Повышение самоконтроля у зависимого человека

Повышение самоконтроля у зависимого человека

Для начала, я предлагаю взглянуть на формирование навыка самоконтроля достаточно широко. С учетом того, что закладываются навыки самоконтроля в глубоком детстве.

Итак, изначально у ребенка нет никакого самоконтроля. Изначально у ребенка имеются только родители, которые и выступают в качестве «контролирующей организации». Их функциональная задача сводится к регламентации всего, что происходит в жизни ребенка. Где-то ребенку это может нравиться, где-то нет – это не важно. Только контроль со стороны родителя позволяет ребенку расти и развиваться.

По мере взросления ребенка, тот все больше начинает нуждаться в получении обратной связи. Не на уровне больно/не больно, а на уровне хорошо/плохо, правильно/неправильно, эффективно/не эффективно. Если обобщить, то подобную обратную связь можно назвать родительской оценкой. Так как самооценки у ребенка изначально нет, то именно родительская оценка формирует у ребенка эффективные стратегии поведения и эффективные навыки, которые позволяют ему достигать всего, что необходимого в своей жизни.

Третий этап формирования самоконтроля – это формирование самооценки. На этом этапе, подросток (а самооценка активно закладывается именно в возрасте 12-15 лет) начинает предпринимать шаги в направлении перетягивания одеяла оценки своего поведения в направлении своих оценочных суждений, а не родительских. Что, естественно, не проходит бесследно для отношений между старшими и младшими членами семье в силу болезненности процесса отстаивания своих границ – своего мнения и своих убеждений.

И, наконец, четвертый этап – это непосредственно формирование самоконтроля, когда подросток или взрослый человек сам учится принимать решения, самостоятельно их реализовывать, корректировать их выполнение (при возникновении трудностей) и положительно (или отрицательно – при неудаче) себя подкреплять по факту их завершения.

Теперь поговорим о зависимом человеке. В целом, для зависимого человека характерно нарушение на всех четырех этапах формирования самоконтроля. Для того, чтобы было проще и наглядней, я буду рассматривать проблему самоконтроля на примере пищевой зависимости. 

Так на первом этапе, чаще всего ребенок сталкивается с непоследовательным поведением родителей. С одной стороны идут жесткие ограничения (в поведении, питании, выражении своих эмоций и т.п.). А с другой стороны, в определенный момент, родитель махает на ребенка рукой. И какое-то время тот оказывается предоставлен сам себе, бабушкам, влиянию со стороны сверстников. Уже при сформированной зависимости, такое положение дел приводит к эффекту весовых качелей, когда вес то сбрасывается (период жесткого контроля), то возвращается (на фоне эмоционального срыва, потери мотивации, усталости, болезней, социальных провокация и т.п.).          

На втором этапе происходит достаточно выраженная фиксация на внешней оценке. Зависимого человека сильно и долго приучают к тому, что он должен вести себя в определенных социальных рамках. Что мешает ему, например, достать весы для подсчета калорий в кафе или ресторане. Мешает отказывать другим участникам дружеских посиделок. Даже мешает признаться близким и знакомым в том, что он в очередной раз пытается сбросить вес.     

На третьем этапе происходит зашкаливание эмоциональной оценки с элементами обличительных, ругательных мыслей. А также тенденциями к усилению вероятности негативного исхода своих усилий, сомнениям и провокации ситуации неопределенности. Что в целом приводит к повышенному уровню тревоги, частому появлению вины и разочарования.  И редкому появлению уверенности в результате позитивной оценки своих возможностей.

Да, еще нужно сделать поправку на то, что описанные изменения характерны для экстернального и эмоциогенного вариантов нарушения пищевого поведения. И совсем иначе происходит при ограничительном типе нарушений пищевого поведения. Про них можно почитать здесь (в комментариях к заметке).   

Что делать. Сразу уточню, что стратегия, которую я опишу ниже, не является панацеей. То есть она не единственно верная и, даже, не базовая для большинства людей с пищевой зависимостью. Она будет наиболее полезной именно при нарушении системы самоконтроля (о чем клиенты с пищевой зависимостью говорят сами и открыто).

1 пункт. Родительский контроль. Старт программы снижения веса важно начинать с четкой и последовательной, но жесткой программы питания. Жесткой программа должна быть не в плане тотального голода или моно-диеты на яблоках. А в том плане, что в питании важны четкие запреты на определенные (100% вредные) продукты, четкие указания на то, какие продукты будут обеспечивать сытость и какие продукты можно использовать для удовольствия. То есть с самого начала важны четкие указания к СОСТАВУ рациона. С одной стороны, речь идет об ограничениях, но, с другой стороны, большинство клиентов с лишним весом и сами ждут ограничений. Более того, они же себе их сами и организуют (зачастую – намного жестче, чем нужно). Как альтернатива – персональный тренер с индивидуально подбираемой программой физических тренировок.  

2 пункт. Стоит предложить клиенту с лишним весом четкие и объективные инструменты внешнего контроля его пищевого поведения. Удобней всего это делать при помощи пищевого дневника и листа рекомендаций. В первом случае можно отслеживать причины приемов пищи и навыки насыщения/переедания. Во втором можно отслеживать весь комплекс усилий, который человек предпринимает для своего снижения веса.

Персональная обратная связь.

Важным дополнением можно считать подбор персональной обратной связи для человека, который решил снижать вес. Для этого ему необходимо задуматься о том, как он хочет чтобы:

-  его хвалили

-  ему делали замечания об ошибках

3 пункт. Формирование адекватной самооценки.

Когда речь идет о закреплении новых привычек, важно уметь анализировать и принимать на себя ответственность за оценку собственных усилий. Причем важно это делать в терминах «не/эффективно», «не/удачно», «не/своевременно», «не/успешно», «не/правильно» и прочих описательных вариантах оценки без использования категорий «хорошо» и «плохо». С другой стороны, важно отходить от чисто механической оценки себя (например, «я сегодня старался на четверку»), так как это мешает получить эмоциональный мотивационный заряд. Еще лучше, если оценка будет сопровождаться любыми образными или метафорическими комментариями (естественно, кроме, обличительно-ругательных). Это позволит концентрировать на самом ПРОЦЕССЕ самооценки, а не механическом факте ее совершения.       

Буду рад услышать в комментариях ваше мнение относительно предлагаемой картины и практических посылов статьи. 

Если для вас актуальна тема сброса/поддержания веса - вам будет полезен мой интернет-курс "Пищевая Независимость"

 

Буду благодарен вам за выражение одобрения этой публикации в форме "сказать спасибо" - чуть ниже. Также было бы занятно услышать конструктивную обратную связь в комментариях.   

Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь        

 Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи: 

                 



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Есть ли lim? Памятка самоконтроля для семиклассника
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь