Разлука - качественное исследование

Автор статьи: 404

Продолжаю публиковать свое неопубликованное небольшое (пилотное) исследование разлуки, выполненное уже аж 6 лет назад. Руководитель исследования проф. Ф.Е. Василюк

Обзор других исследований, посвященных разлуке, опубликован тут: http://www.psyoffice.ru/article/parting_psy

 

Материалом для изучения являются лирические произведения русской и мировой литературы, описывающие разлуку с любовным партнером, как наиболее яркие и поддающиеся анализу проявления переживания разлуки. Подробные интервью испытуемых.

Объект исследования: процесс переживание разлуки с партнером по любовным отношениям

Предмет исследования: лексически формулировка объекта и предмета совпадают, но если при формулировки объекта акцент нашего внимания направлен на само переживание разлуки, то при описании предмета, он сдвинут на процесс переживания, как он проявляется в материале.

 

Цель исследования: изучить процесс переживания разлуки с любовным партнером в его проявлениях в культуре и жизни и то, что предпринимают люди для того, чтобы совладать с нею.

Задачи исследования:

 1) Провести обзор психологической литературы, освещающей исследования феномена разлуки и переживания разлуки.

2) Провести анализ лирических произведений, описывающих разлуку, сформировать обобщенную схему переживания разлуки, выраженного в данных произведениях. На

3) Провести исследовательское интервью с испытуемыми и сформировать схему переживания разлуки, выраженного испытуемыми. Провести анализ данной схемы.

 

Методология исследования

Поскольку предметом исследования является переживание разлуки – сам феномен переживания, который,  может быть определен как с одной стороны – деятельность по построению смысла в ходе критической ситуации а с другой – как испытываемое  субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни (Василюк, 1984),  в качестве наиболее адекватного метода для исследования переживания мы выбираем феноменологический. В методологии качественных исследований можно выделить в самом широком смысле описательную и герменевтическую феноменологию или, иначе говоря,  феноменологический и герменевтический подходы (Бусыгина, 2009).

Основатель описательной феноменологии Э. Гуссерль видел её  предназначение в особом, дескриптивном изучении сознания и аккуратной фиксации феноменов сознания (Улановский, 2009).  Отечественный исследователь А.М. Улановский указывает, что согласно Гадамеру – сознание – это поток переживаний, а сама жизнь есть то, что манифестируется в переживании (там же). Он также отмечает то, что В. Дильтей рассматривал именно переживание, а не отдельные единицы сознания как конечную «единицу сознания», неразложимую, которую, по мысли Дильтея, можно изучать только целостно. «Жизнь – существует везде лишь в виде связного переживаемого комплекса». (Дильтей, 1996). Таким образом, ставя себе целью изучить целостный феномен переживания, мы выбираем методом нашего исследования качественный феноменологический метод. Качественный метод может позволить получить именно целостную картину переживания, согласно Гуссерлю, описывающему переживание как «исходную данность – то, что мы действительно испытали, вне зависимости от того, что реально происходило с нами, нашим организмом, объектами в ощущении…» (Улановский, 2007, 2009). Как пишет Н.П. Бусыгина, в отличие от количественных исследований, качественные исследования опираются не на идеи контроля над объективными процессами, повторяемости, манипуляции и инструментальности, для них важна сама практика понимания (Бусыгина, 2009). Бусыгина указывает на то, что, согласно Гуссерлю, в феноменологическом исследовании мы должны «вынести за скобки» все наши предсуждения, посылки, концепты по поводу предмета исследования, все предварительные представления о нём с тем, чтобы достичь наиболее ясного видения предмета (Бусыгина, 2009).

Вместе с тем другой подход в качественных исследованиях – герменевтический – строит схему исследования несколько иначе. Ссылаясь на Х.Г. Гадамера и Т. Коха, Н.П. Бусыгина указывает на то, что в герменевтическом исследовании мы вводим знания о предмете в ход исследования. Они создают определенный теоретический контекст, более широкий, чем контекст очевидного понимания (Бусыгина, 2009).

В данном исследовании переживания разлуки мы предпосылаем теоретическую схему, согласно которой будет рассмотрено переживание разлуки –  это концепция переживания (Василюк, 1984, 2005).  Таким образом, наша работа тяготеет больше к герменевтическому типу исследований, поскольку «предзнание» о предмете исследования, пусть даже о некоторой его части (о переживании вообще как феномене) будет играть серьёзную роль в ходе нашей работы. Мы используем не только то, что непосредственно предъявят испытуемые, но также соотносим в ходе исследования полученный «живой» текст с ранее составленной схемой, которая будет описана ниже.

Мы предполагаем, что переживание разлуки являлось частым предметом для изображения в культуре через искусство, поэтому ставим задачу рассмотреть с одной стороны культурные выражения переживания разлуки – литературные поэтические тексты, как наиболее яркие и поддающиеся анализу проявления переживания разлуки. С другой стороны, в данном исследовании мы ставим задачу рассмотреть  то, как разлука переживается людьми в обычной жизни, поэтому проводим качественное интервью с испытуемыми и затем выделяем смысловые единицы из полученного материала, которые будут соотнесены с подготовленной заранее моделью изучения переживания. 

Модель исследования

Прежде чем приступать к эмпирическому исследованию феномена разлуки, необходимо создать ту модель, по которой будет проводиться исследование.  Описывая феномен переживания с точки зрения теории переживания, мы будем использовать (но не ограничиваться) инструментарием теории переживания Ф.Е, Василюка (Василюк, 1984,2001,2005). Представим данную модель схематически:

Мы выделяем следующие категории:

а) Этапы или стадии переживания разлуки, в том виде, в котором они проходят у испытуемых или в  литературном материале

б)  Планы переживания в том виде, в котором они были выделены Ф.Е, Василюком в работе «Переживание и молитва» (Василюк, 2005), а именно: план непосредственного переживания (перживание как эмоция, чувства, испытываемые переживающим), план выражения переживания, в котором можно выделить два аспекта: семиотический (что и как выражается) и диалогический (кому выражается); план осмысления, порождения смыслов.

в) Совладание с разлукой

г) Метафорику процесса, его специфический язык, который проявляется на всех его стадиях и может быть отслежен во всех категориях и во всех планах (в отличии от семиотического аспекта плана выражения, метафорика может быть присуща не только процессу выражения переживания, но и процессу непосредственного переживания и осмысления).

 

Ход проведения исследования

Исследование состояло из двух этапов – анализ художественной литературы и интервью с испытуемыми.

Протоколы с примерами анализа как литературных произведений, так и качественных интервью, проведенных с испытуемыми приведены в приложениях 2 и 3. Всего было исследовано 8 литературных источников и 14 протоколов интервью с испытуемыми.

Литературные источники отбирались путём поиска в интернете последующим критериям: это должны были быть лирические произведения, такие, в которых доминирующей темой должна была быть разлука с любимым человеком. Всего было отобрано 8 литературных произведений следующих авторов: Ф.Петрарка, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, Я. Полонский, Б. Пастернак, Е. Ренар (современный автор). Анализ проводился по описанной выше схеме исследования. Выделялись содержания, которые были часто повторяемы, или особенно «ярки», привлекали внимание исследователя. Затем данные содержания относились к тем или иным категориям схемы. Были выбраны именно стихотворные источники по причине их удобства для анализа, поскольку, по нашему предположению, именно в стихотворной форме лаконично, но ярко, проявляется переживание.

 Испытуемые также набирались «вслепую» путём простой дачи объявления в интернет-ресурсе «живой журнал» с приглашением всех желающих принять участие в исследовании переживания разлуки.  Это определило неоднородность выборки  - из 14 испытуемых 13 – женского пола и лишь один испытуемый – мужчина.  Мы предполагаем, что данная неоднородность выборки могла наложить определенный отпечаток на результаты исследования.  Анализ различий в переживании разлуки мужчинами и женщинами может быть исследован в дальнейших исследованиях по данной тематике.

Формальным критерием для разделения испытуемых мы выбрали значимость переживания разлуки для испытуемых, которые они сами задавали, отмечая на предложенных шкалах от +10 до-10 то, насколько им близко переживание разлуки (насколько они знакомы с ним по жизни),  то, насколько значимо для них это переживание, а также то, насколько сильное влияние оказало данное переживание на их дальнейшую жизнь.

В ходе анализа вначале делался первоначальный «срез» – текст прочитывался целиком и в отдельную графу «комментарии» выносилось всё то, что могло так или иначе заинтересовать исследователя – какие-либо высказывания испытуемых, повторяющиеся выражения, словечки, метафоры и пр. (нам видится одним из дальнейших направлений исследования – экспертная проверка – насколько совпадают выделенные нами содержания с теми, которые мог бы выделить другой эксперт). Затем проводилось повторное более глубокое прочтение, в ходе которого продолжалось выделение отдельных содержаний  и проводилось обобщение по «темам» уже выделенных содержаний. Затем проводилось отнесение выделенных тем к определённым категориям описанной нами выше схемы изучения переживания. Ряд категорий не удалось «уместить» в схему, они были вынесены отдельно. 

Результаты исследования

Анализ переживания разлуки на материале поэзии

В ходе исследования было проанализировано 7 литературных источников. Основной сложностью при их исследовании был обширный метафорический ряд, с которым приходилось сталкиваться. Интерпретация художественного стихотворного текста отличается от интерпретации интервью, однако нам удалось выделить ряд категорий. В частности, в метафорическом ряду, описывающем переживание разлуки, а также в плане непосредственного переживания, можно выделить постоянно повторяющуюся тему горевания, слёз: «Гора горевала о нашем горе […]», «гора говорила, что комуежды сбудется по слезам его» (курсив авторский) (М. Цветаева), «[…]И наколовшись о шитье с не вынутой иголкой, внезапно видит всю её и плачет втихомолку» (Б. Пастернак), «[…]Почто ж мне доле жить? Увы, чтоб повторять в час полночи рыданья, и слёзы вечный на хладный камень лить» (Ф. Петрарка). «Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла» (А. Блок) Видно, что достаточно часто повторяются «слёзы», плач.

Коммуникативный жанр практически всех рассмотренных источников можно описать как обращение. Чаще всего – обращение к покинувшему партнеру. Это можно интерпретировать с точки зрения диалогической стороны плана выражения переживания. Лирический герой обращается к покинувшему его партнеру – это можно увидеть в частых прямых обращениях «ты», «твоё» в произведениях. В то же время в семиотическом это может быть как обращение – рассказ о своих чувствах, эмоциях, о произошедшем, (рассказ обращенный к ушедшему партнеру или (у Б. Пастернака) к читателю), так и обращение-жалоба. «Благодарю тебя за равнодушье […]я, быстро повзрослев. Смогла смириться[…] я с чувством справилась, до тла сжигая нервы […] а ты не знал, что был любовью первой[…]» (Е. Ренар), - здесь мы видим своего рода жалоба на самого ушедшего. «[…]Напрасно голос ваш приветный звучал мне как далекий звон[…]»(Я. Полонский), «Ты – как круг, полный и цельный […]я не помню тебя отдельно от любви[…] я не вижу тебя совместно ни с одной[…]» (М. Цветаева) – обращается автор к покинувшему её.  «Колонна гордая! О лавр вечнозелёный! Ты пал – и я навек лишён твоих прохлад[…]» (Ф.Петрарка) – можно увидеть яркий пример рассказа (с большим количеством образов и метафор) о своих переживаниях.

Кроме этого, можно выделить глобальность захватывающих лирических героев переживаний – разлука переживается как нечто, затрагивающее порою не только всю жизнь героя, но и в целом всё мироздание. Особенно ярко это можно проследить в стихах Ф. Петрарки: «Всё смерть похитила, всё алчная пожрала […] Почто ж мне доле жить? […] Я в будущем моё блаженство основал […] и всё с Лаурою в минуту потерял […]»,  - мы видим, как автор проецирует эту потерю на всю свою жизнь, он потерял «всё», он вопрошает – зачем ему дальше жить. Фактически смысл всей его жизни связан с потерянной Лаурой. В другом примере: «Речка, распухшая от слёз солёных, лесные птахи рассказать могли бы […]И трещины земли на трудных склонах – незыблемое зыблется на месте, и зыблюсь я как бы внутри гранита[…]», - мы видим, как переживание разлуки метафорически переносится на весь окружающий мир. Даже сама природа переживает. «незыблемое зыблется» - благодаря переживанию как будто происходит нечто ранее невозможное, меняется само мироздание. Но также и в произведениях других авторов можно отметить глобальность переживания, которое затрагивает всю жизнь человека в данный момент: «Летели дни, кружась проклятым роем […] и звал тебя как молодость свою» (А. Блок),  – мы видим своего рода сопоставление, сравнение отношений со всей своей молодостью.  «Гора горевала, что только дымом станет – что ныне: и мир и Рим» (М. Цветаева), - можно увидеть как всё несокрушимое (Рим и мир) рушится в данном переживании. «Ещё говорила гора, что табор – жизнь, что весь век по сердцам базарь!» (М. Цветаева), - вся жизнь как бы теряет смысл (жизнь – табор, большой пёстрый набор, кочующий туда-сюда). «И вновь у жизни, чувством бедной, ищи подобья прежних дней» (Я. Полонский) – видно, что вся жизнь после разлуки как бы обеднела чувством. Кроме того, переживаются воспоминания о партнёре «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий» (А. Блок), «Вчера ещё влюблённый молил не позабудь» (А. Ахматова). Кроме темы глобальности, можно отметить переживаемое многими лирическими героями чувство одиночества «А ныне только ветры, да крики пастухов[…]» (А. Ахматова) – мы видим, как лирическая героиня остаётся одна, после ухода «вчера еще влюблённого». В выше приведенном отрывке Я. Полонского герой «ищет подобия прежних дней».

В плане осмысления можно выделить то, что лирические герои понимают, что вместе с прошедшими отношениями ушла какая-то важная часть жизни – что-то, что уже нельзя возвратить. «И звал тебя как молодость свою» (А. Блок), - герой (помимо выше описанной глобальности) проводит своеобразные параллели с ушедшей молодостью.  «И вновь у жизни, чувством бедной, ищи подобья прежних дней» (Я. Полонский), «Зернится скорбь в гнезде былых веселий, где я ищу следов красы и чести» (Ф. Петрарка), - прошедшие отношения это «гнездо былых веселий», которое теперь заполнено скорбью. «А нынче только ветры, да крики пастухов, взволнованные кедры у чистых родников» (А. Ахматова).

В плане попыток совладания с чувством разлуки необходимо отметить, что в проанализированных нами текстах можно выделить общую тенденцию лирических героев к попыткам как-либо забыть, заглушить чувства к партнеру: «Я с чувством справилась, дотла сжигая нервы, и вырвала из сердца как крапиву» (Е. Ренар) – героиня как бы «душит», «вырывает из сердца» чувства, воспоминания. «Вино и страсть терзали жизнь мою» (А. Блок) - лирический герой пытается забыться, заполняя свою жизнь вино и страстью.

Анализируя литературные источники в некоторых случаях возможно было выделить этапы переживания разлуки, но лишь в некоторых случаях, и их было крайне трудно обобщить, однако в итоге мы постарались создать некоторую схему переживания разлуки в его проявлении в литературе. 

Анализ интервью

После расшифровки протоколов интервью в ходе анализа при первом прочтении протоколов, в отдельную колонку выносились все те содержания, которые каким-либо образом казались важными экспериментатору – повторяющиеся метафоры или выражения, «эмоционально заряженные» содержания, содержания, отражающие какие-либо ценностные установки испытуемых и пр.. В дальнейшем, выделенные содержания соотносились с теми или иными категориями в схеме переживания.

Проанализировав полученные протоколы в целом, можно составить обобщенную картину переживания разлуки.

Для испытуемых в ходе переживания важен ретроспективный анализ истоков, причин разлуки. Вероятно, такой анализ придавал качество «объективности», неизбежности состоявшегося события разлуки. Можно выделить некоторую зависимость между реакцией на разлуку испытуемым и тем, кто был инициатором расставания. Если инициатором разлуки был сам интервьюируемый, то разлука переживается менее остро, менее болезненно. В качестве примера можно привести слова испытуемой А., которая отмечала: «Если я думаю о том, чтобы расстаться […] я обычно рано или поздно заканчиваю отношения, и это как-то спокойно всё проходит. […] если меня бросают, то это неприятно, конечно, обидно. Может быть неожиданно, от этого больнее». В нашем исследовании встречались переживания разлуки только по инициативе испытуемого или Другого, однако, можно отметить, что возможна разлука по «вине» третьего лица или события (например: «смерть нас разлучила»). Однако такие случаи не были представлены в наших интервью.

Если описывать сам механизм протекания разлуки, то можно сказать, что ещё до собственно разрыва отношений появилось нечто, что в дальнейшем детерминировало разлуку. Появились какие-то изменения в отношениях, которые в дальнейшем приводят к разлуке. Например, испытуемый К.Б. говорил: «Появляется что-то, какая-то неудовлетворенность. Какие-то расхождения в стиле […] Стараешься с этим что-то поделать, но оно тебя изводит». Испытуемая Т. отмечала: «В какой-то момент я понимаю, что человек какой-то другой […] С этого момента я начинаю допускать мысль о том, что я в принципе могу с ним расстаться».  Общим является качественное изменение отношений – испытуемые описывают его как «отдаленность», «далёкость», «разделённость», некоторые также делают акцент на постепенном угасании интереса к человеку или со стороны человека, на процессе переоценки отношений. Некоторые испытуемые отмечали тот факт, что «разрыв» отношений произошел ещё до физического их прекращения (испытуемая Т: «Мы как бы уже расстались […] Мы можем общаться и встречаться ещё очень долго, но в принципе я понимаю, что я могу с человеком разойтись. Для меня разлука уже произошла»).

Среди общих факторов также можно выделить тот факт, что практически во всех случаях процесс разрыва отношений описывается как процесс накопления/разрядки. Накапливаются некоторые обстоятельства как раздражение или мелкие несогласия или конфликты, или просто общее напряжение в отношениях, затем происходит разрядка, которая, однако, описывается различным образом – у некоторых испытуемых как взрыв, у других – как плавное завершение отношений (Испытуемый К.Б. «И когда вот такие разногласия в стиле начинают уже порядком напрягать […] то стараешься как-то плавно это свернуть, понимаешь – больше быть с человеком не можешь). Однако общим во всех обработанных интервью является именно процесс накопления и последующего плавного или нет «выхода».

 Также надо отметить, что ряд испытуемых описывают переживание разлуки в зависимости от ожидаемости его и инициативы. Ряд испытуемых указывают на то, что в случае, если инициатива исходила от них, то главной задачей они ставили «обсудить и проговорить» ситуацию, и не испытывали сильных негативных чувств, а порою даже чувство удовлетворения от того, что «всё правильно сделали» или «очистили совесть». Надо отметить также, что особенно сильно вопрос ответственности и «очистки совести» проявлялся в протоколе испытуемого – мужчины. Исследование данной особенности может стать направлением дальнейших исследований.

Также можно отметить, что если разрыв произошел неожиданно, то некоторые испытуемые отмечают это как удар по самооценке. (Испытуемая Н. «Знаешь, это даже обидно, что тебя бросают […]как-то, получается ты не самая лучшая женщина).

Если говорить о выделенных категориях, исходя из нашей модели, то в плане непосредственного переживания испытуемых объединяют ощущения пустоты и боли. Боли, порою переходящей в физическую боль. Пустота описывается  очень не конкретно, можно сказать, что мы имеем дело в общем с чувством пустоты, которое трудно разложимо на составляющие. Также некоторые испытуемые испытывают чувство ненужности, «брошенности» (в случае, если разлука инициирована не ими) и удар по самолюбию, самооценке.  Говоря об уровне выражения, необходимо отметить, что все испытуемые выделяли внутренний диалог (своего рода спор, противоречия) ум/чувства (чувства/разум, ум/чувства/тело (Испытуемая Э: «Мне было хорошо с человеком рядом, крышу сносило от его прикосновений […], но я понимала, что это не то, что мне нужно)) и как бы своеобразный спор между этими компонентами. Если говорить о внешнем диалоге, то испытуемые указывали на тот факт, что переживания в основном проходят внутри, а проявляют они эти чувства не столь часто, однако если проявляют, то проявляют их в кругу близких людей (не только родственников, но людей значимых) и испытуемым важен отклик человека в виде поддержки, ободрения. При этом важна и способность просто выслушать (есть потребность выговориться). Можно сказать, что имеет место жанр жалобы в семиотическом аспекте плана выражения.

 Говоря о плане осмысления, необходимо отметить, что все испытуемые отмечали факт влияния разлуки на дальнейшие отношения и на оценку их. Большинство испытуемых отметил тот факт, что переживание разлуки даёт им опыт и знания для того, чтобы выстраивать свои следующие отношения по-другому, несколько меняет их последующие отношения. Некоторые испытуемые отмечали, что переживание разлуки влияет на их дальнейшие отношения тем, что отношения становятся более закрытыми (влияние имеет негативную коннотацию). Все испытуемые указали на то, что переживание разлуки имеет важное влияние на их жизнь. Ряд испытуемых даже хронологию жизни описывает по своего рода «вехам отношений» («это было, когда я была с Н.»). Описывая метафорику процесса,  важно отметить указания на боль, а также на метафоры разделения – отдалённость, далекость и пр.

Говоря о совладании с переживанием разлуки, некоторые испытуемые указывали на то, что если разлука происходила по их инициативе и не несла за собой негативных переживаний, то у них не было потребности как-либо справляться с ними. Если стараться выделить общие черты по данной категории у тех испытуемых, у которых переживание разлуки вызывает страдания, то можно отметить такую общую черту, как стремление отвлечься от данного переживания с помощью деятельности – фигурируют такие метафоры как «забыться», «уйти в работу», «заполнить пространство». Можно также выделить некоторое упование на то, что «время лечит» и «всё пройдёт».

Нам не удалось выделить каких-либо значимых между степенью «знакомости» с переживанием разлуки, отмечаемой испытуемыми в начале интервью и проявлением самого переживания разлуки, однако надо сказать, что практически все испытуемые отметили серьёзное влияние данного переживания на дальнейшую жизнь (баллы от + 6,5 до 10).

 

Выводы

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1)              По результатам анализа проявления переживания разлуки в культуре (а именно – литературных, поэтических источников) можно составить определенную картину переживания разлуки в культуре. Это нечто, переживаемое достаточно болезненно (горестно), выражаемое часто в жанре  рассказа-повествования или рассказа-жалобы, которое воспринимается как глобальная перемена всех сфер жизни, затрагивающее не только жизнь человека, но и всё окружающее, для совладания с которым предпринимаются попытки забыться, отвлечься.

2)              По результатам анализа качественных интервью испытуемых также можно составить определенную обобщенную картину переживания разлуки людьми в обыденной жизни. Переживание, сила которого зависит от того, кто был инициатором разлуки. В случае, если инициатором был сам переживающий, то переживаемое не столь болезненно, в противном случае – достаточно болезненно, порождающее чувство одиночества, брошенности, пустоты, порою наносящее удар по самолюбию, серьёзно влияющее на дальнейшие отношения, воспринимающееся как важный этап в жизни, выражаемое близким людям, от которых важно получить не столько отклик, сколько принятие, и для совладания с которым люди пытаются отвлечься на другой вид деятельности.

 

В целом мы видим достигнутой цель нашей работы по созданию обобщенного образа переживания разлуки. Направление дальнейших исследований мы видим в углублении проведенного анализа, в том числе, в проведении сравнительных исследований переживания разлуки различными категориями людей, а также в более детальном изучении выделенных в данном исследовании категорий.

 

 

 

 



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Распространенные переживания социофобов: как быть и что делать (часть2) ?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Техника КРАТКОСРОЧНОЙ самопомощи от страха разлуки со значимым человеком.
  • Страх разлуки. Этап взросления.
  • Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены
  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Сегодня узнала, что беременна... Чувства, переживания, шок?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • Чувствительность как навык переживания Жизни
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Психосоматика или как тело забирает переживания души.
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Как поддержать в момент переживания потери.
  • Отказ от переживания душевной боли как феномен невротизации современного общества
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Переживания. Как правильно поддерживать близких
  • Как принять негативные эмоции, чтобы снизить невыносимые переживания
  • Как пережить невзгоды. Этапы переживания психологической травмы.
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь