Что полезно знать учителям об обратной связи?

Тема «обратной связи» между  администрацией и учителями, учителями - коллегами, учителями и учениками, учителями и родителями очень актуальна и очень болезненна в образовании. Без нее нет видения проблем и перспектив роста и развития. В то же время культура подачи обратной связи часто такова, что от неё хочется закрыться и пропустить мимо ушей.

Обратная связь – это отклик на поведение, слова, продукт деятельности другого человека.

Она помогает человеку избавляться от слепых пятен в познании себя. Информация известная другим о человеке, но неизвестная ему самому, становится доступной. Когда человек получает обратную связь, он получает представление о том, как внешний мир реагирует на его действие и может сделать выводы, нужно ли что-то менять.

В целях самопознания интересно спросить своих коллег о себе, уменьшить зону "слепого пятна". Так можно потренироваться в умении давать и получать обратную связь.

Говорить ≠ Давать обратную связь. Критиковать ≠ Давать обратную связь.  Невербально выражать свое отношение ≠ Давать обратную связь.  

Существуют определенные правила делающие разговор, критику, замечания, жесты обратной связью.

Важно! Эти правила не меняются в зависимости от возраста, иерархического статуса, близости отношений.

Обратная связь не должна быть беспорядочной. В идеале, давать её нужно только если о ней просили или о ней условились. Например, после проведенного мероприятия коллега просит дать свой отзыв. Или, ответ на уроке предполагает обратную связь в форме отметки или высказывания учителя.

Ответственность дающего

Ответственность принимающего

Ждать просьбы об отклике

Сказать, нуждается или нет в обратной связи

Спросить или предложить свой отклик

 

Обратная связь должна помогать и развивать, а не унижать, оскорблять, наказывать. Содержание и форма подачи обратной связи должны показывать человеку зоны достижений и зоны роста.

Ответственность дающего

Ответственность принимающего

Учитывать эмоциональное состояние человека

Останавливать грубость

Не требовать немедленного изменения

Брать в опыт информацию для развития

Процесс обратной связи – это диалог. Предоставьте возможность собеседнику  выражать его мнение относительно предмета разговора. Не стоит забраковывать его точку зрения, даже если вы с ней не согласны.

Ответственность дающего

Ответственность принимающего

Обращать внимание как реагирует человек на его высказывания

Уточнять

Интересоваться мнением

Говорить свое мнение

Обратная связь должна касаться поведения/нарушения/ситуации/качества, а не личности человека. Предметом обратной связи должно стать что-то определенное. Совсем не время вспоминать старые прегрешения.

Ответственность дающего

Ответственность принимающего

Говорить конкретно

Конкретизировать

Говорить о настоящем или недавно произошедшем событии

Предлагать сосредоточиться на одном моменте

Не давать обратную связь прилюдно, если человек этого не просил.

Ответственность дающего

Ответственность принимающего

Учитывать личностные особенности

Попросить продолжить разговор в другом месте

Учитывать ситуацию

 

 

Как научиться воспринимать критику как обратную связь

1. Воспринимайте критику как кредит доверия Вам. Вас не стали бы критиковать, если бы сомневались в ваших возможностях исправить ошибки;

2. Если вы слышите критичную обратную связь в свой адрес от кого-либо, значит, вас воспринимают как благородного и культурного человека, который в дальнейшем не позволит себе как-либо притеснять критикующего в отместку за его замечания; Вас воспринимают как близкого человека, который способен по-простому принять информацию о себе;

3. Критику следует воспринимать отстраненно, не допуская информацию сразу в область чувств. Для этого все идущие к вам слова, помещайте на воображаемый защитный экран перед вами. Проанализируйте информацию: с чем вы согласны и заметили это о себе тоже (по тесту Окно Джогари – открытая зона), что новое  (слепое пятно), с чем из этого вы согласны и с чем не согласны. Примите решение о том, какую полученную информацию вы будете считать истинной о себе, какие действия предпримите в связи с новыми знаниями о себе.

4. Воспринимайте критику конструктивно. Ее полезность заключается в следующих аспектах:

· потенциально критика является источником развития, поскольку дает возможность разглядеть то, что выпало из круга вашего внимания, сигнализирует о возможных накладках в работе, вовремя подталкивает к принятию необходимых решений;

· критика приводит к обдумыванию как ее причин, так и возможностей исправить ситуацию, а также раскрывает отношение к критикуемому;

· по числу незаслуженных критических высказываний внутри коллектива можно оценить психологическую атмосферу в нем. Большое их количество свидетельствует о нездоровом климате и необходимости пересмотра сложившихся отношений;

· воздержание от критики и обратной связи «не лечит болезнь», а лишь усугубляет, поэтому старайтесь выслушать все замечания прежде, чем включите защиту;

5. Учитесь в любой критике находить полезное зерно для себя, не зацикливаясь на целях критикующего.

Способы подачи обратной связи

«Бутерброд»

Описание: блок развивающей обратной связи находится между двумя блоками позитивной обратной связи. Сначала дается положительная информация, затем негативная, заканчивается – снова положительной. Отсюда и название «бутерброд». Применяется в беседах по постановке целей, корректировке результатов, развитию. Обычно не применяется для дисциплинарных бесед, ситуаций, связанных с нарушениями, невыполнением обязанностей, где требуется корректировка поведения.

B.O.F.F.

Описание: аббревиатура из начальных букв английского названия четырех ступеней модели. Поведение (Behaviour) — Результат (Outcome) — Чувства (Feelings) — Будущее (Future).

  1. Поведение (Behaviour). Изложите свои наблюдения о работе ученика на уроке. Конкретно, на языке фактов, желательно с деталями. Обсудите причины.
  2.  Результат (Outcome). Обсудите с учеником, как его поведение сказывается на результатах учебы 
  3. Чувства (Feelings). Скажите о том, что Вы чувствуете, зная, что ученик учится таким образом. Вы расстроены, огорчены, Вам неприятно осознавать.
  4. Future (Будущее). Обсудите с учеником, что он может сделать в будущем для того, чтобы исключить подобное поведение. Лучше всего задавать вопросы и получать ответы. Это позволит ему принять ответственность за решения и действия в будущем. В конце беседы договоритесь о конкретных действиях и сроках — наметьте план действий на будущее. И очень желательно запланировать дату встречи, на которой вы подведете итоги работы над собой, которую будет делать ученик.
Кейсы для тренировки

 Выберите подходящий способ подачи обратной связи для следующих ситуаций:

  1. Дайте обратную связь ученику о его прилежании на уроке.
  2. Дайте обратную связь ученику о нарушении поведения.
  3. Дайте обратную связь ученику о выполненном поручении (например, дежурство).
  4. Дайте обратную связь родителю о поведении его ребенка – вашего ученика.
  5. Дайте обратную связь родителю об успеваемости его ребенка.
  6. Дайте обратную связь родителю о публичном выступлении его ребенка.
  7. Дайте обратную связь коллеге о проведенном ею уроке.
  8. Дайте обратную связь коллеге о проведенном мероприятии.
  9. Дайте обратную связь коллеге о соответствии его внешнего вида принятому дресскоду.
  10. Дайте обратную связь коллеге о его стиле общения с учащимися.

Овладение перечисленными навыками позволит научиться давать обратную связь коллегам, ученикам, родителям правильно и максимально эффективно.



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Эй, ты!» или о том, как не стоит давать обратную связь!
  • Как психологу давать родителю обратную связь
  • Дайте Мне Обратную Связь!
  • Как давать ребенку обратную связь?
  • Как важно и как давать ребенку позитивную обратную связь
  • Как отдавать и получать обратную связь: психология критики
  • Благодарность клиентам за обратную связь.
  • Про изменения и обратную связь
  • Почему руководители не дают обратную связь? Психологический аспект
  • Записки психолога. Что такое позитивная обратная связь и как ее давать
  • Стыд. Вина. Связь с другими или связь с собой
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Магия позитивной обратной связи
  • Злой Колдун и его слуга. Тягостная связь или крепкая опора?
  • Судьба Юнга и его учение: есть ли связь?
  • Про лишний вес и его связь с проблемами по жизни...
  • Для чего нужна обратная связь от персонала и как ее оптимизировать.
  • Петли обратной связи в семейной системе
  • Психологический возраст и его связь с возрастом биологическим, полом и образованием.
  • О пользе обратной связи на примере Крошки Цахеса.
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • Театр несчастной любви или путь в обратную сторону
  • Обратная связь для оратора
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • Критика и обратная связь
  • Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой
  • Обратная связь. Как общаться с удовольствием
  • Йога и Биологическая Обратная Связь (БОС) - как мы можем научиться управлять своим состоянием?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь