Воззрения В. Франкла

В. Франкл - основатель третьей (венской) школы психотерапии - логотерапии, созданной в противовес (в дополнение?) психоанализу Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. В основе воззрений Франкла лежит представление, что человек есть существо, стремящееся обнаружить (найти) смысл жизни, к тому, чтобы прожить осмысленную жизнь. Отсюда, этиология психопатологии, с точки зрения Франкла, состоит в потере смысла. Невротик есть человек, не видящий смысла в своей жизни. Модель Франкла нацелена только на объяснение неврозов, и игнорирует все остальные психологические сложности, с которыми может столкнуться человек. Сам В. Франкл считает, однако, что его методы позволяют эффективно работать с психотиками и шизофрениками.

Основой человеческой сущности, полагает В. Франкл, является свобода человека выбирать, как относиться к происходящему вне зависимости от того, что именно просходит. Кажется, человек, прошедший четыре концлагеря, знал о чем говорил. Все методы Франкла нацелены на то, чтобы найти в происходящем (правильный) смысл. Если смысл найден, то проблема исчезает. Вот пример Франкла, как обнаружение смысла страдания снимает его (ниже - мой вольный - но точный по смысле - пересказ):

“Однажды ко мне пришел пожилой мужчина. Его жена умерла два года назад, и он никак не мог смириться с этим. Что я могу сказать ему? Я и не стал ничего говорить. Вместо этого я задал вопрос: “Что бы случилось, если бы вы умерли раньше, чем она?”. Он ответил, что “она бы безудержно страдала, и жизнь была бы невыносима для нее”. Я заметил, что она умерла раньше него, и ему приходиться платить своей болью и своим страданием за то, чтобы ей не было так невыносимо, если бы обстоятельсва сложились иначе. Он ничего не сказал мне. Просто пожал руку и вышел.”

В этом примере Франкла мы видим его убеждение, что человек никогда не страдает “просто так”, “без необходимости”. У страдания всегда есть смысл, считает В. Франкл.

Как объяснить феноменологию невроза с точки зрения концепции В. Франкла? К примеру, невротик - человек, который вечно чего-то боится. Почему? В. Франкл считает, что страхи появляются от того, что человек потерял смысл того, что он делает, ради чего на самом деле живет. К примеру, человек боиться лететь на самолете. Как побороть этот страх? В. Франкл считает, что достаточно спросить такого человека, ради чего он летит, и сразу же все страхи рассеятся.

Во-вторых, характеристикой невроза, с точки зрения В. Франкла, является гипер-внимание к концовке чего-либо. Человек перестает “быть в процессе”, но сразу же в своих мыслях переходит к концовке процесса.  В-третьих, особенностью невротика, считает В. Франкл, является гипер-рефлексия - человек слишком сильно концентрируется на неудаче. Наконец, невротик всегда ожидает, что обязательно произойдет нечто плохое.

Как помочь невротику? В. Франкл придумал свой метод. Его метод - это метод парадоксальной интенции. Он считает, что пациент должен делать именно то, чего боится. Как только пациент направит внимание на то, чего он боится или что у него не получается, проблема сразу исчезнет. К примеру, человек старается заснуть, но у него не получается (бессонница). Тогда В. Франкл порекомендует такому человек постараться сознательно и намерено не спать. Такой подход, говорит В. Франкл, поможет преодолеть сложность.

Подход В. Франкла не отрицает наличие процессов, открытых классическим психоанализом. К примеру, из работ В. Франкла становится ясно, что он соглашается с тем, что невротик - это человек, защищающийся от реальности, причиняющей ему вред. И защищающийся неэффективно, неадаптивно. Можно привести такую иллюстрацию из работы самого В. Франкла:

Таким образом, гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника - фрустрации другого, более фундаментального мотива. Я хотел бы проиллюстрировать это анекдотом. Человек встречает на улице своего домашнего врача. "Как поживаете, мистер Джонс?" - спрашивает врач. "Что вы сказали?" "Как поживаете?" - спрашивает врач еще раз. "Видите ли, - отвечает человек, - я стал хуже слышать". "Вы, наверное, слишком много пьете, - говорит ему доктор. - Бросьте пить, и вы опять будете лучше слышать". Через несколько месяцев они снова встречаются. "Как поживаете, мистер Джонс?" - "Не надо кричать, доктор. Я вполне хорошо слышу". - "Так вы бросили пить?" - "Да, доктор, бросил". Еще через несколько месяцев они встречаются в третий раз. Врач вынужден опять повысить голос, чтобы быть услышанным. "Так вы опять начали пить?" - спрашивает он своего клиента. "Слушайте, доктор, - отвечает тот. - Сначала я пил, и мой слух ухудшился. Затем я бросил пить и стал слышать лучше. Но то, что я услышал, было хуже, чем виски".

Хоть В. Франкл и признает психологические процессы, рассмотренные другими школами, он предлагает свои методы решения проблем. И здесь метод парадоксальной интенции - не единственный в арсенале логотерапевта. Один из основных инструментов - это поиск смысла происходящего. Как только (правильный) смысл найден, проблема сразу исчезает (по аналогии с осознанием в психоанализе). Здесь основная идея В. Франлка в том, что человек действительно может быть ограничен в чем-то, или что-то может влиять на него, или он правда не несет ответственности за то, что нечто произошло с ним или его жизнью. Но есть вещь, за которую он ответственнен на 100%: это отношение к происходящему. Можно проиллюстрировать это цитатой из работы В. Франлка:

“...кроме того, что я профессор в двух областях науки, я еще человек, выживший в четырех лагерях - концентрационных лагерях, - и потому являюсь свидетелем того, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов самым тяжелым условиям, какие только можно себе представить. Зигмунд Фрейд однажды сказал: "Давайте попробуем поставить некоторое количество самых различных людей в одинаковые  условия голода". С возрастанием голода все индивидуальные различия сотрутся, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого  побуждения". В концентрационных лагерях, однако, истинным было противоположное. Люди стали более различными. Маски были сорваны с животных - и со святых. Голод был одним и тем же, но люди были различны. В счет шли не калории.”

Вообще, методы и воззрения В. Франкла отличаются высоким уровнем концептуализации. Я искренне сомневаюсь, что кто бы то ни было работает в рамках концепции В. Франкла. Можно работать в рамках психоанализа - и только него. Или в рамках гештальта - и только него. Но в рамках логотерапии, мне кажется, работать невозможно. Подход В. Франкла - скорее филосифия, которая дала жизнь более оформленным концепциям. К примеру, концепции “экзистенциального психоанализа” И. Ялома, который, кстати, сам пишет, что его экзистенциальные воззрения не могут быть применены в психотерапии отдельно от более общих теорий.

Отношение к воззрениям В. Франкла достаточно противоречивое. С одной стороны, академические круги его не очень любят (хоть он и был награжден множеством разных академических наград). С другой стороны, многие обожают его за то, что он умеет красиво и интересно рассказывать о психологии и психотерапии. А как вы относитесь к воззрениям и концепции В. Франкла?



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • 110 лет со дня рождения В. Франкла " Психолог в концлагере"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • "Четыре вкуса того, о чём говорит человек"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Притча "Человек и его лень" ( о лени)
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь