Страх и любовь навязчивой личности

Навязчивая или компульсивная личность живет в страхе прихода будущего, в вечном опасении за то, что что-то может измениться, в своей неуверенности в том, что в будущем их картина мира не претерпит изменений.

Истоки их компульсивности проистекают из детства, где не менее навязчивая мать "дрессировала" ребенка с целью получить на выходе послушного, опрятного, умного и не причиняющего неприятностей маме ребенка. Холодная эмоционально и отстраненная мать или такой же отец (далее по тексту мама) воспитывала ребенка в духе солдатской муштры и поощряла исключительно "правильное" поведение. Ребенок, росший в таких условиях, усвоил только то, что если быть тихим и неприметным, если беспрекословно исполнять все предписания, то в итоге можно получить похвалу. Год за годом живя в такой семейной системе, у ребенка развивалась его собственная картина мира (весьма навеянная навязчивой мамой), в которой все должно быть стабильно, правильно, без слез и соплей, и с обильным количеством правил, которые нужно соблюдать.

Именно система соблюдения правил (компульсивность) и вера в то, что это единственно правильный путь в жизни и порождают навязчивых личностей. Кстати, такие люди себя очень хорошо могут реализовать на должностях, связанных с соблюдением норм, проверками и в работе со строго регламентированными структурами действий. Естественно, недополученное в детстве тепло, ласка, забота и любовь дают о себе знать в виде скрытой и подавленной агрессии, которая и находит выход в садистическом соблюдении норм и правил, особенно в привязке этих правил к другим людям. Чиновник реально может получать удовольствие от реализации своей скрытой агрессии путем выписывания справки в течении нескольких месяцев. При чем сам акт растягивания времени и выполнения всех процедур так, как они есть, не воспринимаются данной личностью как нарушение или издевательство, ввиду строгим соблюдением им всех предписаний и правил, что в его глазах не может быть поддано никакой критике. Педантичность и правильность порождены огромным напряжением внутри, и, собственно говоря, являются яркими маркерами подавленной агрессии. Это очень краткий и утрированный пример реализации агрессии у компульсивных личностей. Более распространена эта компульсивная агрессия в быту, где навязчивая мама не может позволить ни себе ни своему ребенку сделать домашнее задание с ошибками даже, если это реальный уровень развития ребенка. Тут мы имеем и навязывание правил, и насилие, и реализацию подавленной агрессии мамы.

Для навязчивой личности страх перед приходящим будущим имеет жизненно важное значение ввиду их личной непереносимости наступающих перемен и закостенелого взгляда на жизнь, сформированного в негибком и ригидном детстве, где всякая подвижность и инициативность жестко подавлялась, где нельзя было бегать по дому, чтобы не удариться и не разбить вазу, где нельзя было рисовать фломастером по обоям и где обязательно нужно было рассказать стих гостям, стоя на стуле с бабочкой на шее. Все должно быть так, как было и как есть, и ничего не должно меняться. Телефон должен быть с кнопками, а жена должна уметь готовить борщ, с работы меня не могут уволить, а наша контора должна работать вечно. Переменам нет места в этом структурированном и понятном мире, в котором так много вещей нужно повторять каждый день. Ритуалы, застывшие в веках, несут на себе печаль многих поколений.

Соответственно, отношение навязчивых личностей с другими людьми строится по тому же самому принципу соблюдения правил и нерушимости границ. Наверное, наиболее яркий пример такого персонажа есть в сериале "Теория большого взрыва" Шелдон Купер, который ходит в туалет по расписанию и имеет договор о проживании со своим соседом. Это не было бы таким смешным, если бы не было таким печальным в реальности. Тут и догматично-фанатичная мама с религиозными догмами и папа-алкоголик, которые в итоге и породили такого навязчивого (и очень смешного в сериале) ребенка. Мы видим на примере Шелдона, что все новое входит в его жизнь очень тяжело и медленно, с большой долей скепсиса и, естественно, с тщательной проверкой.

Любовь тоже подпадает под правила. Собственно говоря, любви там особо и нет, есть привязанность, есть удобство, есть долг и много другого, чем можно оправдать и объяснить совместное проживание. Другой человек в браке рядом с навязчивой личностью воспринимается как партнер, как соучастник морально-волевого преступления, в котором будет произведено насилие над детьми и над партнером. Порой развод в таких случаях воспринимается как предательство и его невозможность всегда можно объяснить с позиции "я женился один раз, и ты всегда будешь со мной", причем мнение и чувства партнера совершенно не играют для навязчивого человека никакой роли. Любовь – это пережиток прошлого для них, которая есть в сентиментальных романах, где люди показаны как слабые и неорганизованные существа, неспособные выполнить свой долг или соблюдать элементарные правила приличия. Любовь тут не живет.

Да, тут описана классическая модель навязчивой личности. Да, в жизни может быть больше или меньше навязчивости и да, это все может быть проработано. Находиться рядом с такими людьми сложно и им самим сложно жить в этом постоянно меняющемся мире. И, конечно, эти люди заслуживают нашей любви и уважения ничуть не меньше, чем все остальные. Они такие же, как и мы, просто в детстве у них был квадратный мяч.



Просмотров: 283
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Все начинается с правил или Как правила помогают ребенку обрести контроль над своими эмоциями.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Наверное, так и должно быть, или как разрушить себе жизнь
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь