтобы выяснить, как могли немцы во время второй мировой войны творить такие чудовищные злодеяния, полагая, что это как-то связанно с особенностями нации и культуры, и планировал такой же эксперимент провести и в Германии.

Но после полученных результатов, которые, можно сказать, ошеломили его, он понял, что дело не в нации. Этот эксперимент потом повторяли множество раз в разных странах, и везде он давал схожие результаты.

Так что же заставляло людей быть безжалостными
по отношению к таким же, как они, участникам испытаний?

Выдвигались различные гипотезы, которые пытались объяснить произошедшее особенностями личных качеств испытуемых, но дальнейшие эксперименты убедительно подтвердили, что люди были обычными представителями населения.

Как констатировал сам Милграм: «Эти люди и есть мы».

По его мнению, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:

это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.

Влияние авторитета - вот что служило причиной такого странного на первый взгляд поведения людей, принявших участие в этом эксперименте.

Хотелось бы обратить внимание на то, что этот феномен существует в первую очередь в бессознательном человека. Мы подчиняемся ему, даже не задумываясь об этом. 

В доказательство этого существует такой эксперимент.

  • На малооживленном перекрестке плохо одетый человек переходил дорогу на красный свет, и экспериментаторы подсчитывали число прохожих, последовавших за ним.
  • Затем это делал человек, который был одет в хороший и дорогой, строгий костюм. И число прохожих, устремившихся за ним на красный свет, было всегда гораздо больше, чем тех, кто следовал за плохо одетым джентльменом. 

Неосознанное подчинение в этом случае может сыграть с нами злую шутку, отправив на тот свет желающих подчинятся правилу «влияния авторитета». И мы не одни такие, тот же феномен существует и в животном мире. В колониях обезьян, где существует жесткая система доминирования, нововведения не осваиваются всеми членами стада, пока это не освоит доминирующая особь. 

Стае обезьян, живущих в Японии, прививали новые пищевые привычки

  • Одной стае предложили попробовать карамель, дав конфеты особям, находящимся на низшей ступени иерархии. И через полтора года только 50% стаи стали употреблять этот продукт. Доминирующие же особи не освоили этот продукт никогда.
  • Другой же стае предложили пшеницу, но дали это вначале лидерам этой группы, и уже через четыре часа вся стая с удовольствием поглощала этот продукт.

В общем, мы почти все готовы подчиняться авторитетам, ну или хотя бы следовать за ними. И в этом нет ничего плохого. Подчинение авторитетам позволяет развиваться обществу, создавать сложные многоуровневые структуры.

Много ли можно найти организаций, не построенных на принципах подчиненности нижестоящих структур вышестоящим. Армия, церковь, школа, даже семья и в целом государство - везде существует власть авторитета.

В противоположность этому можно представить только анархию. Которая, по словам философа Гоббса, делает жизнь «жалкой, отвратительной, дикой и короткой».  

И здесь мы опять приходим к выводу, что одно и то же поведение - в данном случае власть авторитета - может быть как полезным проявлением социальных отношений, так и вредным, а где-то и даже фатальным для индивида.

Стереотипы и шаблоны мышления нужны нам в жизни для экономии времени и психической энергии. Они, как автопилот в самолете, не требуют нашего сознательного управления. Они позволяют отдыхать или заниматься другими полезными делами.

Но на пути нашего самолета могут возникать непредвиденные ситуации,
и тогда нам нужно брать управление в свои руки.
Авторитет авторитетом, но нужно думать своей головой.





Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней»
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Вы можете не сразу понять, что уже встретили своего человека
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Почему «вот так вот взять все и решить все разом» не получается?
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Лучшее, что Вы можете сделать для своих денег в этом году
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Как я проводила эксперимент и что из этого вышло
  • Делайте все так хорошо, как только можете
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь