Люди «Индиго»: иллюзия или реальность?

               Мы  пребываем в иллюзии, что мир болен. Мы назвали себя психотерапевтами, людей – пациентами или клиентами и лечим их.  Но мир здоров.

          Мы так долго занимались патологией, что совершенно упустили из виду одаренность. Не находя внимания к своей одаренности, люди с детства стали притворяться патологичными, ибо только в таком состоянии они  могли привлечь к себе внимание – родителей, педагогов, науки.

          Когда родитель смотрит ребенку в глаза особенно внимательно? Когда ругает его. И ребенок начинает генерировать ругательные отношения, чтобы на него, в него заглянули, наконец, родительские глаза.

        Я работаю с одаренностью. Сначала раскапываю ее, почти как археолог – то лопатой, то кисточкой, потом сдуваю пыль годов, а потом начинаю с ней работать. Трансперсональная психология разрешает мне это делать без лишних оглядок на реальность. Иллюзии внутреннего мира человека всегда реальнее для него, чем реальность всех других снаружи.

         Примерно лет семь назад у меня родился проект с названием «Присутствие». Сейчас в нем задействованы многие люди, поэтому теперь повествование пойдет от Мы.

           Присутствие от слова «суть» и «приближение». Приблизиться к сути своего предназначения, перестать быть кочерыжкой, мечтающей вырасти в кочан – это наше намерение (не нацеленность и не стремление, как стремена) при создании Домашней школы «Присутствие» как альтернативы традиционному школьному образованию. Домашнего обучения удостаиваются сегодня пока только девианты и инвалиды. «Нормальные» и одаренные дети словно недостойны этого…

        Эта школа  - для себя и иного. Для индиго. Раньше они рождались иногда, а теперь – все чаще, почти всегда. По подсчетам американских психологов, 90% детей младше 14 лет принадлежат к группе Индиго . Их нельзя упускать.

      Первыми их заметили, или «придумали» американцы, но дети Индиго появляются все чаще и среди нас. И это не только дети. Это и взрослые.

           Кто такие люди индиго? Это люди, которым дано больше чем другим. Но эта их энергоизбыточность может оказаться не востребованной, и тогда она уходит в отклоняющееся или саморазрушающее  поведение. Тогда их называют трудными подростками  или неуспешными людьми и ставят на них социальный крест. Но именно они «…  являют собой новый шаг в эволюции человечества. Они отличаются от других поколений. За это их называют Детьми Света, Детьми Тысячелетия, Новыми Детьми, Детьми ИНДИГО. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому  им тяжело в рамках традиционной образовательной системы…». Ли Кэрролл, Джен Тоубер, американские психологи.

          До сих пор этому феномену удавалось не привлекать всеобщего внимания благодаря тому, что он слишком «странный» для традиционной психологии, которая считает человеческую природу неизменной. Как правило, люди верят в эволюцию, но только в уже свершившуюся. А то, что на Землю приходит новое человеческое сознание, проявляющееся в наших детях уже сегодня, консервативная мысль не допускает, отмахиваясь в лучшем случае рассуждениями о том, что всегда, в любом поколении были люди странные, чудаки, пассионарии, гении, изгои, и т.д.

           Сегодня рождается целое поколение чудаков и гениев, это количественное явление, переходящее в нечто качественно новое. Поговорим об этом открыто, на языке гуманистической психологии, без границ в сознании. И без иллюзий. Этот проект развивается под крышей Центра толерантности и социальной безопасности потому, что становится социально небезопасно игнорировать новый феномен. Психологические проблемы этих детей рано или поздно превращаются в  реальные проблемы для общества.   Высшая нетолерантность к самому себе - попытка уйти от своей непохожести, от самости… становится небезопасной для всего общества в целом. Ибо отчуждение от самого себя ведет, как правило, к отчуждению от общества и к разной степени агрессивности, выражающейся как в аутоагрессии (различные зависимости, суицид и т.д.), так и в агрессии, направленной вовне (войны, преступления и пр.).

            Не все дети Индиго имеют психологические проблемы, но если таковые имеются, то обычно ставится диагноз ADD (Attention Deficit Disorder) – расстройство, вызванное дефицитом внимания, и  ADHD (Attention Deficit  Hyperactive Disorder) – гиперактивный синдром, вызванный дефицитом внимания.   Но каждый ребенок Индиго обладает несколькими новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Физиологически эти дети более адаптированы к нарушенной экологии, чем мы – предыдущие поколения.

         Главное – у них совершенно иная жизненная программа, чем у нас – у них ее просто  нет на сознательном уровне. Большинство обратившихся за психологической помощью матерей и отцов тревожит факт «отсутствия  у ребенка целей, стремлений, достижений». Это действительно социально-безразличные дети, не нацеленные на традиционные успехи в школе, спорте, где-либо еще. Их ценности лежат выше традиционных. Они скорее планетарно-экологичны, нежели социально-политичны, их намерения. Правда, в вербализации этих намерений ни один из этих детей уличен мною не был. Они совершенно искренне не способны к резонерству и самопрезентации.  Американские психологи предрекают, что лишь в возрасте 26-27 лет цель их жизни будет им ясна. И, видимо, будет произнесена для родителей и общества.

         Кроме того, эти дети приходят с неким набором правил ментальной визуализации. Они знают, что, если смогут что-то пометить, это будет им принадлежать. С ними удивительно легко общаться с того момента, как только признана их царственность. Уходит напряжение, которое всегда сопровождает биологического человека при встрече с незнакомцем. С тех времен, когда мы открывали новые земли и знакомились с другими народами, населяющими планету Земля, нашей первой мыслью было: кто из них похож на нас, а кто нет, и какую пользу из этого мы можем извлечь? Для этого на протяжении веков люди создавали многочисленные системы классификации людей, чтобы хаос непохожести сделать удобным для коррекции и манипуляции. Возникает вопрос. Что делать с царями? Как найти  формулу их распознания, чтобы скорректировать под социально-приемлемые цели? Как научиться не бояться их власти над собой, не стать для них паствой? Никак, кроме одного способа – самому стать царственным, независимым от внешних оценок. Потому что, во-первых, они не нуждаются в пастве для утверждения своей власти, а во-вторых, комфортнее всего они чувствуют себя среди равных.

          Эти дети не нуждаются в нашей вере в них или одобрении, они верят в себя. Главное, что от нас требуется – это слушать своих детей. Вот и все. Индиго очень открыты и сами расскажут о себе. Когда эти дети начинают говорить, надо относиться к ним как к очень зрелым взрослым.

       Говоря о некой иллюзорной на первый взгляд царственности, мы имеем в виду вполне реальные в традиционной психологии ценности. Наша деятельность посвящена проблемам самосовершенствования и повышения уровня самооценки людей. Мы вселяем в них надежду, даем им силы подняться выше того уровня, нередко весьма невысокого, который они сами для себя определили. Наша деятельность, не будучи связанной с религией, способствует духовному возрождению и воодушевляет людей на то, чтобы поверить в свои силы и обратиться к Богу внутри себя, прежде чем искать средства решения своих проблем где-то вовне. Мы говорим о самовосстановлении и избавлении от непродуктивной тревожности в нашем нестабильном и беспокойном мире. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный  индивидуальный уровень «полезной тревоги», когда только и возможно творчество, как высшая самореализация человека. Так, Роджерс Н. утверждает, что «творческость есть наша сущность, наша жизненность. Прекратить этот процесс значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии».

           К нам обращаются по-настоящему встревоженные люди – детьми, здоровьем, ощущением скуки и неполноценности жизни. Практика показала, что именно в этом экзистенциально-кризисном состоянии трансперсональный взлет к себе новому, к себе творческому наиболее возможен. И тогда возникает потребность в профессиональном Присутствии.          Иногда надо просто быть рядом, чтобы встретить человека, рождающегося к новой жизни. Поэтому можно назвать нас ситторами – сиделками. Можно назвать нас и  гувернерами, но хорошие манеры для нас – не самое главное. Можно репетиторами – но подтянуть в учебе отстающих или подготовить в ВУЗ успевающих– это попутная задача. Главное – в другом.

     Обычно человек теряет интерес не только к обучению, но и к жизни вообще. Ведь образовательная часть жизни человека (маленького и большого) – это только верхушка айсберга его духовной жизни. Происходит это чаще всего оттого, что человек перестает осознавать свои собственные потребности: с младенчества его кормили чуть раньше, чем он проголодался, укрывали одеялком прежде, чем он замерз. Человек просто разучился хотеть. Эта энергия ХОЧА, или, по научному, ИДовская энергия –  единственная природная энергия, данная нам изнутри, а не снаружи. Она  и есть тот энерджайзер, который называется мотивацией – мотором, заводящим нас на ежедневное бытие и который если ломается – то наступает так называемая лень, или (по-взрослому) депрессия, или синдром хронической усталости. Или просто НЕБЫТИЕ. Иссохшее существование, орошаемое алкоголем, овеваемое никотином, взрываемое наркотиком…  Психотерапия здесь неизбежна.        

           Школа «Присутствие» - не обычное гувернерство, как адаптация детей к взрослому социуму, это скорее возвращение волшебницы с завышенной самооценкой – Мэри Поппинс. Это скорее прилет шкодливого и эгоцентричного Карлсона к ультраправильным детям, закопавшим свою креативность под родительскими запретами. Иногда это приход суровой Фрекен Бок к детям, не чувствующим свои и чужие границы.

         Школа «Присутствие» может стать своеобразной группой продленного дня для детей, которые плохо учатся в школе и скучают после уроков, ни во что не вовлеченные.

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом.  В творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется над решением проблем.

С точки зрения Торренса Е.П., творчество – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности.

Сам Торренс предлагает определять творчество как процесс: «Творческое мышление – это процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижения гипотез относительно этих недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата». Некоторые характеристики одаренных креативностью людей и людей Индиго совпадают.   

         Одаренные дети (люди) всегда чувствуют в себе нечто, нуждающееся в особенно бережном отношении, поэтому могут совершенно ото всех замкнуться, когда чувствуют себя в опасности. Главными же опасностями для них являются две вещи: требование не выделяться, быть как все и скука. Они могут совершенно не щадить самих себя в процессе творчества, но никогда не позволят делать это другому человеку, даже близкому. Конечно, это не новоприобретение человечества, во все века были люди,   переживающие подобные состояния, например Ф.Ницше: «Мрачные периоды… не властны надо мной. Это не моя болезнь, это моя жизнь. Можно сказать, что я осмеливаюсь их иметь… Гиперчувствительность нервной системы не нежелательна, она совершенно необходима для моей работы. Я ХОЧУ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ! Я не хочу лишиться ни одной части моих внутренних переживаний. И если за озарения приходится платить напряжением, я готов! Я достаточно богат, чтобы заплатить эту цену… Иногда мне кажется, что мои головные боли – это схватки мозга. Я вынашиваю плод здесь». 

         Но если раньше ницше рождались редко, как и царственные особы, то сегодня – это массовое явление. К этому надо переподготовиться. Сегодня мы более не можем притворяться психотерапевтами, некоторое время   придется побыть «наблюдателями ненаблюдаемых сущностей. Дерзких и капризных» (Ф.Гиренок). Просто поприсутствовать при жизни и развитии нового человека – Человека интуитивного, Ноэтического.

        Пора утратить иллюзию цели. Например, учебной. Детей Индиго невозможно учить, они родились со знаниями. Их можно только спрашивать и слушать. Только присутствовать при их самообразовании, слегка организуя этот процесс. «С детьми человек должен быть очень терпеливым, очень бдительным, очень сознательным, чтобы не говорить ничего, что может помешать возникнуть его собственному разуму». ОШО.

        Новым мифом, соответствующим новому миру (мир и миф соотносятся как однобокая и неустойчивая Р с симметричной стабильной Ф, стабильность успокаивает людей, а только люди и сочиняют мифы, это свойственно их природе, как РРРРычать и ФФФвыдыхать, злиться и успокаиваться…), может стать сегодня положительное отношение к отсутствию цели, к бесцельности существования, к отсутствию будущего, потому что реально лишь настоящее.  «…Личность исчерпывается целью. Она является тем, кем она хотела бы быть. Человек – это путь, который ведет дальше своей цели. Личность нуждается в другом, в силе другого, который обессиливает, то есть обозначает пределы личности. Человек не нуждается в другом и в его силе». (Ф. Гиренок).

        Личность живет инстинктивно и интеллектуально, человек живет интуитивно. «Инстинкт всегда ведет тебя к другому, интуиция – только к самому себе» (Ошо).

          Школа Присутствие не похожа на  традиционное репетиторство, как повторение, как репетиция перед публичным выступлением, это скорее  обучение  ребенка по ЕГО собственному плану. Особенно понятно все это для тех, кто посещал классы М. Монтессори или знаком с вальдорфской педагогикой.  «Присутствие» станет логическим продолжением развития  ребенка, попавшего в традиционную школьную систему после радостной и творческой среды монтессориевцев.

       Мы учимся видеть мир как целый организм, не раздробленный на отдельные органы-предметы. Тем не менее, в Школе «Присутствие» работают не только психологи и психотерапевты, но и специалисты по всем традиционным школьным предметам, помогая ребенку развиваться в узких специальностях, не извиваясь при этом в узких коридорах некоей нормы.

         Ребенок и взрослый для нас называются по-другому: маленький человек и большой человек. Это в хирургии или в стоматологии возраст служит веским основанием быть не принятым  здесь, потому что «ваше – там».

          Школа «Присутствие»  открыта для всех, хотя начинали мы с маленьких людей. Поэтому правильнее было бы назваться «Курс психологической реабилитации для людей, потерявших интерес к жизни».

 

 



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Дети Индиго - миф или реальность? Часть 2. Клиническая характеристика детей Индиго.
  • Дети Индиго -- миф или реальность? Часть 3. Психологическая характеристика детей Индиго.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№3
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№2
  • Как это любить себя и что это дает?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Вдохновлять - это любовь или манипуляция? Только для женщин!
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь