Выбираем ли мы свое поведение? Или это сценарий?

 Приходилось ли вам слышать от окружающих вас людей следующие фразы: «У меня все должно быть идеально!», или «Я сильный, я справлюсь», а может «Я постараюсь это сделать» (в сотый раз без результата)? Скорее всего, да!

    Как правило, подобные установки и поведенческие реакции считаются личностной чертой, возможно, даже врожденной. Но это не всегда так. Те стереотипы поведения, реакции, и связанные с ними мысли о себе и чувства, которые человек будет воспроизводить в большинстве типичных жизненных ситуаций, закладываются в детстве и называются такие поведенческие реакции Драйверным Поведением.

    Драйверное поведение впервые было описано Таиби Кейлером.

    Драйверное поведение (ведущее поведение), также как и Сценарные запреты играют роль в формировании Жизненного Сценария. И роль их достаточно значима – они позволяют человеку на какое-то время, значительное или не очень, не следовать Сценарным Запретам, полученным в детстве, то есть Драйверы представляют собой стратегию выживания ребенка.

    На сценарной матрице (рисунок) Вы можете увидеть схематическую передачу Драйверного поведения от Внутреннего Родителя (Эго-состояние Родитель) реального родителя, отца или матери, или иного значимого родственника к Внутреннему Родителю ребенка. (центральная модель эго-состояний)

Р – Эго-состояние Родитель, Внутренний Родитель
В – Эго-состояние Взрослый, Внутренний Взрослый
Д – Эго-состояние Ребенок, Внутренний Ребенок

Выбираем ли мы свое поведение Или это сценарий

 Драйверное поведение формируется несколько позже, чем сценарные запреты и разрешения, приблизительно до 6-7 лет. Стоит сразу сказать, что Драйвер передается вербально. Иногда ребенок слышит непосредственно «приказ», например «Ты должен Быть Сильным, сейчас непростое время», «Ты должен Поспешить, делать все быстро, чтобы чего-то добиться», «Мы ждем от тебя Совершенства во всем», «Старайся, пытайся еще и еще, если не получается», «Ну давай, Порадуй маму, съешь еще ложечку».

    В ином же случае, ребенок слышит слова одобрения или неодобрения за определенное поведение.
Давайте рассмотрим все пять вариантов Драйверного поведения, механизм формирования, проявления и последствия.

 

1. Будь сильным

    Представьте себе 4-5-летнего малыша, который упал с велосипеда, расшиб коленку и плачет. Но его родитель не чувствует жалость, а если и чувствуете, то считает ее проявление неполезным. И вот мальчуган слышит: «Ты же мужчина, чего ты ревешь как девчонка, отряхни коленку и езжай дальше». И в один из последующих случаев мальчик не заплачет, сожмет губы и залезет обратно на велосипед, за что получит одобрение отца, слова: «Молодец, мужик растет». И каждый раз, когда маленький мальчик будет демонстрировать «мужественное и героическое» поведение, он будет вознагражден похвалой. И такой мальчик, в будущем, будет очень требователен к себе, он не позволит себе расслабиться, попросить о помощи, побыть слабым, ведь внутри он все еще будет слышать «голос» своего отца.

 Люди с ведущим Драйвером «Будь сильным» обычно спокойны, хладнокровны, безэмоциональны, но стоит лишь появиться проблеме, не важно у кого, у самого человека, у коллеги или у родственника, человек меняется, становится энергичным, активным. Люди, способные в экстренной ситуации действовать молниеносно, как раз являются обладателями подобного драйверного поведения.

    Серьезную сложность так же представляет то, что «сильный» человек не слышит свои эмоции, не слышит свое тело, потребности, работает по 12 часов в сутки без отпуска и выходного, взваливает на себя чрезмерное количество дел и обязательств.
Из проблем так же можно обозначить большое количество психосоматических заболеваний – головные боли, заболевания желудка, а так же инфаркты, инсульты. Но, зачастую, даже это не позволяет человеку прислушаться к себе.

    Казалось бы, можно предположить, что данным драйверным поведением обладают лишь представители сильного пола, но это не так. В нашей стране среди женщин драйвер «будь сильным» очень распространен.

 

2. Старайся

    В детстве человека с драйвером «Старайся» хвалили за энтузиазм, за новые начинания, но не акцентировали внимание на результате. Если у ребенка что-то не получалось, ему говорили «старайся больше, делай еще раз», а не «у тебя не получается сделать это таким образом, давай подумаем, как ты можешь сделать это иначе».

 Человек с данным драйвером будет очень охотно браться за новые дела, начинать новые проекты, которые он, вероятно, так и не доведет до конца. Точнее, доведены до конца будут далеко не все начинания.

    Достаточно быстро наступает процесс угасания и становится скучно и начинается новый процесс постановки цели и планирования.
Во взрослой жизни «Старающиеся» люди, в глобальном плане, испытывают сложности с достижением хоть его-то, так они в течение долгого времени «очень стараются» закончить институт, найти хорошую работу, отправиться в отпуск, заработать денег и пр. Что-то им, безусловно, удается, но лишь малая часть их проектов.

 

3. Радуй других

    Ребенок, который в будущем будет радовать других, часто слышит: «Порадуй меня, будь хорошим, послушным, опрятным и пр.» или «папа так рад, когда ты не шумишь и играешь тихо у себя в комнате».

    Человек с подобным драйвером будет испытывает сложности тогда, когда нужно будет позаботится о себе, будет постоянно откладывать свои важные дела ради того, чтобы сделать кому-то приятно, оказать помощь и поддержку. Например, жена ради того, чтобы встречать мужа с работы откажется от вечерних занятий танцами. Или выросшая дочь будет продолжать радовать своих родителей, проводя с ними выходные. Или вчерашний школьник выбирает ВУЗ не по интересу и призванию, а одобряемый родителями. Вариантов много, но суть сводится к тому, что свои потребности, желания откладываются на время или навсегда, ради того, чтобы кто-то рядом был доволен, спокоен и рад.

    «Радующий других» человек в крайнем варианте рискует прожить не свою жизнь, а удобную для кого-то жизнь, так ни разу и не попробовав то, что ему действительно интересно или нравится.

4. Спеши

    В формировании данного драйверного поведения играют роль не только постоянные поторапливания ребенка, но и то, когда ребенок получает похвалу за то, что он рано пошел, рано заговорил, научился пользоваться горшком. В общем, получение ребенком любого навыка значительно раньше положенного срока воспринимается родителями с большим энтузиазмом, похвалой и одобрением. И наоборот, если ребенок «отстает» по какому-то из параметром или умений, это вызывает большую тревогу и полные ожидания фразы: «Поскорее бы он у нас уже заговорил, пошел, научился читать» или «Ему уже пора, вон соседский ребенок уже умеет».

    Человек с драйвером Спеши быстро говорит, «проглатывает» слова, быстро ходит, «спешит» жить, стараясь объять необъятное, но в то же время упускает глубину. Либо же, наоборот, как это ни парадоксально, делает все крайне медленно, опаздывает на встречи, работу, не успевает вовремя подготовится к зачету и пр. То есть, любое «выпадение» из удобного и комфортного для данного человека ритма является проявлением драйвера Спеши.

 

5. Будь совершенным

    Дети, получившие драйвер «Будь Совершенным», с ранних лет знают, что от них ждут только самых лучших результатов, совершенства во всем. С малых лет посещают разнообразные занятия, от них требуют лучших отметок в школе, идеального внешнего вида, порядка в комнате, воспитанности, послушания и примерного поведения.

    Вырастая, такой человек, не может позволить себе расслабиться, не подготовиться идеально к семинару, не выглядеть безупречно или оставить небольшой беспорядок в доме.

 Человеку все время кажется, что то, что он делает недостаточно совершенно и стоит еще немного потрудится, чтобы все же добиться идеального результата.
В будущем это может привести к многим сложностям, начиная от сложности закончить работу, потому как человек «закапывается» в мелочах, которые лишь отдаляют его от результата, заканчивая навязчивыми состояниями.

    Важно отметить, что человек, как правило, имеет один ведущий (главный) Драйвер, и несколько дополнительных.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Людмила Анисимова



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Человек склонный страдать – будет страдать, как от нищеты, так и от изобилия
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Ты все еще будешь любить меня, когда мне будет 64? Франс М.
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Все люди ошибаются, или кому выгодно, чтобы вы так думали?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • У тебя Все еще будет…
  • Почему все так? За что мне это?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Пусть будет то , что есть или стремится к большему?Не ешьте мармеладку сразу!
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь