Даже льву бывает страшно (Про буллинг, про животных и про людей)

Автор статьи: Татьяна Жуковская

Даже льву бывает страшно
(Про буллинг, про животных и про людей)

Недавно я смотрела видео, где гиены напали на льва. В голове был сильный диссонанс. Как, ну как король зверей, такое сильное животное, может попасть в такую передрягу, да и еще с кем!? С гиенами? Нет, я не верю.

Но кадры фильма говорили сами за себя. Лев с испуганными глазами и поджатым хвостом не мог с ними справиться. Он выглядел растерянным и побитым. Его зубы, когти и стан совсем не устрашал, он не вызывал уважение у этих зверей - скорее гиены пугали и кусали его!

А что здесь такого, спросите вы? Природа жестока, а животный мир выживает как может. И если территориальный вопрос важен для стаи хищников, то они будут зачищать свое пространство и устранять соперников. А если их много и они в стае, то и лев станет жертвой!

Это ужасно, скажу я вам, потому что получается, что неважно, кто ты такой, кем являешься и как называешься. Главное - если есть сила, которой ты мешаешь, и эта сила не справляется со своей агрессией, то она может напасть и попробовать сдвинуть тебя с насиженного места. 

И да, похоже, именно это и есть закон природы. А все, что присутствует в нашей голове относительно джентльменства, уважения, кодексов и тд. - неизвестно им, потому что в дикой природе этого нет.

Это то, чем отличается мозг животного. У него нет жалости. Есть только инстинкт. Животному нужна территория, чтобы питаться и выкармливать потомство. Важен именно мой рот, мой род и мои дети. А вы - нет.

Получается, чтобы попасть в неприятную ситуацию, достаточно просто быть другим, не своим, или иметь претензии на спорную территорию (место), или нечаянно, по воле судьбы, оказаться чужаком или слабым. Современному цивилизованному человеку не хочется об этом думать. Это не про нас, скажете вы, мы другие, отворачиваемся.

Но мы все дети природы, пусть и живем большей частью в городах. Наши инстинкты - такие же как прежде - есть в нас. Мы пытаемся их скрывать и укрощать - например, врожденный страх опасности, агрессия и забота о потомстве есть во всех родителях. Инстинкт продолжения рода также большинство замечают в себе.

Считается, что у "высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта" ((с) Википедия), но до этой корректировки нужно еще дорасти. (википедия)
Именно поэтому мы чаще сталкиваемся с неосознанными моментами инстинктивного поведения у детей и подростков, ведь у них меньше опыта осознания и удержания себя.


Сегодня я хочу поговорить о теме буллинга в разрезе следования инстинктам и рассказать, почему именно там, где есть дети, адекватных взрослых должно быть больше.

Буллинг (травля) - "агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны одного или группы членов коллектива…" ((с) Википедия) 

Многие знают и слышали о ситуациях буллинга в школе. Чаще взрослые ужасаются происходящему. Начинают паниковать, судить, но не знают, что делать. А именно в наших знаниях о процессе и заключается возможность решения ситуации.

Итак, дети обучаются, социализируются, но они также и инстинктивны. Они чувствуют отличия, чувствуют слабых, чувствуют противостояние, чувствуют возбуждение и они более реактивны, чем взрослые. Менее способны удерживать свои порывы. Чтобы ребенку удержать свой порыв, ему нужен ориентир - взрослый.

Тем временем взрослых часто не хватает в детских учреждения - садах, школах, в подростковой среде. Именно так! У нас постоянно увеличивается количество детей в группах и классах и, следовательно, уменьшается количество взрослых в расчете на группу детей. В результате - удерживающей, обучающей и социализирующей силы становится меньше.

Более того, современное общество часто нацелено на более раннюю самостоятельность детей, чем возможно себе это позволить. Большая часть современных родителей недоумевает, зачем нужно их присутствие на детских площадках, при встрече ребенка из школы, особенно уже подросшего.

Почему компании детей не всегда полезно позволять свободное времяпровождение без взрослых? Потому что в отсутствие взрослых рядом дети более подвержены инстинктивным процессам, им легче сливаться в толпу, труднее сдерживать агрессию, легче начать преследование слабых и отличных.

Взрослые, не учитывающие этого момента, недоумевают, как дети, отпрыски людей, способных строить города и государства, создавать социальные институты, жизнь в которых опирается совсем не на инстинкты и даже больше - не на чувства и эмоции, а на правила поведения и знания, могут совершать такие ужасные поступки.

Почему учащаются случаи, когда подросшие дети, чаще подростки, нападают на других детей? Как так получается, что они жестоки и далеко не добры и не оказывают поддержку? Сейчас многие из успешных читателей вспомнят, как они сами подвергались подобному насилию или видели, как подвергались другие, а возможно и сами были зачинщиками травли и, следовательно, насилия над другими.
Буллинг - это именно психологическое, часто переходящее в физическое, насилие. Остановить детей в ситуации буллинга могут только взрослые, и иногда нужен не один взрослый и не одна решительная мера.

Давайте разберемся, что нужно знать о буллинге

• Тем, кто взаимодействует с детьми, важно знать, что у всех по-разному происходит и развивается социальное взаимодействие. Скорость обучения социальным навыкам у детей разная. Одним достаточно один раз услышать и увидеть, а другим нужно последовательное терпеливое обучение. Это связано с особенностями нервной системы и биологическими предпосылками к обучению.

Если ребенок живет в среде, где мало взрослых, демонстрирующих, что агрессивные и реактивные порывы возможно сдерживать, у ребенка меньше возможности усвоить это.

• Есть места, где чаще случаются ситуации буллинга: травят в школе, травят в интернете, травят во дворе, травят в семье, травят в лагере, травят в детском саду, травят компании детей на пути домой - одиночек и более слабых.

• Нужно понимать, что и моббинг, и буллинг в интернете -
• это травля. Травля с разным подходом (психологическая, физическая, социальная), с активно и целенаправленно выражаемой агрессией, но все равно это насилие, и это важно остановить. Остановить насилие - это ответственность взрослых.

Что должны знать взрослые и передать детям:

• Никто не имеет право делать ребенку плохо: бить, хватать, трогать, закрывать где-то, заставлять что-то делать, угрожать, пугать и прочее.

• Если произошла неприятная ситуация и ты промолчал и не смог защитить себя, то ситуация может повториться. Поэтому - скажи взрослым, не терпи.

• Чем больше взрослых знают о том, что произошло, тем больше возможности это остановить.

• Если кто-то говорит тебе, чтобы ты молчал и никому не рассказывал, а тебе или кому-то плохо, то это тоже насилие. Не поддавайся - расскажи взрослым!

Взрослым и детям важно понимать, что никто не может быть в абсолютной безопасности. Но у нас есть возможность не продолжать то, что началось, мы можем это остановить, и поэтому важно не молчать, а говорить.

Наши инстинкты нормальны. Это отголоски нашего животного прошлого, когда мы, как и львы и гиены, отстаивали свою территорию и не пускали на нее чужаков. В те времена для того, чтобы род выжил, все его члены должны были быть сильными и обладать качествами воина. 

Но в наше время общество имеет более сложное и дифференцированное строение, в нем важно научиться уважать каждого - и взрослого, и ребенка, и сильного, и слабого, и умного, и того, кому непросто даются знания и учеба…

В нашем обществе, чтобы быть принятым, важно уметь терпеливо соседствовать, пусть и замечая отличия и недостатки. И этому дети не научатся сами - это большая работа и ответственность взрослых.

Кстати в том видео, где гиены напали на льва, ситуация закончилась тем, что первому, более слабому льву, на помощь пришел второй взрослый лев. Он был более сильным и, по-видимому, более молодым. Вдвоем они разогнали стаю агрессивных гиен.

 



Просмотров: 18
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Взрослые дети взрослых родителей
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Насилие взрослых детей над родителями.
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Если денег не хватает, то нужно срочно делать именно это
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Кого больше любят. Психотерапевтическая сказка для детей и взрослых
  • Почему мы именно такие, какие есть?
  • Что наши дети знают такого, чего не знаем мы, взрослые?
  • Что наши дети знают такого, чего не знаем мы, взрослые?
  • Сказка для взрослых. О том, как важно быть, а не казаться.
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • Что делать, если меня травят на работе?
  • Что делать, если меня травят на работе?
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь