РАССУЖДЕНИЯ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

- Боже, помоги мне сдать экзамен!

                                                             - Ладно, помогу.

(Надпись на столе в учебной аудитории

двумя разными студентами)

 

Что такое для современной молодежи вера в Бога?

Религия - явление, свойственное исключительно человеческому обществу, она - один из компонентов его духовной сферы. Религиозность же — явление, свойственное индивиду или какой угодно по объему группе людей, или обществу в целом (религиозность общества). Мы знаем, что само понятие «религия» может принимать разную широту — от весьма узкого «догматика плюс культовая практика» до тождественности всей духовной сфере общества.

Особенность студентов с точки зрения рассматриваемого вопроса заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества. И в  таком же противоречии явно  оказываются  вопросы религии, вероисповедания, атеизма. Получается что, с одной стороны, мы имеем необходимость изучения религиозной сферы общества, с другой стороны, существует необходимость исследовать перспективу данного явления, которую можно проследить исходя из нынешнего состояния студенческой молодежи. Ведь, если спросить сегодняшних молодых людей будут ли они воспитывать своих детей в религиозном духе, большинство ответит «да». Совершенно ясно, что от взглядов и действий современных студентов зависит политическое, культурно-нравственное и, соответственно, религиозное будущее нашего общества.

Например,  церковь, храм, мечеть воспринимается ими,  прежде всего, как источник духовной поддержки  и сообщество единоверцев. Не очень значимы для молодежи эти религиозные институты в качестве места помощи или самосовершенствования. В представлении молодежи суть религии сводится к выполнению неких ритуалов с использованием определенных предметов. И воспринимается просто как элемент общественной жизни.

В настоящее время приветствуется обращение молодежи, можно сказать с исторической точки зрения возврат, к религиозным корням своих предков. Но, к сожалению, нередко оборотной стороной высокой степени религиозности является нетерпимость к людям, исповедующим другую веру. Декларируя свое отношение к иноверцам, большинство молодых людей, как правило, заявляют, что относятся к их вере безразлично. Хотелось бы надеяться на высокую степень толерантности по отношению к иноверцам в среде молодежи. От качества взаимоотношений человека с человеком в этой сфере зависит какую направленность примет развитие нашего общества. Необходимо уже сейчас обратить внимание, проявляется ли декларируемая толерантность в реальном поведении студентов.

Отрадно, что в большинстве своем, молодые люди заявляют, что принадлежность человека к какой-либо  конфессии не является преградой для принятия или оказания помощи.

Любая мировая религия, будь то ислам, христианство, буддизм,    постулирует базовые морально-нравственные ценности. Можно даже сказать жизненно важные ценности. Приведем их в достаточном сокращении.

В христианстве это 10 заповедей:

1. Я Господь Бог твой… и не будет у тебя других богов.

2. Не делай себе кумира.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

В  исламе – императив гуманизма отражен в аяте, гласящем, что убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Ислам категорически осуждает не только лишение жизни человека, но и воровство, ложь, лжесвидетельство, клевету и другие аморальные поступки. Особенностью ислама является то, что в нем нет строго разделения этических, правовых, социальных, политических и других ценностей. Фактически нравственность пронизывает все аспекты жизни мусульманина. Поэтому можно сказать заповеди, зафиксированные в Коране, должны предопределять все поступки и стороны жизни каждого мусульманина.

В  буддизме- это “благородный восьмеричный путь”. Он состоит из следующих принципов:

1. Правильное понимание (свободное от суеверий и заблуждений).

2. Правильное мышление (высокое и подобающее разумному человеку).

3. Правильная речь (добрая, открытая, правдивая).

4. Правильные действия (мирные, честные, чистые).

5. Правильный образ жизни (не приносящий ущерба или опасности живым существам).

6. Правильное усилие (в самовоспитании и в самоконтроле).

7. Правильное внимание (активный, бдительный ум).

8. Правильное сосредоточение (глубокая медитация на подлинной сущности жизни).

В рамках данной статьи  хотелось бы отобразить один из результатов, которые были получены при  исследовании адаптации студентов  к условиям обучения в вузе. В методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге есть  вопрос, на который   студенты должны были ответить  произошли  ли у них за последние 2 года какие-либо изменения привычек, связанных с вероисповеданием. Нас заинтересовало, что из 500 студентов  21 ответили утвердительно. Остальные студенты, а это составляет 95,8% от общего количества исследованных, по нашему мнению, либо не колеблются в отношении  своего вероисповедания, либо являются атеистами, либо вообще не задумываются над вопросами религии. Над вопросами своего отношения к религиозности собственной и окружающих. И то, и другое может зависеть от воспитания в семье. А если все же религиозные семейные  устои не сильны, соответственно стоит задаться следующими вопросами. Приверженцами мировых  ли религий являются наши студенты? Или различных сект? Более того, может быть сект, направленных на разрушение религиозного сознания? И какой нам хотелось бы видеть нашу молодежь? Верующей? Насколько? Как совместить современным молодым людям жизнь в светском государстве, обучение в светском учебном заведении и веру в Бога?

Какие базовые жизненные ценности молодежь связывает с именем Бога; с понимаем веры в Бога; вообще с понятиями вероисповедания и религии? Духовных жизненных ценностей немало. Основные – это Совесть, Любовь, в том числе и любовь к ближнему, Семья, Свобода. Такие понятия как Жизнь и Смерть тем более требуют высоконравственного подхода.

Имеют ли для молодежи значение  ценности, связанные с духовным миром личности и жизни в нем?

Прежде всего, желательно выяснить, что для молодых людей значит вера в Бога. Для чего необходимо знать завтрашнюю картину общественного сознания нашей молодежи. А для этого уже сегодня нужно изучать все возможные аспекты жизни,   мировоззрения студентов. Тех, кто завтра будет составлять основу этого мира.

Лишь духовная сфера общества устроена по закону, где  сами индивиды, сами члены общества определяют ее содержание. Содержанием данной сферы являются такие явления, как культура, религия, наука не производительно-прикладная, а теоретическая, духовно-нравственная социализация молодого поколения, в какой-то мере информационная жизнь общества.

Итак, мы знаем, что проблема религиозности в целом достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной социологии и культурологии. А вот специальной проблеме отношения к религии студенческой молодежи внимания уделяется гораздо меньше. Хотелось бы на современном этапе развития нашего общества  более тщательной разработки и изучения проблемы религиозности современной студенческой молодежи.



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Найти подход! (Что мы знаем о современной молодежи?)
  • Суеверия, приметы, обереги, талисманы и ритуалы в жизни студенческой молодежи
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что б ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис нашего общества
  • Образ жизни как фактор, влияющий на поведение и развитие молодежи
  • Что нам дают отношения? И почему это фундамент здорового общества?
  • Проблемы современной молодежи или где родился там и пригодился
  • Игры нашего общества. Поиграем или создадим свою жизнь сами?
  • Все так живут и ничего. Или плохое психологическое состояние нашего общества
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ложные ценности и депрессивные состояния у подростков и молодежи
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Для чего нужен психолог? (статья для молодежи)
  • Еще о принятии. Признаки НЕпринятия какой-либо проблемы или целой области жизни.
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Фильмы для молодежи до 18
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Ценностные ориентации у современной молодежи
  • Разработка программы неформального образования для молодежи
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь