Особенности проявления механизмов сопротивления в психологическом консультировании

Автор статьи: Сергей Лунюшин

Каждый психолог в своей работе сталкивается с механизмами сопротивления у клиентов. Связано это с тем, что меняя поведение, отношение или личностные качества, у человека разрушаются стереотипы поведения и мышления. Поэтому человек неосознанно включает механизмы сопротивления. Сопротивление появляется, когда «бессознательное» клиента чувствует опасность. Источник этой опасности «бессознательное» может найти в психологе, в предложенном клиенту задании или упражнении, в теме беседы и т.д. К особенностям механизмов сопротивления относятся: бессознательный процесс, проявление амбивалентности (с одной стороны клиент стремится изменить себя, а с другой стороны сопротивляется этому), проявление защитных функций психики.

Существует несколько признаков проявления механизмов сопротивления:

- необоснованная критика в сторону психолога;

- появление интереса к процессу консультирования;

- человек начинает опаздывать или вовсе не приходить на консультацию;

- появление рационализма;

- появление склонности спорить с психологом;

- появление желания к длительным беседам на философские темы;

- постоянное молчание или напротив излишняя говорливость.

Источниками возникновения сопротивления могут быть внешние и внутренние факторы:

  1. К внутренним факторам относятся такие проявления, как:

- боязнь клиента показать свои негативные качества (с его точки зрения);

- наличие у человека повышенной тревожности, которая может быть механизмом, защищающим от неприятного анализа своего поведения или качеств личности;

- наличие у клиента механизма рационализации;

- присутствие у человека страха о том, что проговаривание его негативных мыслей и чувств, могут привести к более худшим последствиям.

2. К внешним факторам относятся:

- отсутствие у клиента внутренних резервов для изменения проблемы;

- плохое самочувствие клиента;

- наличие психоза у клиента (у шизофреников могут появляться галлюцинации или они могут просто молчать, а невротики могут спорить, стать излишне раздражительными).

Механизм сопротивления с одной стороны мешает достижению поставленной задачи при психологическом-консультировании, с другой стороны показывает, что в процессе диалога затронуты «бессознательные» факторы, которые вероятнее всего являются основным источником появления проблемы у клиента. Одной из основных задач является выявление механизмов сопротивления у клиента, совместная работа психолога и клиента, направленная на осознание этих механизмов, а также причин их появления.

Автор статьи Лунюшин С.А. (2015 год)

Источник



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Парадокс сопротивления - памятка для клиента
  • Как избежать сопротивления клиента
  • Формы сопротивления клиента на сеансе
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • 7 заповедей счастливой жизни или дорога к счастью по пути наименьшего сопротивления
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • Ответственность психолога или клиента?
  • Предупреждение клиентам. Преодоление сопротивления процессу терапии
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Формы сопротивления психолога на сеансе
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Проверено на себе, или путь от клиента до психолога.
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Причины сопротивления и что с ним делать.
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Сопротивление клиента или кто кого переиграет
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Как перестать бороться с собой и научиться быть в равновесии. Теория сопротивления по Ф. Перлзу
  • Разговор по сути, или несколько слов о следовании за энергией клиента.
  • 10 мужских качества от которых теряют голову или две стороны одной медали.
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь