Феномен одиночества как объект научных исследований

 

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к изучению феномена одиночества представителями  различных научных школ и направлений. Представлены результаты эмпирического исследования семантического  пространства понятия «одиночество» с использованием контент-анализа, выявлена разная реакция на состояние одиночества  в зависимости от гендерной принадлежности.

Ключевые слова: феномен одиночества, семантическое пространство,  контент-анализ,  саморефлексия, самопонимание, свобода, смысловые блоки.

Феномен одиночества обстоятельно исследуется в современной научной литературе, где  представлены и исторические обзоры этого явления, и новые определения, и классификации. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется каждому, однако подобная ясность обманчива, так как она скрывает сложное, противоречивое содержание. Каждое философско-психологическое направление имеет свое толкование одиночества. Чем сложнее культура, чем больше рефлексии у человека и общества в целом, тем многограннее раскрывается феномен одиночества.

В философии к данному вопросу обращались Аристотель,  Г. Торо,  Э.Гуссерль,  Дж. Бьюдженталь,  Ж.П.Сартр и другие. Все они в той или иной мере отмечали негативную составляющую феномена одиночества. Э.Фромм определял состояние одиночества как ужас перед изоляцией. Однако, даже при таких оценках ученые признают неоднозначность рассматриваемого понятия.

С точки зрения духовного и культурного кризиса одиночество в классической русской философии рассматривали С.Н.Соловьев, Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, И.А.Ильин, П.А.Флоренский и другие.

Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества. В психологии наибольший вклад в развитие темы «одиночество» принадлежит экзистенциальному направлению и его представителям Дж.Бьюдженталю, К.Мустакасу – определяющему одиночество как ресурсное, как положительное состояние. Социологическая, интеракционистская, когнитивная модели (К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер; Р.С.Вейс; Л.Э.Пепла, М.Мицели, Б.Морош) придают данному феномену в большей степени негативную окраску. Авторы в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Экзистенциальное направление описывает одиночество как сущностный признак человеческой жизни и источник личностного роста [1, с.336].

Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию: от воспитания и наказания одиночеством до добровольного, духовного, уединения. Генри Торо рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул Серен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору – «… замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога» [2, с.368].

Сартр обращает внимание на то, что одиночество и свобода – это смежные понятия, а также поднимает вопрос о том, что же делать с этой «надоевшей» свободой, которая, однако, имеет обратную сторону – чувство одиночества и поверхностность в отношениях [3, с.496]. При этом  одиночество также  рассматривается как основа, как ресурс для саморазвития.

От понимания одиночества как состояния, возникающего лишь в периоды изоляции, а также одиночества как разговора с Богом или возможности самосовершенствования и духовного становления, человеческая мысль развила данную проблему до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека.

В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась гораздо реже и в основном в контексте проблем общения (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Амбрумова, Г.П.Орлов, И.С.Кон, А.А.Леонтьев и др. Суть понимания одиночества может быть сведена к следующему: индивид не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество.

Главное отличие отечественных подходов к изучению одиночества от зарубежных заключается в том, что в отечественных работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо на изменение отношения к ней.

Рассмотрев различные подходы к изучению одиночества, можно сказать, что каждый из них отличается глубоким пониманием вопроса и тщательным теоретическим анализом, но до сих пор феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения. Любой из рассмотренных подходов акцентирует внима­ние на каких-либо особенностях психического феноме­на одиночества, выстраивая тем самым уникальную пер­спективу целостного его восприятия.

Для изучения семантического пространства понятия «одиночество» нами  было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 человек (на условиях анонимности, но с указанием возраста и пола).  Респондентам  было предложено продолжить фразу «одиночество – это…». Анализ полученных данных показал, что в одиночестве видят свободу в основном мужчины, а на эмоциональную составляющую указывают чаще женщины. Эмоциональную составляющую понятия «одиночество» дают 39 человек из числа опрошенных, остальные выбирают либо избегание («уход» от ответа), либо дают эмоционально-нейтральные, оценочные ответы («одиночество – это нормально»). При этом негативным образом одиночество оценивают 26 человек (из 39), в том числе 16 женщин и 10 мужчин. Тех, кто видит в одиночестве возможности развития, саморазвития, свободу – таких 13 человек (7 мужчин и 6 женщин).  11 опрошенных предпочли дать неопределенный ответ  с точки зрения своего отношения.

Исходя из полученного в ходе исследования содержания текстового материала, с помощью контент-анализа были выделены следующие смысловые блоки семантики понятия «одиночество»: 1) вина-осуждение; 2) печаль, горе, страдание; 3) интерес-волнение-возможности; 4) избегание, защита; 5) описание (безэмоциональное); 6) страх.

Рис. 1. Результаты опроса об одиночестве, структурированные в соответствующие смысловые блоки.

Результаты контент-анализа показали наличие (на данной выборке)  двух   точек зрения относительно знака направленности одиночества: одни признают позитивную направленность, другие – негативную. Позитивная служит совершенствованию личности, а негативная – саморазрушению. В частности, одна треть опрошенных оценивают одиночество как состояние, приносящее горе, страдание, вызывающее печаль.

С элементами агрессивности ответили на вопрос 8 человек, которые выбрали тактику избегания (ответы с юмором, отрицание), либо с осуждением (происходит приписывание чувства вины тому, кто испытывает одиночество).

Интересно, что последняя категория ответов (вина-осуждение) не является чем-то новым и необычным, а рассматривалась в некоторых учениях. Например, русский философ Н.Фёдоров, считавший главным злом и причиной страданий людей «небратство»,  полагал, что преодолеть их можно, объединившись для «общего дела» – трудового соучастия всех людей в преобразовании мира. «Жить надо не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [5]. Представитель экзистенциализма А. Камю, отталкиваясь от исходных принципов этого направления: индивидуализма, заброшенности, свободы выбора и трагичности человеческого бытия, в итоге пришёл к утверждению некоторой этической всеобщности: «Стыдно быть счастливым одному» [4]. Другими словами, что-то стыдное, виноватое, находили в феномене одиночества разные представители философских и психологических учений и направлений.

10%  респондентов никак не обнаружили своего личного эмоционального отклика, дав просто описательное определение (типа «одиночество – норма жизни). Более 15% (8 человек), испытывают страх перед одиночеством, такое состояние является для них пугающим, опасным.

Чуть меньше 1/3 респондентов (13 человек) рассматривают одиночество как ресурс – это и свобода, и возможности. Данное определение сопровождается и интересом, и волнением, а иногда и спокойствием, но всегда в ответах присутствует позитивный смысл рассматриваемого понятия (например, одиночество – условие самопонимания; осмысление своей идентичности). Вероятно, что для этой части опрошенных одиночество является самостоятельным выбором, либо даже желаемым состоянием. Данное предположение может быть соотнесено с объяснением одиночества у Янга, которое  исходит из концепции несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов.

Выявлена разная реакция на одиночество и в зависимости от гендерной принадлежности (рис.2).

Рис. 2.  Гендерные аспекты  контент-анализа семантического пространства  понятия «одиночество».

Как видно из рис. 2, женщины более склонны к негативному восприятию одиночества (подавленность, депрессивность, страх, горе, печаль). Учитывая, что возраст опрашиваемых относится к периоду ранней взрослости (25-40 лет), можно говорить именно о задачах самореализации на данном этапе. Это характеризуется достижениями в различных сферах деятельности – профессиональной, личной, семейной. Максимально значимой сферой для женщин является семья. Такая расстановка приоритетов может стать причиной наибольших опасений, дискомфорта, и даже невротических расстройств, в случае нереализованности  в данной сфере. Семья дает возможность человеку проявить заботу, принять ответственность за другого человека, создает условия собственной защищенности, уверенности в завтрашнем дне, обеспечивает стабильность и удовлетворение потребностей разного уровня. Отсутствие семьи может переживаться как серьезная проблема, связанная с чувством одиночества.

Однако, при этом возможности  саморазвития в одиночестве отмечает почти равное количество мужчин и женщин (7 и 6, соответственно).

Контент-анализ выявил неоднозначность и многогранность феномена одиночества в понимании опрошенных. Установлено, что женщины более болезненно и тревожно воспринимают одиночество. Мужские ответы часто безэмоциональны, что соответствует гендерным социально-культурным ожиданиям.

Таким образом, одиночество выступает нормальным человеческим состоянием, если оно дает время и возможность для саморефлексии, осмысления своих жизненных планов, целей и ценностей, выработки самостоятельных ответственных решений. Одиночество становится источником страданий, когда оно не является результатом свободного выбора индивида, когда человек тяготится своей разобщенностью с миром и окружающими людьми. Однако, даже в этом случае можно рассматривать одиночество как кризисное состояние, при успешном прохождении которого будет достигнут новый уровень в саморазвития и самоидентификации личности.

 

Авторы:

Вырупаева Александра Олеговна

магистрант Тихоокеанского

государственного университета

Вязникова Любовь Федоровна

профессор Тихоокеанского

государственного университета,

2016

Феномен одиночества как объект научных исследований



Список литературы

  1. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. - М., 1998. - 336 с.
  2. Кьекегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 368 с.
  3. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. / Перевод В.П.Гайдамака. – М.: Республика, 1994. – 496 с.
  4. Камю А. «Чума». / Камю А. // [http://royallib.com] / Режим доступа: http://royallib.com/read/kamyu_alber/chuma.html#593920
  5. Фёдоров Н. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е.немирного состояния мира и о средствах к восстановлению родства. / Федоров Н. // [http://vzms.org/delo.html] / Режим доступа: http://vzms.org/delo.html.


Просмотров: 523
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Одиночество. Часть3: Милосердие, как терапия одиночества
  • Страх одиночества и одиночество.
  • Одиночество 1: виды одиночества современного человека
  • Экзистенциальное одиночество. Виды одиночества
  • Причины одиночества. И как с помощью тета-волн избавиться от одиночества и проблем в отношениях?
  • Одиночество и выбор или выбор одиночества?
  • Как одиночество победило одиночество. История одной «брошенности»
  • Одиночество. Часть2: Одиночество как неумение любить
  • Одиночество. Часть 1: Одиночество как оправдание
  • Записки психолога: одиночество мужчины и одиночество женщины
  • Одиночество. Одиночество в Сети. Знакомства – выход или развлечение?
  • Одиночество мужчины. Одиночество женщины.
  • Феномен «одиночества» в различных психологических направлениях
  • Как превратить яд одиночества в лекарство для сексуальности?
  • Одиночество - скука? Одиночество - выбор? Остров.
  • Как найти своего человека и навсегда избавится от одиночества
  • Как страх одиночества отпугивает мужчин.
  • Одиночество. Свободное или одинокое? Как превратить одинокое одиночество в свободное?
  • Что такое одиночество и как с ним бороться
  • Кто испытывает больше одиночества, мужчины или женщины?
  • Одиночество - сволочь, одиночество - мука
  • Одиночество. Часть 2. Эмоциональное одиночество
  • Одиночество. Часть 1. Социальное одиночество
  • Одиночество 2: отличие от уединения; признаки человека, склонного к одиночеству
  • Как одиночество может исцелять?
  • Основные причины проблем в отношениях : как слитности так и одиночества
  • Пассажиры. Психотерапевтическая сказка для тех, кто выбрал свободу и одиночество.
  • Горе и одиночество Часть 1 (Для людей переживающих утрату)
  • О базовых элементах понимания феномена одиночества.
  • Как выйти из состояния одиночества?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь