Тазик с яблоками, или как научить ребёнка делать выбор?

Люблю осень! И не только потому что уже не так жарко, но по-прежнему солнечно, а ещё потому что именно осенью (не знаю почему) мыслишь совсем иначе. Для меня это время глубоких раздумий и важных открытий (некоторые это состояние называют еще депрессией).

Итак, наступила осень. Я уже 2 часа как дома, а мыслями ещё там, на работе, рядом со своей Клиенткой - юной девушкой 12 лет, из благополучной, и можно сказать, светской семьи. Ей сейчас очень грустно, и тяжело. Родители считают, что ей пора становиться взрослой и самостоятельной. Самой принимать какие-то важные решения и отвечать за них. Но ей тяжело делать выбор. А выбирать ей приходится каждый день, например, одежду. Или с кем пойти на улицу, и с кем дружить. Выбирать она не умеет, да и не понимает, зачем вообще нужно выбирать. Ведь в каждом варианте есть что-то свое особенное, уникальное, притягательное. А сделав выбор, придется от чего-то отказаться.

Сегодня я с детьми у моих родителей. Дома пахнет яблоками. Мама расставила на кухне тазы, доверху наполненные ранетками. Все присутствующие в приятном ожидании бабушкиных вкусностей. Старший сыночек общается с дедушкой на важные "взрослые" и "мужские" темы, куда мам не допускают. А младший, который вот только научился ходить, и каждый день оттачивает это своё новое умение, изучает устройство бабушкиной квартиры. Изучает мир, чтобы потом найти в нем своё место. Я в блаженстве наблюдаю за мальчишками, периодически в мыслях возвращаясь к сегодняшней девочке.

И вот Темка (младший сыночек) дошел на кухни. А тут такое! Возглас бесконечного удовольствия и радости раздался по всей квартире! Я поняла, что бурный восторг вызвали тазы с яблоками. Он хватает первое попавшееся яблоко, и восторженный несется с ним в зал, по дороге пробуя на вкус свое открытие. Но, сделав всего несколько шагов, он возвращается к тазику. Надкусанное яблоко, секунду назад вызвавшее столько эмоций, падает из маленькой ручонки. И тут же в ней появлется уже другой фрукт. Те же эмоции, тот же восторг. Но пара шагов и процедура повторяется: надкусанное яблоко валяется на полу, а он, радостный, кусает следующее. Видимо решив, что хождение в данном случае только замедляет процесс познания, Темка уже не выходит в зал, а сидит рядом с тазиком, перебирая ранетки. Итог: на полу куча надкусанных яблок, столбик настроения гостей явно подрос, а бабушка близка к нервному срыву. Ради сохранения бабушки))) Тему уводят с кухни. Он кричит, сопротивляясь несправедливости происходящего. Но тут же успокаивается, как только в руке появляется....яблочко из того же тазика. Он снова восторженный носится по комнатам, жуя единственный фрукт в руке. Что же до меня?...еще один инсайт, подаренный ребенком.

Жизнь прекрасна в своем многообразии. Мы ее за это очень любим и ценим. А еще стремимся ее постигать, пробуя это разнообразие "на вкус". Но у каждой монеты есть 2 стороны. И если разноообразие, с одной стороны, делает нашу жизнь ярче, интереснее, и можно сказать даже вкуснее, то с другой стороны, это же самое разнообразие затрудняет нам нашу жизнь, создает напряжение, тревогу, когда нужно делать выбор. Как можно выбрать только одно яблочко? А вдруг вон то с длинной ножкой вкуснее? А вдруг не это, а то, у которого красный бочок? Или то - с листиком? А как это может узнать маленький ребенок? Ведь у него еще нет критериев выбора. Он опытным путем вырабатывает свою стратегию. И рано или поздно, я уверенна, он научится выбирать!

Но что происходит, когда ребенку не дают этого права - права наработать этот свой опыт? Да, поначалу он может сопротивляться и даже плакать. Но если выбор сделают за него, и избавят его от этого мучительного напряжения и стресса - "взвешивать" важность и ценность в данный момент для него самого каких-то критериев? Ему станет проще жить (хотя нет, это только иллюзия), и он даже может обрадоваться. Ему ведь не нужно делать такую сложную работу - учиться выбирать. За него это сделали взрослые. Бабушка решила, по каким-то своим (неозвученным для ребенка) критериям, что именно это яблоко - самое вкусное. Ребенок ей поверил, ведь она взрослая и умная, она лучше знает. Но что будет когда ему будет 12, и в один прекрасный момент ему скажут "Выбирай сам"...

Тазик с яблоками или как научить реб нка делать выбор



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Паническая атака" - что это за фрукт?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Дом ." Ч. 1.
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Аист ".
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Д ".
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Буква " Е ".
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь