Зачем детские психологи используют игрушки для диагностики?

  Однажды на консультации мама четырехлетнего мальчика спросила меня: «Зачем Вам нужны игрушки? Мы же пришли тесты делать?».

  Да, это правда, я играю с детьми, которые приходят ко мне на консультации. Причем, играю по-разному и с различными целями.

  Сегодня о том, зачем детскому психологу «играть» во время проведения   диагностики. И почему я использую игрушки.

Зачем детские психологи используют игрушки для диагностики

  И, правда, зачем?

 Ведь когда мы слышим слова «психодиагностика», «тесты», то сразу представляем…. контрольную работу, когда нужно что-то писать, отвечать на вопросы. Мы волнуемся, все ли правильно сделали… Экзамен!

  Конечно, во время диагностики, дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки, рассматривают карточки с иллюстрациями. Но не только…

  Если ко мне на прием пришел дошкольник, то я обязательно использую в работе игрушки. А еще ребенок играет самостоятельно, вместе со мной или с мамой. А я наблюдаю за игрой, принимаю в ней участие, если это необходимо.


Фото из интернета. 
 

  Ведь что такое игра?

  Это «язык» ребенка. Дети играют, чтобы выразить свои чувства, рассказать о чем-то важном. О том, что пока не могут, передать словами. В силу возраста, из-за отставания в речевом развитии или по другим причинам.

 Психологи говорят, что в каждом возрастном периоде есть определенная ведущая деятельность.

  Что это такое? Это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него определяющее влияние.

  Главная задача ведущей деятельности - подготовить ребенка к переходу на следующую ступень взросления.

  Например, если новорожденный ребенок чувствует безопасность, любовь и крепкую связь с матерью, то ему будет легче в дальнейшем самостоятельно познавать мир.

  А ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. И через игру ребенок готовится к предстоящему общению со сверстниками.

 Через игру дети узнают новое об окружающем мире, изучают свойства предметов, получают представления о том, что такое цвет, размер, форма, вкус, место в пространстве и т. д. А игрушки в этом процессе познания – один из основных «инструментов». Наблюдая за тем, как играет ребенок, как использует игрушки, справляется с игровыми заданиями, общается в процессе игры, психолог получает ценную информацию.


Фото из интернета. 

  Чтобы сделать правильные выводы об уровне развития ребенка, психолог должен провести анализ продуктов деятельности ребенка. И, если игра - это главное, чем занимается ребенок дошкольного возраста, значит, необходимо наблюдать за игрой ребенка. Анализировать, как ребенок играет, с какими игрушками, соответствует ли игра принятым возрастным нормам.

  Поэтому использовать игрушки во время диагностики детей дошкольного возраста необходимо! Психолог получает очень важную информацию об особенностях мышления, восприятия, памяти, внимания ребенка. О его интеллектуальном развитии. А еще о том, как ребенок общается, проявляет эмоции, как разговаривает, каков общий запас знаний и умений малыша.

  Вот взять, к примеру, матрешку.



  Увы, мой практический опыт говорит о том, что не всегда родители покупают детям эту игрушку. А жаль! Ведь матрешка имеет большую практическую пользу! Она помогает развивать у ребенка мышление, зрительное восприятие. С ее помощью можно научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, цвету. Также ребенок приобретает первые знания по математике (учиться считать). А еще улучшается координация руки и глаза.

  И во время диагностики психолог видит, как ребенок играет с матрешкой, может ли разобрать и собрать куколку, как долго удерживает внимание во время игры, требуется ли помощь взрослого, и как ребенок эту помощь принимает. Все это очень важные критерии для диагностики!

  Или пирамидка.



  Малыш 2-х лет уже может сам разобрать ее. Собирает пирамидку с помощью взрослых, если колец 2-3. А в три - три с половиной года дети уже самостоятельно собирают игрушку из 5-6 колец, и даже больше.

  Если же ребенок в 4-5 лет путает кольца, не может выбрать кольцо, подходящее по величине, то родителям стоит обратить на это внимание! Возможно, ребенку нужна коррекционная помощь.

  А еще я использую кубики разного цвета и размера, пластиковые стаканчики, различные пазллы, сортеры и др. И, конечно, самые разнообразные игрушки: кукол, животных, машинки, домики, мячики и т.д.

  И в заключении.

  Как правило, у детского психолога есть много различных инструментов, которые используются в диагностике по мере необходимости.

  И часто бывает так, что какие-то приемы настолько включены в процесс работы с ребенком, что могут остаться незамеченными, и весь процесс, в целом, проходит, как одна большая интересная игра с ребенком. Пожалуй, в этом и есть особое мастерство специалиста…

   При копировании указание автора и ссылка на статью ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

  Другие статьи и заметки автора, которые могут быть интересными: 

https://www.psyoffice.ru/article/103715/

Заключение клинического психолога . Краткие рекомендации родителям.

 

https://www.psyoffice.ru/article/106319/

Дети и лень. Если заглянуть глубже…

 

https://www.psyoffice.ru/article/106889/

Почему ребёнок разговаривает только дома? Заметки об элективном мутизме.

 

https://www.psyoffice.ru/blog/97295/

Как остановить травлю ребенка? Памятка для родителей.

 



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Какие игрушки я выбираю для ребенка и почему
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • “Не игрушка”: как игрушки влияют на развитие ребенка
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь