«Я» двухлетнего ребенка

Если ко мне приходят клиенты-родители, имеющие деток в возрасте 1,5-3 лет, то самая распространенная жалоба это «не слушается». Да, действительно, дети не всегда слушаются родителей, этим они демонстрируют нам свое «Я»: свои желание, свои чувства, свои интересы и склонности. Примерно до полутора-двух лет родители практически не сталкиваются с непослушанием ребенка. До этого возраста ребенок еще плохо говорит, не   самостоятелен и относительно спокойно выполняет просьбы родителей. Но примерно к полутора-двум годам ситуация кардинально меняется.  Ребенок перестает быть послушным и связано это с его возрастными особенностями. Что происходит с двухлетним ребенком? Он начинает выделять себя из внешнего мира, у него появляется осознание собственного Я. Ребенок впервые начинает чувствовать себя отдельным существом.

Каким образом ребенок проявляет свое Я? Во-первых, он начинает использовать личные местоимения. До этого переломного момента ребенок говорил о себе в третьем лице.

Кстати, это нередко беспокоит родителей. Приведу слова одной мамы: «Моей дочери два года. Она очень часто говорит о себе и своих желаниях в третьем лице. Например, «Таня хочет то-то».  Это нормально вообще? Постоянно поправляю, ее прошу что бы говорила от себя, но пока не особо получается».  Что можно ответить этой маме? Да, у девочки все по возрасту. Дети начинают говорить о себе в первом лице примерно после двух лет, иногда ближе к трем годам. Нужно ли специально поправлять ребенка, учить его использовать личные местоимения. Специально этого делать не обязательно. Однако родителям важно обратить внимание на свою собственную речь. Нередко при общении с ребенком взрослые говорят о себе в третьем лице: "Мама пошла..., мама тебе даст кашки..., иди сюда, мама тебя переоденет". Это не способствует появлению "Я" у ребенка. Будет лучше, если родители сами будут всегда говорить от первого лица: «Я пошла в магазин», «Я хочу есть». Также важно обращаться к другим, используя местоимение "ты". 

Итак, ребенок начинает использовать личные местоимения. Вместо «Саша пошел гулять» мы слышим «Я пошел гулять». И это очень радует родителей. Но появление в речи ребенка личных местоимений  неизбежно влечет за собой появление притяжательных  местоимений (мой, моя, моё). И вот мы слышим: «Моя машинка», «Мой папа», «Мои игрушки». И тут родители часто начинают беспокоиться, что их ребенок становится жадным. На самом деле, в этот момент ребенок наслаждается своей «отдельностью» от мира и тем, что ему в этом мире что-то принадлежит, будь то мама, папа или игрушки.  Ребенок получает удовольствие от осознания этого факта. Поэтому не стоит ругать ребенка, говорить о том, что плохо быть жадным.

В полтора года мой младший сын стал часто говорить слово «мое», которое у него звучало как «манё».  Особенно трепетно он относился к своим санкам. Если кто-то из детей на прогулке пытался брать его санки, даже когда они не использовались хозяином, то он хватался за спинку и сурово говорил: «Манё»!

Таким образом он устанавливал границы своего Я. Вот здесь Я, мой мир и это мои вещи (и я имею право ими не делиться), вот здесь ты и твой мир с твоими вещами. Такое поведение двухлетнего ребенка - не жадность, а скорее ликование от обладания предметом.

Еще один важный признак проявления собственного Я – это появление отказа. Ребенок начинает активно говорить «нет», «не хочу», «не буду». Причем, часто это «нет» совершенно нелогично для взрослого. Ребенок может не хотеть идти гулять, играть, есть, спать  и т.д. Но он не стал маленькой врединой. Отнюдь. Говоря «нет», ребенок выражает свою позицию, обозначает ценность своего Я, ведь он может делать выбор! Не забывайте, что говоря «нет», ребенок не просто отказывается от того, что ему предложили, он делает выбор в пользу чего-то значимого для него. Когда мы, взрослые, отказываемся пойти с другом в кино, мы делаем выбор в пользу каких-то других дел, более важных для нас. Отказывающийся ребенок также делает выбор.

Приведу диалог моих сыновей. На момент диалога старшему, Феде, было 5,5 лет, а младшему, Филе, 2 года.

Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, не лезь в траншею!
Филя: Буду!
Федя: Филя, ты вообще маму слушаешься?
Филя: Нет!
Федя: А зря!

Налицо отказ. Ребенок отстаивает свое право делать выбор (лезть или не лезть туда, куда ему хочется, слушаться или не слушаться маму). Через этот выбор формируется самоценность ребенка.

Подытоживая, хочу обратить ваше внимание, что не стоит расстраиваться, когда ваш ребенок начинает говорить «мой велосипед» или «моя лопатка». Не нужно бояться отказов ребенка. Однако остается вопрос, что же делать родителям, когда ребенок отказывается что-либо делать. Об этом мы поговорим далее.



Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Говорить или нет, что ребенок усыновлен.
  • Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Ребенок 3 лет перестал слушаться, что делать?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • "Мой ребенок меня обманывает! Что делать?!"
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь