|
МАК в работе с детьми. Уточняющая сессия.Автор статьи: Анастасия Венедиктова
Расскажу вам сегодня о технике работы с картинками в ходе психологических сессий с ребенком. Сегодня речь пойдет о фотографиях животных, они нравятся детям всех возрастов. В моей коллекции их полно самых разных: есть набор с разными состояниями, и об этом я напишу в следующей статье, но самый простой и основной- это красивые фотографии разнообразных животных : слон, обезьяна, волк, пчела, скорпион, дельфин и т. д и т. п. Для одной сессии я отбираю около 20 картинок. Затем предлагаю ребенку рассмотреть их и выбрать три штуки. Первая- это та, которая очень нравится, вторая- это та, которая ну совсем не нравится и даже вызывает отвращение, а третья- это просто так, без установки. После отбора, я прошу ребенка придумать историю про каждого из животных. При этом, я преследую несколько целей: - Уточнение активных переживаний, реакций; - Изучение взаимоотношений ребенка в семье; - Исследование скрытых, подавляемых чувств; - Определение самопринятия и возможности самоподдержки. Основанием тому служит существование в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций:
На практике это означает, что, повествуя про жизнь выбранного животного, ребенок начнет рассказывать про свою. В историях часто звучат бытовые сюжеты, переживания по поводу рождения новых «детенышей», школьные тревоги (да-да, тигры тоже об этом волнуются). Конечно, перед началом работы, я выслушиваю запрос родителей к психологу и знакомлюсь с ребенком, узнаю, что он сам думает по этому поводу. Зачастую, дети поначалу скованны и не разговорчивы, и уж точно не выложат разложенные по полочкам, все свои душевные муки. Однако, смотря на картинку и погружаясь в воображаемый мир, ребенок охотно отвечает на вопросы, объясняя и уточняя чувства и желания. Почему именно три картинки? Первая – та, что нравится, быстро увлечет рассказчика и проявит актуальное состояние, сильные или желаемые стороны и качества личности. Вторая покажет травмирующие события, критические замечания и родительские установки. Животные, которых относят ко второму выбору, наделяют социально неодобряемыми качествами: они, как правило, агрессивны, ленивы, плохо учатся, не слушают маму и папу и т.д. Третья картинка для меня служит уточняющим звеном, а для ребенка в ней находится ресурс, связующий фактор. Во время сочинения историй я являюсь активным слушателем, задаю много уточняющих вопросов и стараюсь не упускать из вида важных «мелочей»: повторение сюжета, ослабление или нарастание энергии, нежелание говорить о чем- либо, соматические реакции, таким образом, собирая материал для работы. Дети любят слушать впоследствии записанные мною их рассказы. Иногда мы вместе читаем их родителям, но чаще всего, я использую описанный метод на первой же совместной консультации и родители могут слышать, как герои придуманных сказок нуждаются во внимании, заботе, принятии и любви. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|