Развитие самостоятельности у детей

 

Развитие самостоятельности у детей

Довольно часто мы слышим, что в детях нужно воспитывать самостоятельность для того, чтобы во взрослой жизни они были более жизнеспособны.

Но когда начинаешь спрашивать, что такое самостоятельность, то мало кто может вразумительно ответить на этот вопрос.

Одна мамочка сказала, что ее пятилетний ребенок самостоятельно собирает игрушки вечером. Я ее спросила: «Он эти игрушки собирает без Вашего напоминания?». Она: «Нет, конечно, я говорю, что пора собирать игрушки, и он начинает их собирать сам, я ему не помогаю». Самостоятельность ли это?

Самостоятельность – это когда человек сам ставит цель и сам ее достигает.

  • То есть в выше приведенном случае малыш проявил бы самостоятельность, если поиграл бы и после убрал за собой игрушки без маминого напоминания.
  • Школьник самостоятельно выполняет домашние задания, если ему никто из семьи об этом не напоминает и не помогает в решении задач.

Если же мы, как родители, наблюдаем за процессом, не вмешиваясь, то это контролируемая самостоятельность. То есть вы даете ребенку возможность самому ставить задачи и решать их, но в случае, если возникнет какая-то угроза, то вы ее предотвратите.

Из выше написанного следует вывод:
прежде, чем ребенок начнет проявлять самостоятельность, его все же нужно обучить этому.

Так как же правильно научить ребенка быть самостоятельным?

Первое - это давайте ему возможность выбора. Хорошо, когда ребенок чувствует, что может влиять на действительность. Спросите малыша, что сегодня приготовить на гарнир макароны или рис, в выходные вы пойдете в цирк или на карусели.

Почему это важно?
Возможно, вы слышали о таком феномене, как выученная беспомощность. Это когда человек перестает даже пытаться что-то сделать, потому что считает, что это бесполезно - все равно не получится.

Родители, экономя свое время, пресекают любые попытки неуклюжего проявления детской самостоятельности и сами, ворча, выполняют за ребенка любую работу. Постепенно ребенок усваивает, что не стоит напрягаться, чтобы лишний раз не услышать, что ты все делаешь не так, как надо.

А потом на прием к психологу приходят взрослые, которые боятся действовать в жизни и принимать решения. А вдруг не получится? И даже не так, они просто говорят: «У меня не получится».

Люди с выученной беспомощностью не только не действуют, но они даже не стремятся обучаться, плюс у них почти всегда пониженный фон настроения вплоть до депрессии.

В моей практике было три клиента с беспомощностью, и у всех трех были гиперопекающие матери. У всех трех матерей воспитание этих детей было смыслом жизни. Несмотря на то, что клиентам было от 30 до 45 лет, матери очень активно участвовали в их жизни, старались сами принимать решения за «детей» и очень агрессивно реагировали, если дети поступали по-своему.

На эту тему было проведено много экспериментов, выводы таковы: людям важно осознавать, что они могут влиять на свою жизнь и что у них есть свобода выбора.

Поощряйте инициативу. Даже если после помытой ребенком посуды у вас появится в два раза больше работы, знайте - это время инвестировано в развитие самостоятельности вашего ребенка. Пока ребенок хочет учиться, давайте ему это, а то потом в подростковом возрасте уже сложно будет что-то исправить.

Помните про особенный сензитивный период у ребенка до 8 (11) лет. Это то золотое время, которое потом делает всю жизнь взрослого человека. А как бывает в обычной жизни? До 11 лет ребенку ничего не разрешают, все делают за него, а когда он уже ничего делать не хочет, то его принимаются заставлять - и начинаются конфликты.

Привлекайте ребенка к семейным делам. Всегда следите, чтобы задание было по силам ребенку, но со временем усложняйте. Дело должно вызывать небольшое напряжение, приложение сил, и когда малыш справится, его нужно похвалить. Грамотные тренеры в спорте для воспитания чемпионов используют эту тактику. Они никогда не дают будущему чемпиону сразу сложных соперников. Спортсмен должен выигрывать, но с каждым разом планка все поднимается.

Итак, самостоятельность в ребенке, конечно, развивать нужно,
и в этом вам помогут основные правила:

  • привлекайте ребенка к семейным делам,
  • поощряйте его инициативу и давайте возможность выбора,

и тогда ваш малыш вырастит в счастливого взрослого.



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь