Семья как определяющий фактор в формировании ценностей

Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и являются важнейшим элементом культуры, придающим ей единство и целостность. Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели воспитания, внося свои коррективы в развитие культуры (Н. Д. Никандров).

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения. И предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности человека и всего общества в целом, который охватывает жизнь каждой личности в отдельности, придавая ей смысл, формируя идеалы и модели «должного», выступая тем самым, важным элементом культуры (А. И. Донцов, 1975; Д.А.Леонтьев, 1988; Аjzen, Fishbein, 1975, 1980; Rokeach, 1968, 1973). В этом контексте понятие культура сходно с понятием нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся социальными нормами, обычаями, традициями.

Рассматривая многообразный спектр ценностей, которые «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, больший акцент мы ставим на наиболее значимых для становления человека в социуме ценностях – семейных. Семейные ценности входят в психологическую структуру личности каждого члена семьи и являются одобряемым и культивируемым семейным идеалом, абстрактным атрибутом «должного» в различных сферах жизни, с определенным источником мотивации на поведение и установками на наиболее важные сферы жизнедеятельности: (интимно-сексуальную; эмоциональную; социальную активность; хозяйственно-бытовую; отношения с родственниками и друзьями; на ролевые установки; личностную идентификацию; внешнюю привлекательность).

Первоначальный путь формирования семейных ценностей начинается в семье. Именно семья, признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколении. Семья - один из базовых институтов общества, которая помогает овладеть социальными нормами на всех этапах возрастного становления   ребенка в умственном, физическом и эмоциональном развитии, определяет исполнение семейных ролей и формируют фундаментальные ценностные ориентации в социальных и межэтнических отношениях, определяя стиль жизни в целом. Семья выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни, содержащей в себе огромный спектр ценностей.

Конечно, формирование ценностей зависит от концепций культуры, ее принадлежности, культурных традиций, зависящих от нее, особенностей семейного воспитания, религии, культурной направленности этноса, его социально-классовой и национальной принадлежности, и здесь семья выступает, с одной стороны, в качестве определенной социокультурной ценности, а с другой стороны продуктом развития ценности в данном обществе. В соответствии с культурой формируются семейные ценности, которыми руководствуются индивиды в семейной жизни, от которых, в конечном счете, зависит модель семьи, характерные признаки её жизненного цикла, специфика семейных конфликтов, социализация новых поколений.

Учеными – социологами, психологами, педагогами - семья, рассматривается как первый коллектив ребенка, как источник эмоционального тепла и комфорта, источник информации и знаний о мире, как естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Как звено передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений, «полигон» для отработки навыков социального взаимодействия.

И. С. Кон рассматривает семью в качестве важнейшего микрофактора социализации, влияющего на развитие ребенка через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родителей, братьев и сестер, родственников, сверстников, соседей, учителей). Однако любая ценность должна быть подкреплена физическими и психологическими возможностями членов семьи, т. к. не соблюдение этих условий может привести к нарушению психического и соматического здоровья.

Ценности и ценностные ориентации в отечественной психологии определяются, как правило, через понятие отношений, отражений, установки (А.Г Зравомыслова, Д.Н.Узнадзе, В.В.Сусленко, В.А.Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любых ситуациях (Б.Г.Ананьев, Л.Э.Пробст).

 Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на чувствах глубокой любви между членами семьи, доверии, взаимной заинтересованности и человеческом общении, которые и определяют атмосферу семьи.

Согласно трудам выдающихся ученых философии, физиологии и психологии С.Л.Рубинштейна, В.А.Крутецкого, А.В.Петровского, Л.А.Венгера. В.С.Мухиной, В.И.Слободчикова, ценности усваиваются в результате их эмоционального принятия, через эмоции, чувства, настроения, аффекты.

 В. И. Слободчиков, под эмоциями понимает «особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, которые отражаются в форме непосредственно-чувственных переживаний, значимо действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются устойчивостью и связаны с определенным объектом: человеком, семьей, классом, школой, произведениями искусства, Родиной. Неотъемлемым признаком чувств, кроме устойчивости и направленности на определенный объект (предметности чувств), является их амбивалентность, т.е. двойственность, заключающаяся в том, что одни и те же объекты могут вызывать противоположные чувства.

Наиболее кратковременные, бурно протекающие, внешне ярко выраженные эмоциональные явления называются аффектами. Они обычно связаны с обстоятельствами, занимающими важное место в жизни человека. В основе возникновения аффектов лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, которое порождается либо противоречиями между стремлениями, желаниями личности, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет себе) и возможностями выполнить эти требования.

Исследователями Л. И. Божович, А. И. Высоцким, В. И. Селивановым, Б. М. Тепловым установлена тесная связь системы ценностей человека с его волевым развитием. Показана важная роль механизмов волевого регулирования в реализации ценностей и в нормальном функционировании аффективной сферы личности. Волевые качества принадлежат к ряду самых существенных личностных качеств. Их наличие означает, что человек владеет своим поведением и является хозяином своих действий и планов. Воля – важное средство достижения цели и реализации ценностей. Без ее развития ценностные ориентации личности не проявляются в нужной степени. При этом необходимо иметь в виду, что чем выше в иерархии ценностей находится конкретная ценность и чем выше уровень ее усвоения, тем большие волевые усилия предпринимает человек для ее реализации.

Необходимым условием усвоения ценностей при процессе воспитания остаетсяразвитие ценностного отношения к семье и Отечеству и связано оно со структурой человеческого самосознания и самосознания национального. Для этого необходимым является включенность ребенка в человеческие отношения и человеческое общение.

В.С. Мухина важным звеном самосознания человека считает психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем. Самосознание ребенка начинает формироваться в семье через семейные воспоминания, предания, традиции, связь поколений, через ту культуру, которую несет тот или иной народ.

Умение хранить прошлое семьи, нации, народа, человечества, способность сохранения исторической памяти поколений, все культурные ценности, является однимиз показателей формирования у человека ценности Отечества. Без прошлого для человека и человечества не существует будущего: только то поколение способно созидать, которое способно хранить историческую память. При этом важно понимать, что ребенку невозможно осознать себя частью Вселенной без осознания своей принадлежности к ее неразрывным звеньям - семье, нации, человечеству. Потеря одного звена приводит к деформации в развитии личности ребенка, нации и влечет за собой необратимые последствия. Путь к «всечеловечности» пролегает через «национальное» и «семейное».

И первой школой, к «всечеловечеству», становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды, и как частное, но очень важное умение - создать собственную семью и свои наиболее важные для жизни семейные ценности. Именно семья является основным и определяющим фактором сбережения национальной культуры и духовности и формировании ценностей для будущих поколений.

          

    



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Влияние культуры на формирование семейных ценностей
  • Фундамент личности. Ваши ценности - как осознать?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • О собственной ценности и значимости и о формировании личности в младенчестве
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Психотравмирующее влияние семейных конфликтов на развитие личности и семейные отношения в целом.
  • Альтруизм и нравственность как сущностные ценности человека в работе практикующего психолога
  • Ценностные ориентации личности, включённой в волонтёрскую деятельность
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Конкурс социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь»
  • Проблема семейных ценностей в современном обществе с точки зрения семейного психолога
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Человеческие ценности. Как их блокируют и что из этого получается
  • Семья и ценности
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Суицид и ценности человека
  • Семья и ценности супругов на фоне трагедии
  • Оскорбления как повод для прояснения ценностей
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Депрессия как утрата ценности жизни
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь