После Фрейда, наследие психоанализа...

Психоанализ, будучи живым учением, бессмысленно зубрить в отрыве от клинической практики и самой жизни. Поэтому «кровью и плотью» психоанализа являются, помимо личного аналитического опыта, супервизии,где на реальном примере разворачиваются возможности применения психоаналитических концепций и оттачивается тот вариант феноменологического мышления, что с полным правом можно назвать аналитической позицией. 
Психоанализ уже разменял первую сотню лет своей истории и имеет определённый исторический опыт. Поэтому чрезвычайно интересным кажется изучение клинического опыта работы последователей Фрейда, его непосредственных учеников и современников - наших коллег - психоаналитиков, написанных задолго до нашего появления)) Вполне возможно, это покажется дерзким, но возьмём на себя наглость и посмотрим с высоты полёта современного психоанализа на сложнейшие хитросплетения человеческих душ, описанных, и здесь отдать должное представителям старой медицинской школы, подробнейшим образом. Это вам не карты пациентов современных лечебных заведений, где галочками в диагностических таблицах проставляются готовые ответы. Где творчество? Увы! 

В 1923 году З.Фрейд пишет своё произведение "Я и Оно", где представляет новую структурную модель психического аппарата. Таким образом происходит переход от топической модели к структурной. Именно эта модель становится новой вехой в дальнейшего развитии психоанализа и в творчестве отца основателя и уже после его смерти. Именно структурная модель станет полем противостояния двух небезызвестных персон психоаналитической тусовки, предлагающих векторы дальнейшего развития психоаналитической концепции. Одна из сторон, чьё пристальное внимание было направлено на структуру Я, дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд. Другая сторона - Мелани Кляйн, которая сместив центр тяжести человеческого бытия на объект и отношения с объектом, сделала ставку на отношения со структурой Сверх-Я. Можно конечно же вспомнить и менее весомых фигур, воспевающих мощь и силу тёмной стороны человека - Оно (это конечно же К.Гродек). К слову сказать, что и те и другие модели в своём, доведённом до крайних точек развитии, показала тупики интенционального мышления с субстантивацией тех или иных структур. 

К вопросу о технике психоанализа, которая разделяется практически всеми представителями этого "лоскутного одеяла" под названием психоанализ. Речь идёт об интерпретации.  Интерпретация в психоанализе играет наиважнейшую роль. Но что такое интерпретация и на что она направлена? Считается, что интерпретировать проблему, вывести её из темницы бессознательного на свет сознания – вот залог успешного лечения. Первое время, на начальном этапе развития психоанализа так и было – лечение разговорами способствовало «прочистке труб» и катартическому эффекту, который давал избавление от страданий. Но З.Фрейд, почувствовал некоторую бесполезность этой «очищающей вспышки», к которой до сих пор стремятся многие терапевты и аналитики, словно этот акт «намазан мёдом» нарциссического расширения, этакий вариант интеллектуального оргазма)). И почувствовав опасную притягательность катарсиса, быстро от него отказался. Оставался долгий и трудный путь «конечного и бесконечного анализа»… 
Интерпретация, тем не менее, остаётся важнейшим инструментом психоанализа. 
Но что означает интерпретация, данная анализанту на первых сессиях, к примеру: «У вас инцестуозное желание матери!..» Даже не берусь представить всю дальнейшую работу с таким аналитиком, потому как она быстро закончится. 
Интерпретация как конфронтационная техника и как система отношений обязательно имеет своего отправителя и своего адресата, того, с кем (или чем) мы конфронтируем. И речь здесь идёт вовсе не о внешних регистрах общения. Что за место в символическом порядке анализанта, куда адресуется сообщение? Что за место в символическом порядке аналитика, с которого он осуществляет интерпретацию? В предыдущем случае кроме как интеллектуального превосходства аналитика, других вариантов мест отправителя не наблюдается. Но имеет ли это какое-либо отношение к аналитической позиции? Ответ, думается, будет однозначным… 
В понимании феномена интерпретации мы имеем дело с той концепцией влечений, которую на наш взгляд можно понимать как интенциональность, направленность на - (термин употребляемый в феноменологии как свойство сознания). Ведь отец-основатель психоанализа очень внимательно наблюдал за поведением своих пациентов, за их «движениями души», проявляющимися через движения, дискурс, симптом и пр. 
И что, например, происходит и куда направлено послание, когда аналитик говорит пятилетнему мальчугану: «Фрэнки, кто в твоей жизни дал тебе так много указаний, что делать и что не делать?» Этот пример представлен в работе американского психоаналитика Берты Борнштейн с фобическим мальчиком. 

Вот какие мысли приходят за чтением очень интересной серии издательства "Издательский дом ERGO" -  http://www.ergo-izhevsk.ru/dir-b/012.html

Читаем, размышляем, анализируем...

www.facebook.com/Retrosupervizion/ 



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Интерпретация кинематографического произведения с точки зрения психоанализа.
  • "Это произошло на седьмом году психоанализа..."
  • Что вас ждет на сеансе психоанализа?
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Серотонин? Что это и какое отношение имеет ко мне?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь