Препарирование одной притчи или пример критического мышления

Прочитал одну притчу и она меня зацепила своей нелогичностью. Поэтому я включил критическое мышление и сделал ее анализ. Притча взята отсюда: «О причинении добра и нанесении пользы»:

«Жил на Востоке такой очень известный человек Дамо, по прозвищу Бодхидхарма. Он известен очень многим, тем, что родился в Индии и стал одним из патриархов (28-м, если строго) буддизма. Тем что в Китае основал известную секту буддизма под названием Чань (по японски она зовется Дзен), тем что стоял у истоков славы и известности монастыря в местечке Шаолинь.  Дамо герой многих историй, легенд и притч.

Не известно была ли эта история или нет на самом деле, но рассказывают: однажды Дамо сидел и медитировал где-то на улице, прямо посреди прохожих. Выглядел он при этом не очень, почти оборванец, но Дамо было не до того. Он видел суть вещей. И вот так, видя суть вещей, он посмотрел на проходящего мимо большого сановника. Он увидел, что тот умрет не позже чем через неделю. Дамо вскочил и подбежал к несчастному:

- Я вижу, что скоро ты умрешь, и жизненных сил в тебе осталось не больше чем на неделю. Но я могу тебе помочь.

- Да кто ты такой, жалкий оборванец, — рассвирепел сановник. И побил Дамо. Дамо было очень жаль этого человека. Потирая синяки и ушибы, он сказал:

- Ты сейчас потратил много жизненных сил, и жить тебе осталось не больше чем три дня. Но я все еще могу помочь тебе.

Вельможа рассвирепел еще больше и еще сильнее побил просветленного. Дамо был в отчаянии. Ему было больно на душе, и его тело болело от побоев. Он мог помочь, но его помощь лишь ухудшала ситуацию, он взмолился:

- Прошу тебя, позволь мне помочь тебе, ведь жизни твоей осталось не больше чем день!

Ничего не ответил сановник, злой ушел к себе домой и на утро умер. А Дамо по прозвищу Бодхидхарма горько заплакал и пошел прочь медитировать подальше от людей.»

Вот такая любопытная притча.

Давайте я попробую  написать притчу, состоящую только из фактов, а потом проанализировать то, что не попало в мою версию.

Итак, история, построенная на фактах.

«Посреди улицы среди прохожих сидел неподвижно человек в рваных одеждах (в притчи его называют «Дамо»).  В какой-то момент он посмотрел на людей, вскочил и подбежал к одному из них (в притче его называют «Сановник»).

И заговорил с ним, сказав «Я вижу, что скоро ты умрешь, и жизненных сил в тебе осталось не больше чем на неделю. Но я могу тебе помочь». В ответ Сановник рассвирепел и побил Дамо.

Дамо сделал вторую попытку предложить свою помощь, но в ответ тот его снова побил.

Дамо сделал третью попытку, но Сановник ему не ответил. Дамо заплакал, ушел и больше его никто из людей не видел.

На следующий день Сановник умер.»

Вот таким скучным и неинтересным получается пересказ притчи, если оставить в ней только факты.

Теперь поговорим о героях этой притчи. Их, на мой взгляд, два — Дамо и Тот, кто эту притчу придумал (написал), назовем его Автор.

Сначала об Авторе.

1. Автор явно обожествляет главного героя притчи, назвав его именем известного человека «Дамо», и наделяет его способностью «видеть суть вещей».  Не замечая при этом, насколько «Дамо» неэффективен в своих коммуникациях с другими людьми,  неэффективен в достижении результата. Да и к проявлению эмоций Дамо в притчи есть большой вопрос.

2. Автор почему-то называет Сановника несчастным.  (Эта оценка, данная Автором, характеризует больше самого Автора.) А «несчастный» — наверное, потому что Сановнику осталось жить 7 дней.

Хотя Сановник может быть счастливым, потому что 1) он прожил интересную и долгую жизнь, и просто пришло время умирать, или 2) ему «грозит» судебное дело и тюремное заключение и смерть для него в этом случае — лучший выход, или, может быть, 3) Сановник болеет неизлечимой болезнью и уход для него — это освобождение…

Скорее, Сановника следовало бы назвать «Вспыльчивым» или «Агрессивным», ведь именно такое поведение он продемонстрировал.

Теперь о главном герое притчи, которого Автор называет «Дамо» и о том, насколько нелогично описан данный персонаж. Нелогично с точки зрения сочетания способностей, его поведения и проявления эмоций.

1. Дамо думает, что он «видит суть вещей» — очень расплывчатое описание способности. Которая проявляется в том, что он думает, что «видит, через сколько дней умрет человек».

2. Причем, именно «думает, что видит», потому что даже в данной способности Дамо ошибся: «он видел, что Сановник умрет через 7 дней», а по факту — Сановник умер на следующий день.

3. Дамо думает, что может помогать людям (именно думает), потому что в притче нет фактов того, что он действительно помог людям.

То есть, в притчи способности Дамо существуют лишь в представлении Дамо о своих способностях, потому что нет фактов, подтверждающих его способности, да и отзывы довольных клиентов отсутствуют  .

Что еще можно добавить про Дамо, проанализировав притчу?

1) Он плохо разбирается в людях (почему он выбрал из множества людей именно Сановника — человека, который не только отказался от предложенной помощи, но еще и побил Дамо?)
2)  Он неэффективный коммуникатор: сначала совершил неэффективную коммуникацию, потом повторил ее, потом придумал новую, которая также не дала результата.
3) Он плохо обучаемый (сразу не делает выводов из неэффективной коммуникации и повторяет ее во второй раз).
4) Судя по тем эмоциям (жалость, отчаяние, плач), которые проявляет Дамо, он  - эмоционально неустойчивый человек.
5) К тому же он не умеет анализировать свое поведение и делать правильные выводы — вместо того, чтобы учиться коммуницировать с людьми, он спрятался от них («ушел медитировать»).

Интересно, действительно ли реальный Дамо был таким, или это Автор притчи наделил вымышленного героя именем известного персонажа?

Что еще можно проанализировать в данной притче в аспекте критического мышления, так это причинно-следственные события.

В данной притчи я заметил 4 таких события:

1) Дамо сказал что-то Сановнику и тот его побил
2) Сановник рассвирепел, побил Дамо и сократил свои жизненные силы
3) Дамо осуществил неэффективную коммуникацию/не получил желательный результат/Сановник не ответил и Дамо заплакал
4) Дамо осуществил неэффективную коммуникацию и ушел от людей

На мой взгляд, только в одной из четырех приведенных ситуациях есть причинно-следственная связь, а в остальных — непонятно (требуется дополнительное исследование).

Здесь мне вспоминается фраза «После этого» не значит «вследствие этого».

Поэтому, для того чтобы однозначно утверждать о наличие причинно-следственной связи, необходимо собирать больше информации, задавать больше вопросов, моделировать различные ситуации.

Мои выводы как консультанта:

1. Очень часто на первой консультации клиент рассказывает именно такую притчу о своей ситуации — притчу, в которой переплетаются факты, оценки, убеждения, и критическое мышление необходимо консультанту для того, чтобы отделять «зерна от плевел» (чтобы «отделять мух от котлет» — как написал в отзыве один мой клиент).

2. Я наблюдаю, что многие мои коллеги, а иногда и я сам, ведем себя как герой из этой притчи — не умеем объяснить особенности своих услуг, не можем построить правильную коммуникацию с потенциальными клиентами и зачастую уходим медитировать учиться инструментам и технологиям, вместо того, чтобы учиться взаимодействовать с клиентами.

Статья специально написана для данного ресурса. Источник статьи:  http://strategplan.ru/ 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Мой вклад в его болезнь? Или, что я могу сделать?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Муж сказал, что не любит меня больше. Что делать?
  • Все равно его не брошу, потому что...
  • Я вижу, о чем вы молчите, несмотря на то (именно потому), что ваш рот закрыли ваши руки.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь